Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:30, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.

Содержание

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
132

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Авторская работа по теме: Мировая художественная культура в контексте культурологического  образования”

Учитель ИЗО, МХК

МОУ Октябрьская  средняя общеобразовательная школа

Радищевский район  Ульяновская область

Храмова Марина Анатольевна

 

Содержание 

Введение     ____________________________________________3

Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

 
    1. . Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры  ________________________________________

 

9

      1.2. Культурологическое  образование как фактор формирование  социо - культурной компетентности  ___________________

 

14

      1.3. Общая  структура интегрированного гуманитарного  цикла _

23

Глава II. 

МХК в культурологическом образовании

 

2.1. Пути становления Мировой  художественной культуры как  учебного предмета  _______________________________________

 

26

2.2. Значение предмета  Мировая художественная культура  в системе образования  ______________________________________

 

32

2.3. Культурология как  основа образовательного курса   _______

44

2.4. Культурологическое образование  как одно из приоритетных направлений  в модернизации современной школы  ____________

 

51

2.5 Культурологические принципы, методы построения программы  МХК  _________________________________________________

 

57

2.6. Программное обеспечение  курса МХК в школе  ___________

64

2.7.Планирование уроков  Мировой художественной культуры  __

81

Заключение  ____________________________________________

125

Библиографический список  _________________________________

132

Приложение  ___________________________________________

150


 

 

Введение

Актуальность темы  обусловлена  направленностью современной школы  на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой  художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании  курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.

Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области «Искусство». Учитывая, что старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев обучение предметам искусства может завершиться на этапе основной школы. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегрированным предметом МХК (включая не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной картины мира.

В  работе  рассмотрены  теоретико – методологические основы курса МХК; определены составляющие  культурологического знания в рамках МХК.

В отечественной истории  становление культурологии как  научной отрасли знания и методологии  предмета образовательного курса “Мировая художественная культура” шло параллельно  с философским осмыслением культуры как полноценного самостоятельного феномена.

Программа изучения мировой  и художественной культуры предусматривает  широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание предмета требует полного пересмотра организации процесса обучения.

Художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.; она включает в себе все процессы, связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее дальнейшую жизнь - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Изучение мировой художественной культуры предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.

Объектом исследования данной дипломной работы является “ Культурологическое образование”.

Предмет исследования: Мировая  художественная культура в контексте  культурологического образования.

Цель работы:  дать анализ курса МХК в контексте культурологического  образования.

 

 

Для достижения поставленной  цели необходимо решить ряд  задач:

-  рассмотреть образование  как способ вхождения человека  в мир науки и культуры;

- культурологическое образование  как фактор социо – культурной  компетентности;

-  рассмотреть принцип  интеграции как способ формирования  культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

- определить пути становления  Мировой художественной культуры  как учебный предмет в образовательной системе;

-  значение предмета  МХК в системе образования;

- рассмотреть интеграцию  научных подходов в содержании  курса МХК в школе;

- определить основу образовательного  курса;

- дать анализ на основании  структуры, содержания, направления,  принципов в преподавании МХК:

- культурологическое образование  как одно из приоритетных направлений  в модернизации современной школы;

- определить  составляющие  культурологического знания в  рамках МХК;

- рассмотреть теоретико  – методологическую основу изучения  МХК в системе образования;

- концепцию изучения художественной  культуры в рамках среднего  образования курса МХК;

- личностно – ориентационную  направленность мировой художественной  культуры;

- дать характеристику  государственных и авторских  образовательных программ курса  МХК;

- определить принципы  и направления в системе планирования  уроков мировой художественной  культуры;

- планирование уроков  мировой художественной культуры;

- метод художественно  – педагогической драматургии  на уроках МХК;

Сегодня знания мировой культуры – неотъемлемая часть интеллектуального  потенциала человека. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный  процесс, который позволяет установить преемственные связи всех предметов гуманитарно -  художественного направления.

Степень изученности проблемы:

Теоретико – методологической основой исследования явились:

• Труды  философов, педагогов, психологов, раскрывающие значимость ху-дожественного образования в  развитии личности и общества (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, К.Д. Ушинский, Д.Б. Кабалевского).

• Исследования известных  педагогов, работающих в системе  базовой подготовки педагога художественного  профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская,).

Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли  теоретические работы по проблемам  духовной жизни общества и общественного  сознания, разработке “технологической" (З.С.Маркарян), "аксиологической" (Н.З.Чавчавадзе) и других концепций культуры.

Это позволило сформулировать подходы к рассмотрению культурологии  как фундаментальной научной дисциплины, определить ее границы и место в системе человеческих знаний. Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.

Рассмотрены программы Л.М.Предтеченской  курса "Мировая художественная культура, Солодовникова Ю.А. "Человек в мировой культуре" 6,7,8 кл., Ю.А. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре: учеб.- хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений ., Г.И. Даниловой, Л.А.Рапацкой.

Практическая значимость дипломной работы заключается в  том, что её материалы могут быть использованы как начинающими педагогами, так и опытным для выбора программы при обучении учащихся Мировой художественной культуре.

Структура и объём дипломной  работы

Данное исследование состоит  из введения, 2-х глав, заключения, списком  использованной литературы; общий объём  работы составляет  217  страниц.

Во введении рассматривается  актуальность темы, определяются цели и задачи, источниковая база и практическая значимость дипломной работы.

В Главе I “ Интеграционные основы формирования культурных дисциплин  ” – рассматривается:   образование как способ прохождения человека в мир науки и культуры,  культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности,  общая структура интегрированного гуманитарного цикла,  интеграция научных подходов в содержании курса “ мировая художественная культура”, , личностно – ориентированная направленность МХК.

В Главе II “ МХК в культурологическом образовании” – рассматривается: пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет, значение курса Мировая художественная культура в системе образования, культурология как основа образовательного курса, культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы, культурологические принципы, методы, построения программы МХК; МХК в контексте культурологического знания, программное обеспечение курса МХК; планирование уроков.,  метод художественно - педагогической драматургии на уроках МХК.

В приложении представлены:

  • Образовательный стандарт среднего ( полного) общего образования по Мировой художественной культуре. Базовый уровень.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Авторская программа по МХК Л.М. Предтеченской
  • Авторская программа по МХК Ю.А. Солодовникова «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения». 6-8 кл.
  • Авторская программа по МХК  Г.И. Даниловой
  • Авторская программа по МХК  Л.А. Рапацкой

 

 

Глава I. Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

 

    1. Образование как способ вхождения человека

в мир науки  и культуры

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование  чего-либо. Соответственно, и применительно  к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек  осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку  достижения познавательного характера  представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с  понятием культуры и обозначает в  конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» Х.Г. Гадамер. «Истина и метод».

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования