Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:30, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.

Содержание

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
132

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:

    • Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.

Урокпредполагает наличие  нескольких необходимых частей: опрос  домашнего задания – ответ  – объяснение нового материала (лекция) – заключение – домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.

Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.

    • Самостоятельная часть – один из компонентов обучения. Основ

ная цель самостоятельной  работы – развитие способности к  самостоятельному восприятию и анализу  художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.

В самостоятельной части  учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются  критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы  шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать  поведенческие, речевые и другие навыки и умения.

Продуктивная часть -  третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они  демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.

  • Внеклассные мероприятия     - еще одно обязательное звено в органи-

зации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область  деятельности, которая  не может  оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный  опыт художественно – творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно – творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:

  • литературной  (сочинять стихи, писать рассказы,   дать рецензию на чью – то художественную деятельность и т.п.);
  • изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п.);
  • музыкальной (организовывать музыкальные вечера и т.п. );
  • театральной, танцевальной и т.д.

Необходимым условием эффективности  занятий по МХК должна стать опора  на принцип активной личной вовлеченности  каждого в учебный процесс  и это нельзя путать с простым  повышением активности учеников на уроках.

Как контролировать процесс  освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.

Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:

1 этап – самостоятельные  оценочные действия (ученикам предоставляется  право проставить оценки).

2 этап – оценка через  совместную деятельность  (например, в работе пар постоянного состава  и в работе динамических пар итог совместной деятельности фиксируется в тетрадях). Каждый член пары записывает в тетрадь другого развернутую оценку деятельности соседа по парте.

3 этап – коллективное  обсуждение проделанной работы.

4 этап – оценочную  деятельность совершает учитель.

Итоговый анализ и оценка имеют значение     не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.

Педагог должен построить  изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства  и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.

Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально – философских, психолого – педагогических и прикладных наук.

Эти составляющие педагогического  мастерства одинаково важны для  учителя любого профиля, в том  числе и художественно – эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.

 В области преподавания  предметов искусства среди таких  требований стоит выделить следующие:

- личностно – ориентированную  направленность преподавания;

- полипрофессиональный подход  к преподаванию;

- художественно – творческий  характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного  познания мира, которая характерна для всех предметов художественно – эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет “ Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием – мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.

Личностно – ориентированная  направленность преподавания мировой  художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с  целевыми установками образования  и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

- преобразовательная и  оценочная функция искусства  способствует развитию эмоционально  – ценностной сферы ученика;

- познавательная функция  искусства влияет на его интеллектуальную  сферу;

- коммуникативная оказывает  воздействие на социально –  культурное развитие.

Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально – нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно – образного восприятия.

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет “ Мировая художественная  культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Исследования известных  педагогов, работающих в системе  базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская, Т.В.Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

 С одной стороны,  преподавание МХК обусловлено  общепедагогическими функциями  учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой — психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор — учитель — ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха — художественное направление (течение) — авторская позиция — ее транслятор (исполнитель) — ее адресат (читатель, зритель, слушатель) — система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций — социум и новая эпоха.

Существует некоторое  отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр.). Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Целесообразно рассматривать  художественно-творческий характер занятий  как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать  через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство  и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С.Выготского, определим искусство  как «особый способ мышления», так  как «механизм психологических  процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что  «основой художественного переживания  становится образность, а общим его  характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и  любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции — это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» [18,С.44]. Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого  характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С.Выготского, в превращении  аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой — фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis — очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Психологическим фактором в  художественно-творческом характере  преподавания МХК является то, что  искусство, совершая катарсис и вызывая  в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С.Выготского, «искусство есть общественная техника  чувства, орудие общества, посредством  которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.

 

2.3.  Культурология  как основа образовательного  курса МХК

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования