Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа
ВХУТЕМАС - выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.
Введение
1. О месте и роли наследия ВХУТЕМАСА
2. Проблемы и этапы формирования и развития ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА
2.1 Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы
2.2 Строгановское художественно-промышленное училище
2.3 Московское училище живописи, ваяния и зодчества
3. "Объективный метод" преподавания - становление пропедевтики
3.1 Живскульптарх и ВХУТЕМАС
3.2 Рабочие группы ИНХУКа и "объективный метод"
3.3 Основное отделение архитектурного факультета (1920-1922 гг.)
4. Борьба за внедрение конструктивизма на архитектурном факультете
5. Три года во главе с Фаворским
5.1 Архитектурный факультет выходит в лидеры
6. Пропедевтика на новом этапе
7. Последний учебный год ВХУТЕИНа
Заключение
Библиографический список
Если формообразующие потенции проектно - графического наследия Баухауза, давно введенного в научный и творческий обиход широко использовались и во многом уже практически исчерпаны, то в наследии ВХУТЕМАСа заключено еще большое количество неиспользованных потенциальных возможностей формообразования. Это имеет особое значение сейчас, когда в стилеобразующих процессах в предметно - художественном творчестве явно обнаружился дефицит формообразующих идеи.
2. Проблемы и этапы формирования и развития ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА
2.1 Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы
Чтобы понять специфику творческой направленности в вопросах формообразования в советской художественной культуре в 20 - е годы, необходимо учитывать особенности проблемной ситуации в искусстве России в 1910 - е годы, которая существенно отличалась от условий зарождения нового стиля в других странах Европы.
Специфика состояла в том, что в предреволюционные годы перед Октябрьской революцией 1917 года) процессы формообразования в изобразительном искусстве и в предметно-художественной сфере (прежде всего в архитектуре) развивались как бы в противоположных направлениях.
Левые течения изобразительного искусства в ходе бурных формально - эстетических экспериментов за несколько лет совершили стремительный и результативный рывок. Наиболее радикальные новаторские течения вышли на такой общий уровень разработки проблем формообразования, который практически включал в себя все виды пространственных искусств.
Именно в недрах изобразительного
искусства в нашей стране возникли
такие влиятельные
В то же время в архитектуре
быстро нарастали тенденции, связанные
с формированием неоклассики. Начавшиеся
в ходе полемики с модерном, как
стилизация в духе русского классицизма,
неоклассические поиски в 1910 - е годы
вышли на весьма высокий художественный
уровень. Появились и оригинальные
концепции интерпретации
Таким образом, о предреволюционные
годы в России процессы формообразования
в живописи и в архитектуре, в
этих двух основных областях пространственных
искусств, шли как бы в противоположных
направлениях - к максимально новому
и к максимально проверенному
традицией. Происходила и все
усиливалась поляризация
Оба эти направления в художественной культуре России достигли наиболее высокого художественного уровня в 1910-х - начале 20-х годов. Более десяти лет oни развивались параллельно, накапливали художественные потенции. Между ними возникло мощное силовое поле, через него сначала как бы проскакивали искры, а затем произошел мощный разряд, который, с одной стороны, обуглил (и даже сжег) многое в творческих концепциях этих направлений, а с другой - способствовал рождению концепций формообразования в рамках художественного авангарда, завершивших формирование нового стиля.
В конечном счете новый стиль в 20 - е годы в предметно - художественных видах творчества (включая архитектуру и дизайн) сформировал свою весьма упорядоченную по структуре художественно - композиционную систему, в становление которой внесли свой вклад супрематизм и конструктивизм.
Реальные зримые черты
этой упорядоченной структуры нового
стиля стали кристаллизоваться
в профессиональном творчестве в
первой половине 20 - х годов, хотя отдельные
ростки появились и раньше. И все
же в целом 10 - е годы, а частично
и начало 20-х годов можно
Отсюда такое неистовство
экспериментов 10-х - начала 20-х годов,
их подчеркнуто деструктивный, "разрушительный"
характер. Высокий художественный уровень
неоклассики (начиная архитектурой
и кончая книжной графикой) и ее
все возрастающий авторитет в
профессиональной художественной среде
как бы спровоцировали новаторские
течения на резкое усиление деструктивных
экспериментов. В результате в нашей
стране такие стадии развития нового
искусства, как кубизм и футуризм
приобрели специфический
Около десяти лет (1912 - 1922 гг.)
потребовалось новаторским
Все это необходимо учитывать, анализируя и оценивая программы, проектно - графические и живописно - пластические материалы ВХУТЕМАСа.
