Методы культурологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:22, реферат

Краткое описание

Основой культурологии является история культуры, по­скольку развитие культуры
тесно связано с историческим разви­тием. При этом история культуры относится
к низшему эмпиричес­кому или фактологическому уровню культурологии, тогда как
фи­лософия культуры — это метатеоретический уровень. В культурологии
используются методы, используе­мые во всех областях человеческой
деятельности: классификация (т. е. упорядочение культур и культурных
феноменов на основе одного или нескольких признаков), анализ и синтез,
индукция и дедукция, абстрагирование и т. п.

Содержание

Введение
1. Эволюционный метод
2. Структурно-функциональный метод
3. Диффузионизм и символический интеракционизм
3.1 Диффузионизм
3.2 Символический интеракционизм

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

функция, обеспечиваю­щая связь между различными горизонтальными и

вер­тикальными группами, между поколениями, разными культурами и т.д.

Важной заслугой “интеракционистов” было изучение соотношения между

символическими и функциональ­ными сторонами социального процесса. Уже в

этикете, представляющем собой изначально соединение функции социализации с

символикой общения, возникает расхож­дение между почтительно аффективной

символикой и реальным отношением. За внешними манерами, выра­жающими приязнь

и почтение, могут скрываться ней­тральные или прямо негативные отношения. И

хотя этикет может способствовать поддержанию социально необходимого минимума

приличий, они могут прини­мать характер лицемерия или скрытой внутренней

враждебности.

Другим обычным примером подобного расхождения функции и символа служит

принятая в образовании экзаменационная система или же защита диссертации,

которую далеко не всегда можно оправдать с точки зрения целесообразности, так

как ни то, ни другое не обеспечивает гарантии объективной оценки знаний. Но,

несмотря на все содержательные нововведения, эти про­цедуры сохраняют свое

внешнее символическое значе­ние как знак признания в научном сообществе.

Динамика социального процесса может привести к тому, что либо функция, либо

символ оказываются отжившими, утрачивают признание в общественном со­знании.

Соответственно, здесь возможны два варианта. Первый: если символ признается

несоответствующим, он подвергается замене (так, Санкт-Петербург стал

Пет­роградом, затем Ленинградом, а затем вновь Санкт-Пе­тербургом). Второй:

если реальное явление утрачивает свои реальные функции, связанная с ним

символика может какое-то время поддерживаться, хотя и превра­тившись в пустую

оболочку. Ритуалы, портреты, бюсты, лозунги, обсуждения и резолюции могут

утратить зна­чимое функциональное содержание и превратиться в условную форму.

    

Заключение

 

 

На протяжении XIX в. происходило постепенное размежевание между гуманитарно-

филологическим ком­плексом наук о духовной жизни общества и социаль­ными

науками, основанными на теоретическом осмыс­лении его закономерностей,

структур и процессов. Важ­нейшим достижением этого сдвига в научном познании

стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную

взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Заметное

размежевание происходило также между социальной философией и философией

культуры, которые неизбеж­но были связаны с определенными мировоззренческими

принципами и умозрительными формулами сущности истории, и собственно

социологическим подходом к об­щественным явлениям. Интенсивное знакомство с

куль­турами народов мира приводило к накоплению гума­нитарного знания о

религиях, языках, литературах, ис­тории и т.д., что породило богатую

компаративистику, привело к формированию комплекса ориенталистики,

американистики, африканистики, исламоведения, индоло­гии, буддологии и т.д.

Однако наряду с ростом опи­сательных и гуманитарных исследований происходило

постепенное совершенствование культурологического и социологического

по­знания социальных и культурных явлений. При всех различиях в методах этого

познания им присуща ус­тановка на анализ не внешнего, а внутреннего смысла

явлений, т.е. той роли, которую играют те или иные культурные факты, тексты,

образы и средства в соци­альной регуляции и социальных процессах.


Информация о работе Методы культурологических исследований