Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:38, лекция
Зная организацию значения слова, которое по современным представлениям, имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии) мы можем предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.
Тема № 10 Методы и принципы анализа концептов.
Зная организацию значения слова, которое по современным представлениям, имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии) мы можем предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.
Концепт может получить полевое описание – в терминах ядра и периферии. К ядру будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления.
В построении номинативного поля концепта исследователь может пойти двумя путями.
Во-первых, можно сосредоточиться на выявлении только прямых номинаций концепта - ключевого слова и его синонимов (как системных, так и окказиональных, индивидуально-авторских), - это приведет к построению ядра номинативного поля. Например, ядро номинативного поля концепта женщина составят такие единицы, как женщина, лицо женского пола, баба, дама, телка, тетка, слабый пол, дочь дьявола и др.
Во-вторых, можно не ограничиться прямыми номинациями и выявить все доступное исследователю номинативное поле концепта, включая номинации разновидностей денотата концепта (гипонимов), - жена, хозяйка, мать, старуха, мегера, девчонка, фифа, мымра, леди, бизнес-леди, старая карга и под., и наименования различных отдельных признаков концепта, обнаруживающихся в разных ситуациях его обсуждения, - ласковая, нежная, капризная, рожает детей, сплетничает, убирает, стирает, ревнует, ругает мужа, заботится о семье, любит тратить деньги, следит за мужем, чинит одежду и т. д. и т. п. Наиболее часто номинируемые гипонимы обычно оказываются наиболее типичными представителями концепта в коммуникации, наиболее часто номинируемые признаки - наиболее яркими признаками концепта, обсуждаемыми в коммуникации. И те, и другие позволяют пополнить наши представления о структуре изучаемого концепта. К описанию можно добавить паремии, афоризмы, фразеологизмы о женщине. Это будет расширенное описание номинативного поля, построение полного номинативного поля концепта.
В зависимости от задач и возможностей исследователь может пойти по первому или второму пути; важно отметить, что второй путь, конечно, более трудоемкий, но дает гораздо более глубокие и достоверные результаты.
Покажем возможные приемы
построения номинативного поля, которыми
может воспользоваться
Установление ключевого слова-
Ключевое слово - это определяемая исследователем лексическая единица, которая наиболее полно номинирует исследуемый концепт. В качестве такого слова выбирается наиболее употребительное наименование (можно проверить это по частотному словарю), достаточно обобщенное по своей семантике (средней степени абстракции), желательно стилистически нейтральное, неоценочное слово -труд, судьба, дом, быт, счастье, женщина, мужчина, свобода и под. Хорошо, если ключевое слово при этом оказывается многозначным - ключевые слова, которые имеют много значений (что уста - навливается по толковым словарям), сразу же дают иссле- дователю достаточно богатый материал для когнитивной интерпретации.
Установление ядра
Ядро номинативного поля устанавливается:
- через синонимическое расширение ключевого слова (используются словари синонимов и фразеологические словари). Например, для ключевой лексемы другустанавливаются синонимы приятель, товарищ, кореш, дружбан, не разлей вода и др.;
- через анализ контекстов, в которых номинируется исследуемый концепт (художественные, публицистические тексты).
Установление периферии
Периферийные компоненты номинативного поля устанавливаются разными способами.
Анализ художественных и публицистических текстов
Из текстов извлекаются
номинации видовых
Анализ сочетаемости лексем,
объективирующих концепт в
Семья может быть большая, маленькая -
следовательно, значение отражает когнитивный
классификационный признак размер, может создатьс
Построение лексико-
Этот метод предполагает подбор синонимов, антонимов ключевого слова, определение его гиперонима и соги-понимов.
Данная методика может
быть проиллюстрирована
Лексико-фразеологическое поле, репрезентирующее концепт «общение», - одно из самых больших полей русского языка. Оно насчитывает 1828 лексем и 314 фразеологических единиц. Коммуникативную лексику составляют в основном языковые единицы таких частей речи, как глагол и существительное, а также (в меньшей степени) прилагательное и наречие.
Построенное лексико-фразеологическое поле объективирует самые разные когнитивные признаки концепта «общение», которые могут быть выявлены путем анализа семантики единиц, вошедших в данное поле.
Построение деривационного
Построение и изучение
деривационного поля ключевого слова
позволяет также выявить
К примеру, для лексемы быт «
В «Толковом словаре живого
великорусского языка» В. И. Даля приводятся
и другие однокоренные единицы, в
настоящий момент вышедшие из употребления:бытейский,
В разговорной речи встречаются единицы: бытовуха, бытовня, бытово (наречие). Семантический анализ выявленных дериватов позволяет обнаружить целый ряд дополнительных когнитивных признаков исследуемого концепта.
