Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:22, реферат
Основой культурологии является история культуры, поскольку развитие культуры
тесно связано с историческим развитием. При этом история культуры относится
к низшему эмпирическому или фактологическому уровню культурологии, тогда как
философия культуры — это метатеоретический уровень. В культурологии
используются методы, используемые во всех областях человеческой
деятельности: классификация (т. е. упорядочение культур и культурных
феноменов на основе одного или нескольких признаков), анализ и синтез,
индукция и дедукция, абстрагирование и т. п.
Введение
1. Эволюционный метод
2. Структурно-функциональный метод
3. Диффузионизм и символический интеракционизм
3.1 Диффузионизм
3.2 Символический интеракционизм
Методы культурологических исследований
Введение
1. Эволюционный метод
2. Структурно-функциональный метод
3. Диффузионизм и символический интеракционизм
3.1 Диффузионизм
3.2 Символический интеракционизм
Введение
Основой культурологии является история культуры, поскольку развитие культуры
тесно связано с историческим развитием. При этом история культуры относится
к низшему эмпирическому или фактологическому уровню культурологии, тогда как
философия культуры — это метатеоретический уровень. В культурологии
используются методы, используемые во всех областях человеческой
деятельности: классификация (т. е. упорядочение культур и культурных
феноменов на основе одного или нескольких признаков), анализ и синтез,
индукция и дедукция, абстрагирование и т. п. Помимо общих методов
исследования культурология создала свои специфические методы: эволюционный
метод, структурно-функциональный метод, диффузионизм, символический
интеракционизм, позволяющие решать конкретные задачи внутри данной науки.
1. Эволюционный метод
Одним из первых методов культурологических исследований следует считать
эволюционный метод. Он успешно применялся на заре культурологии английской
этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем
при анализе связи культуры и особенностей мышления человека. Эволюционный
метод наравне с диалектическим, который рассматривает динамику культуры не
только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает
скачкообразные, резкие изменения, культурные революции (т. е. периоды
создания новых типов культур и смены лидирующей роли отдельных отраслей
культуры), является частью исторического метода.
Длительное время изменения в природе и обществе находили объяснение в
общественной мысли в рамках идеи творения (креационизма), имеющего либо
божественный характер либо вытекающего из творческого озарения, связанного с
выдающейся личностью пророка, вождя, мыслителя, художника, правителя и т.д.
Конечно, наиболее убедительным примером такого рода событий для многих
поколений была Библия, созданная пророками или апостолами, фиксировавшими
великие события в истории, божественные деяния и слова.
Яркое художественное выражение этот подход нашел, например, в книге
Т.Карлейля “Герои, почитание героев и героическое в истории”, который выделил
типы обожествленного вождя языческого племени, пророка, поэта, священника,
писателя и правителя как проявление творческого начала в обществе.
Позднее большое влияние получила теория катастроф. Рожденная на материале
естественных наук, прежде всего биологии и геологии, она применялась и для
объяснения социокультурных изменений: внезапного разрушения культуры в
результате гибели общества, стихийных бедствий, нашествий, падения государств
и гибели городов.
Теория катастроф стала необходимым коррелятом концепции творения. Возникшее
неожиданно в результате вмешательства неуправляемых природных сил могло
столь же неожиданно потерпеть катастрофу и погибнуть.
“Мягким” вариантом катастрофизма была теория регресса (деградации),
происходящего в результате “антиразвития”, упадка и примитивизации общества
под воздействием внутреннего разлада или вмешательства враждебных внешних
сил.
Не следует думать, что эти концепции совершенно сошли со сцены исторического
или культурологического мышления. Весьма содержательное развитие, хотя и в
принципиально разных направлениях они получили, например, в работах А.Тойнби
и Л.Гумилева.
Эволюция — понятие, употребляемое в сходном значении во многих естественных
и общественных науках. В этом факте отражаются как универсальность принципа,
проявляющегося в различных явлениях природы, общества или внутреннего мира
человека, так и те мировоззренческие установки, которые способствовали
формированию самой теории. Происхождение и содержание этого подхода глубоко
связаны с социально-экономическими условиями, менталитетом и общекультурной
атмосферой, которые сложились в странах Запада во второй половине XIX в.
Поразительное развитие новой техники сопровождалось значительными сдвигами и
в научном мышлении, особенным влиянием в котором в этот период пользовался
дарвинизм.
Основные идеи эволюционизма сводятся к следующему:
1. Как естественные, так
и общественные явления
регулярным или частым изменениям.
2. В ходе этих изменений
общество отходит от пер
или упрощенного состояния (или от стадии зарождения) и приобретает более
сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост
рационального начала в обществе, т.е. его “разумности”, усложнение,
совмещающееся с упорядочиванием,а соответственно устранением хаоса,
конфликтов, предрассудков и слепой веры.
3. Стадии эволюции можно
выстроить в шкалу от “дикости”
высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себе
новейший Запад.
4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в
том числе искусства, мораль, верования и культы, хотя это может происходить
разными темпами и один вид искусства может отставать от другого, мораль от
науки и т.д. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике
эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение
по содержанию, форме и т.д.
5. Те или иные элементы более раннего состояния могут до поры до времени
сохраняться в качестве пережитков.
6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по
себе не меняются и действуют постоянно. Это могут быть принципы
“естественного отбора” и “выживания наиболее приспособленных”, “определяющая
роль производительных сил”, “классовая борьба”, “столкновение противоречий”,
“процесс самоорганизации общества”, “накопление знаний” и т.д.
7. Основное направление
эволюции общества и его
это адаптация к внешним условиям, а позднее овладение этими условиями и их
подчинение, переход на более высокий уровень существования.
Уже в период нарастания эволюционистского подхода как влиятельного научного
направления все громче звучала его критика. Она исходила с разных сторон.
Религиозные мыслители и моралисты осуждали его за содержащийся в нем явный
или имплицитный отказ, отрицание конечной цели и смысла не только в природе,
но и в обществе. Если выживают в силу слепой причинности, выживают лишь
сильнейшие и наиболее приспособленные по своим функциям, а не по содержанию
и не по уровню ценностных устремлений, то, значит, моральная эволюция может
и не присутствовать, оказываться под сомнением. Напротив, эволюция
оправдывает “полезное” и “приспособленное”, которые могут оказаться вредными
для другого. Моралистическая критика настаивала, что именно вера и мораль,
ограничивающие эгоистические интересы, могут оказаться благотворными для
общества в целом.
Кроме того, критики указывали на то, что отнюдь не все явления в обществе и
культуре претерпевают эволюцию. В каждой культуре существуют “вечные” и
неизменные ценности, которые связаны со священными и базисными принципами ее
устроения. Как в светской культуре, так и особенно в религии фундаментальные
принципы и ценности сохраняются неизменными во все перестройки, даже если
другие стороны жизни радикально обновляются.
В силу приведенных выше причин для поздней социологии характерно отторжение
понятия “эволюция” и смежных терминов — “развитие”, “прогресс”. Все они
связаны с ценностным отношением к тому или иному явлению или процессу.
Особенно это следует отнести к концепции прогресса как целостного развития,
осуществляющегося в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного
к более совершенному. В сущности, эта концепция питается постоянно
просветительскими воззрениями, в которых частичное и локальное продвижение
рассматривалось как подтверждение или предпосылка общего развития. Уже в XIX
в. обращение общественной мысли к реальности показало всю противоречивость
социальной и культурной динамики, наличие наряду с улучшением и ухудшения,
с возвышением — упадка, с прогрессом — кризиса. Одним из наиболее
влиятельных выражений такой противоречивости стало распространение
социалистических концепций, в которых, с одной стороны, подвергались суровой
критике растущие противоречия и неравномерность развития различных сфер
общественной жизни, а с другой — обосновывалась возможность ускорения
общественного развития и гарантированного прогресса. Но эти концепции
приводили к утопизации общественной мысли.
