Место и роль «ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА» в мировой культуре дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

ВХУТЕМАС - выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.

Содержание

Введение
1. О месте и роли наследия ВХУТЕМАСА
2. Проблемы и этапы формирования и развития ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА
2.1 Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы
2.2 Строгановское художественно-промышленное училище
2.3 Московское училище живописи, ваяния и зодчества
3. "Объективный метод" преподавания - становление пропедевтики
3.1 Живскульптарх и ВХУТЕМАС
3.2 Рабочие группы ИНХУКа и "объективный метод"
3.3 Основное отделение архитектурного факультета (1920-1922 гг.)
4. Борьба за внедрение конструктивизма на архитектурном факультете
5. Три года во главе с Фаворским
5.1 Архитектурный факультет выходит в лидеры
6. Пропедевтика на новом этапе
7. Последний учебный год ВХУТЕИНа
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

вхутемас.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Что, прежде всего, привлекает нас в его творческом наследии - опыт формирования комплексного художественно - технического высшего учебного заведения или же связанные с ним творческие процессы формообразования?

Разумеется, привлекает и  то и другое. И все же по мере того, как на протяжении более двадцати лет выявлялось и анализировалось  проектно - изобразительный материал ВХУТЕМАСа, становилось все более очевидным, что мы имеем дело с важнейшим центром генерирования формообразующих и стилеобразующих идей в масштабе мирового искусства XX века.

ВХУТЕМАС, пожалуй, в максимальной степени отразил в себе все  те сложные и противоречивые творческие процессы, которые протекали тогда  в художественной жизни нашей  страны.

Он был тесно связан практически со всеми крупными художественными  организациями и учреждениями Москвы (Живскульптарх, ИНХУК и др.). В недрах ВХУТЕМАСа возникли или были с ним тесно связаны многочисленные творческие объединения, общества и группы - Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, "Бытие", "Маковец", "Московские живописцы", НОЖ, ОМХ, ОМАХРР, "Октябрь", РАПХ, "Рост", "Цех живописцев", "Четыре искусства" и др.

В эти объединения и  группы входили преподаватели, выпускники и студенты ВХУТЕМАСа, что превращало это комплексное высшее художественное заведение в бурлящий котел, где  шла борьба различных творческих концепций, бушевали страсти, низвергались одни идолы, появлялись новые кумиры.

Важной спецификой ВХУТЕМАСа (что отличало его от художественных учебных заведений других стран) была необычайная активность студентов  в определении творческой направленности вуза. Еще со времени СГХМ, когда  студентам были предоставлены широкие (в отдельных случаях почти  диктаторские) права, студенты ощущали  себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали  участие в общественной жизни  вуза на равных с преподавателями.

Все, что происходило тогда  в общих процессах развития стиля XX века, в процессах взаимодействия различных искусств и рождения новых  видов художественного творчества (дизайна) - все это отражалось на ВХУТЕМАСе и чутко отзывалось в нем. Поэтому так причудливо пульсировала жизнь на различных  факультетах ВХУТЕМАСа, которые  сменяли друг друга в роли творческих лидеров.

Всего 12 лет (включая ГСХМ), а сколько событий, сколько сменилось  концепций и течений, как изменились за эти годы и состав преподавателей, и творческие симпатии студентов.

Нельзя хотя бы кратко не остановиться и еще на одной проблеме, о которой часто упоминают  в публикациях о ВХУТЕМАСе. Дело в том, что ВХУТЕМАС бурлил не только под влиянием борьбы различных творческих концепций. Он был и ареной политической, классовой борьбы в среде студенчества.