Построение паремиологического
Весьма информативны для выявления интерпретационного поля концепта паремии. В них мы находим застывшие осмысления того или иного концепта, складывавшиеся на протяжении длительного времени.
Для выявления когнитивных признаков исследуемого концепта паремии, содержащие ключевое слово-репрезентант концепта, его синонимы или характеризующие концепт описательно, упорядочиваются в паремиологическое поле. Источником паремий являются словари пословиц, поговорок, крылатых выражений и афоризмов.
Анализ устойчивых сравнений с
Если с ключевым словом - репрезентантом или его синонимами в языке - есть устойчивые сравнения, то эти сравнения также пополняют номинативное поле концепта: такое сравнение номинирует некий когнитивный признак, который присущ концепту, номинируемому основанием сравнения. Например: силен как бык - бык сильный; красив как Аполлон -Аполлон красивый; глуп как курица - курица глупа;слепой как крот - крот плохо видит; длинный как жердь - жердь длинная и т. д.
Анализ фразеологических номинаций концепта
Лексема, номинирующая концепт, может быть употреблена в составе фразеологизма. В этом случае фразеологизм также входит в номинативное поле соответствующего концепта, а анализ значения фразеологизма позволяет установить определенные признаки соответствующего концепта. Ср. фразеологически объективированные когнитивные признаки концепта собака:
собачья жизнь, жить собакой -у собаки плохая жизнь; собачья преданность, смотреть собачьими глазами - собака верное животное;
собачье ремесло - ничтожность, малополезность деятельности,
собачий нюх - хороший нюх, собачья радость - собаке немного надо для радости и т. д.
Фразеологические номинации характерны далеко не для всех концептов.
Анализ ассоциативного поля
Ассоциативное поле концепта образуется совокупностью ассоциатов на стимул - ключевую лексему-репрезентант концепта.
Ассоциативное поле формируется
в результате обработки результатов
свободного или направленного
Свободный ассоциативный эксперимент предполагает ответ испытуемых на предъявленный стимул любым словом, направленный ассоциативный эксперимент предполагает ответ, ограниченный определенными условиями - например, определенной частью речи, определенной конструкцией и т. д.
Ассоциативное поле формируется через перечисление ассоциатов, располагаемых по убыванию числа испытуемых.
В дальнейшем ассоциаты, образующие ассоциативное поле, интерпретируются как языковые средства объективации тех или иных когнитивных признаков концепта, названного стимулом.
Таким образом, номинативное поле концепта строится из ключевого слова-репрезентанта, его синонимического ряда, единиц, выявленных в художественных и публицистических текстах, устойчивых сравнений, фразеологических единиц, лексико-фразеологического, деривационного, ассоциативного, паремиологического полей ключевого слова-репрезентанта концепта.
Методы описания концептов
Лингвокогнитивная методика описания и моделирования концептов строится на анализе семантики языковых средств, объективирующих концепт. Анализ семантики, как традиционно-лингвистический, так и экспериментальный, может дать исследователю как описание собственно значений лексических единиц (лексикографического и психолингвистического), так и описание концепта.
Наиболее эффективным методом изучения психологически реальных значений и концептов как «реальностей сознания» людей является психолингвистический эксперимент, и прежде всего ассоциативный эксперимент в двух его разновидностях - свободный и направленный.
При описании психолингвистического значения ассоциативный эксперимент - как свободный, так и направленный - дает достоверные данные при учете только первой ассоциативной реакции, поскольку остальные ассоциации могут быть уже ассоциациями не на собственно стимул, сколько на предыдущую реакцию; учет первой реакции позволяет избежать этого недостатка.
Ассоциативный эксперимент, как свободный, так и направленный, имеет своей целью построение ассоциативного поля стимула (описание совокупности реакций, упорядоченных по убыванию частотности), которое далее выступает как материал для семантической интерпретации.
Свободный ассоциативный эксперимент с использованием первой реакции лучше выявляет связи концепта в концептосфере, а направленный ассоциативный эксперимент - образующие концепт когнитивные признаки. Для целей описания содержания концепта второй предпочтительнее как более информативный. Однако можно использовать оба варианта и обобщить в описании результаты, полученные в обоих экспериментах, поскольку объединенные признаки будут иметь показатель яркости, который позволит непротиворечиво расположить их в итоговой полевой модели концепта.
Таким образом, лингвокогнитивное описание концепта - это особая лингвистическая процедура, которая имеет как сходства с процедурами описания лексикографического и психолингвистического значений, так и принципиальные отличия от них.
Кроме того, в
когнитивных исследованиях
Рецептивный эксперимент - это эксперимент на понимание, восприятие концепта, его субъективную дефиницию. Проводится методом анкетирования с вопросами типа:
Что вы понимаете под... Дайте свое определение... Подберите синонимы к...
Выберите подходящие синонимы...Выберите правильное, на ваш взгляд, определение...