Эволюция самого эволюционизма и расширение рамок исследования привели к
выделению некоторых направлений внутри него. В органическом и холистском
подходах эволюция — процесс, через который проходит данное явление в целом,
преодолевая ступени нарастающего усложнения. Партикуляристский подход
выявлял процесс развития отдельных компонентов изучаемого явления,
выделяемых из целого. Материалистическая школа в эволюционизме обращала
внимание на улучшение орудий труда, средств производства и форм хозяйства,
техники и организации труда, рост городов, торговли и науки, что воплощает
наиболее существенные базовые стороны общественного бытия. Идеалисты
обращали внимание на развитие религии, морали, эстетики, политической
идеологии. Детерминисты исходили из наличия “ведущих” и “определяющих” начал
в эволюции — либо материальных, либо духовных. “Плюралисты” полагают
необходимым учитывать взаимодействие разных факторов.
На протяжении XIX и XX вв. продолжалось противостояние
эволюционистских или же прогрессистских концепций и подходов, утверждавших
многообразие исторического развития. Сторонники первых опирались на
свидетельства роста и совершенствования хозяйственных, технологических,
научных и политических сторон жизни и отстаивали принципы универсальности и
необратимости смены стилей и форм духовной жизни, отражающей поступательное
развитие. Принципиально иная линия опиралась на свидетельства устойчивого
разнообразия культур, отнюдь не сводимых к “пройденному этапу” единого
образца, за который неизменно принималась западная цивилизация. В этом
подходе культура представала как воплощение многообразия и как разные потоки
истории, протекающие в “другое” время и по своим стадиям. Этот второй подход
породил теорию цивилизаций, в рамках которой были созданы выдающиеся труды
Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Эйзенштадта и др. Позднее, уже в 70—80-х
гг., этот подход привел к созданию плодотворной теории самобытности,
противостоящей концепции западного универсализма. Но и первый из указанных
подходов отнюдь не сошел на нет, а был использован в концепции модернизации,
а позднее в “мир-системной” теории, получившей развитие в 80-е гг. в работах
Ф. Броделя, И. Уоллерстайна, Г. Франка и других западных ученых.
Критика не опровергла существенных постулатов эволюционизма. На более позднем
этапе сторонники эволюционизма, отрекаясь от целостного (холистского)
понимания развития, формулируют положение о необходимости рассмотрения
многообразия различного рода факторов, вступающих в противоречие друг с
другом. Такой эволюционизм оказывается частным, “партикуляристским” и требует
рассмотрения отдельных частей и компонентов культуры. Возникло и разделение
между пониманием эволюции как процесса, обусловленного внутренними
(эндогенными) либо внешними (экзогенными) причинами. Отвергая однофакторный
детерминизм в развитии общества, неоэволюционисты стали утверждать
вероятностный (стохастический) подход, позволяющий определить суммарную
тенденцию большого количества различных изменений.
Таким образом, логика развития этого подхода привела к ограничению его
притязаний, в результате чего вполне принятым стало положение о том, что
эволюция — это процесс, через который реализуется внутренняя мера, скрытый
потенциал явления через его изменение при сохранении формообразующего
начала. Такой подход означал переход к проблеме соотношения изменений и
преемственности, роли традиций и самобытности в регуляции общества и его
культуры.
2. Структурно-функциональный метод
Детальное изучение первобытных культур способствовало обогащению
методологического арсенала культурологических исследований. Вслед за
эволюционным стали использоваться структурный, функциональный и системный
подходы.
Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы
и взаимосвязей между элементами системы, скажем, между наукой и религией.
Функциональный метод нацелен на исследование функций данной культуры, т. е.
значение, которое имеет культурный феномен, к примеру религия, в жизни
общества. Согласно функциональному подходу, в понимании Б. Малиновского,
каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как