В 20 - е годы эта борьба была в той или иной мере характерна для всех высших учебных заведений. Советское государство столкнулось  в первые послереволюционные годы с  массовым саботажем чиновников и  специалистов, с бегством из страны значительной части интеллигенции, не принявшей революции. Это поставило  Советскую власть перед необходимостью создавать новую (как тогда говорили "трудовую") интеллигенцию, ориентируясь, прежде всего, на выходцев из рабочих  и крестьян. Был на какое - то время  ограничен прием в высшие учебные  заведения детей представителей других социальных групп, особенно так  называемых нетрудовых элементов. Проводилась  линия на максимальную пролетаризацию состава студентов высших учебных  заведений, ориентировались на тех, кто заканчивал рабфаки. Но проведение этой линии не везде и не всегда протекало гладко. Были трудности, были перегибы и ошибки.

Особенно сложной оказалась  задача пролетаризации состава студентов  в художественных вузах, где от студента требовались определенные художественные способности, которые далеко не всегда совпадали с соответствующим  социальным происхождением. В результате во ВХУТЕМАСе в среде студентов  сложно переплетались как бы две  иерархии - по степени художественной одаренности и по социальному  происхождению и политической активности.

Такая ситуация нередко приводила  к неправомерной оценке творческих расхождений как политических разногласий. Особенно обострились эти вопросы  в условиях НЭПа, когда появилась  новая социальная прослойка. Студенты - выходцы из рабочих и крестьян бурно реагировали на любой факт, когда выяснялось, что кто-то из студентов  скрыл при поступлении во ВХУТЕМАС, что он происходит из среды нейманов. Общественные студенческие организации требовали исключить таких студентов из ВХУТЕМАСа вне зависимости от степени их художественной одаренности. Попадало и преподавателям, пытавшимся защитить таких студентов.

Максимализм студенческой молодежи, выступавшей за "чистоту" социального  происхождения студентов, приводил в ряде случаев к неоправданному отчислению из ВХУТЕМАСа действительно  одаренных студентов (впоследствии многие из них были восстановлены  в вузе).

Острой политической борьбой  насыщены и многие публикации в газете ВХУТЕМАСа.

И хотя материалы ВХУТЕМАСа  представляют огромный интерес как  наследие одного из важнейших центров  генерирования новых творческих идей, нельзя не отдать должное и  собственно учебно-педагогическому  наследию этого уникального комплексного художественно-технического вуза.

Сохранилось огромное количество текстовых документов, отражающих методику преподавания на различных факультетах  и индивидуальные методы обучения отдельных  преподавателей. Эти материалы уже  много лет изучаются специалистами. Предстоит еще большая и длительная работа по тщательному анализу многочисленных методик и учебных программ, сравнение  их с программами других учебных  заведений с целью выявления  того позитивного, что может быть использовано в современных условиях. Многое в этом направлении уже  сделано и в ряде высших учебных  заведений нашей страны (в частности  в тех, где готовят архитекторов и дизайнеров) с успехом используется учебно-методическое наследие ВХУТЕМАСа.

Особенно внимательно  с этой точки зрения изучается  в последнее время опыт преподавания во ВХУТЕМАСе общехудожественной и  специализированной пропедевтики, дисциплины которой и ее общую систему  можно рассматривать как одно из важнейших достижений ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа.

В целом представленный в  данном реферате материал дает широкую  картину того, в каких условиях шло становление искусства в  первые годы Советской власти, когда  было создано многое из того, что  существенно повлияло на искусство XX века в целом. ВХУТЕМАС был одним  из важнейших центров советского художественного авангарда.

 

Библиографический список

 

1.   Хан - Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Издательство "Ладья", 1995. - с.: ил. ISBN 5-7068-0103-7

2.   Хан - Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Издательство "Ладья", 2000. - 488 с.: ил. ISBN 5-7068-0085-5

3.   Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том I. - М.: Издательство "Прогресс-Традиция", 2001. - 656 с.: ил. ISBN: 5-89826-096-X

4.   Электронный ресурс: http://archi.ru/events/extra/event_current.html? eid=3466&fl=2


Информация о работе Место и роль «ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА» в мировой культуре дизайна