В той или иной мере все это отражалось и на творческих процессах в таких предшествовавших ВХУТЕМАСу учебных заведениях, как Строгановское художественно - промышленное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества, Первых и Вторых ГСХМ, на взаимоотношении ВХУТЕМАСа с Живскульптархом, ИНХУКом и ЛЕФом.
2.2 Строгановское
художественно-промышленное
Производственные факультеты
ВХУТЕМАСа возникли не на пустом месте,
а в результате сложных процессов
преобразования, доставшихся в наследство
от Строгановского училища учебно-
Работы учащихся Строгановского
училища с успехом
Полная программа обучения была рассчитана на восемь лет. Она включала в себя общеобразовательные и общехудожественные предметы, задания по композиции и работу в мастерских. Причем важно отмстить, что в начале ХХ века программа обучения в Училище предусматривала раздельное прохождение научных (общеобразовательных) и художественных дисциплин. Учащийся мог числиться в разных классах: по научным предметам - в одном, по художественным - в другом. Это позволяло быстро продвигаться способным ученикам.
2.3 Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Живописный, Скульптурный и
Архитектурный факультеты ВХУТЕМАСа
сформировались в основном на базе
соответствующих отделений
В качестве главного центра художественного образования в стране рассматривалась созданная в середине XVIII века Петербургская Академия художеств, где сложились прочные традиции академического преподавания. В 1893 году Академия была разделена на Академическое собрание (собственно Академию художеств) и Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (состоящее при Академии художеств).
МУЖВЗ уже с конца XIX века становится серьезным конкурентом Академии художеств, все больше превращаясь во второй важнейший центр подготовки художников, скульпторов и архитекторов. Московское училище вело долгую борьбу за признание его высшей художественной школой наравне с петербургской. По уровню подготовки выпускников МУЖВЗ в начале XX века практически было высшим учебным заведением, но царское правительство так и не предоставило ему прав высшего учебного заведения. Такая ситуация заставляла многих выпускников МУЖВЗ заново проходить последние курсы в Академии художеств, чтобы получить диплом специалиста с высшим образованием. Это облегчало контроль Академии художеств за общей направленностью подготовки в стране художников, скульпторов и архитекторов.
Борьба против академизма
Академии художеств обострилась
уже в 60 - е годы XIX века. В 1863 году
группа ее выпускников отказались писать
конкурсную картину, вышла из нее ("бунт
четырнадцати") и образовала бытовую
коммуну - Артель художников (во главе
с И. Крымским), которая сыграла
важную роль в развитии демократического
направления в русском
Все это сделало Москву (второй важнейший художественный центр в России) более восприимчивой к творческим поискам в мировом искусстве, что сказалось уже в 1900 - е годы на настроениях студентов живописного и скульптурного факультетов МУЖВЗ. О новейших точениях европейского искусства московские студенты узнавали не только из изданий, но и имели возможность видеть лучшие произведения в собраниях Щукина и Морозова; у петербургских студентов такой возможности не было. В московской художественной школе назревал студенческий бунт уже не только против академизма, но и против традиций передвижников.
В начале 1900-х годов студенты,
ориентировавшиеся на новейшие течения
живописи, стали задавать тон в
МУЖВЗ, критикуя методы преподавания за
академизм и традиционализм. В
русском изобразительном
Протест молодежи в МУЖВЗ возглавили М. Ларионов, Н. Гончарова и Д. Бурлюк. Борьба разгорелась вокруг творческой направленности ежегодных ученических выставок. Студенты взяли организацию выставок в свои руки, создав ученические жюри для отбора работ. Решающую роль в жюри играли М. Ларионов и его сторонники. Среди студентов возникла и другая группа, которая противопоставляла поискам в духе новейших течений живописи традиции Училища (во главе этой группы стоял А. Герасимов). Сторонники этой группы выставляли свои работы на ученических выставках в специальном отделе "без жюри".
Руководство МУЖВЗ отрицательно
относилось к новаторским формально
- эстетическим поискам учащихся. Стремясь
ослабить влияние новейших течений
живописи, оно в 1910 году исключило
из Училища почти пятьдесят
Этот акт, безусловно, подрубил
дух новаторских поисков в
московском Училище, внес в среду
учащихся растерянность и отбил
у многих из них на время желание
экспериментировать. Однако через несколько
лет в студенческой среде живописного
отделения вновь стали
В годы первой мировой войны
новые веяния все сильнее проникают
на живописное отделение МУЖВЗ. Сдерживающее
влияние Академии художеств (которая
подчинялась одному из самых реакционных
учреждений царской России - Министерству
Императорского Двора) уже не в силах
было сохранить традиционно-
Информация о работе Место и роль «ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА» в мировой культуре дизайна