Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:30, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.

Содержание

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
132

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Основой для вузовского курса  может стать интеграция менталитетного, искусствоведческого, форсологического подходов к содержанию. Их сочетание придает системный и теоретический характер учебному пособию.

Другим фактором, определяющим интеграцию в содержании курса по мировой художественной культуре, является особенность культурных процессов исторической эпохи. Например, средневековую художественную культуру лучше всего изучать с точки зрения менталитета, эпоху Ренессанса на основе форсологического и аксиологического подходов. Большинство действующих и предлагаемых программ курса “Мировая художественная культура” для средней школы составлено именно с учетом этого фактора. Характерно для большинства них рассмотрение художественной культуры эпохи Возрождения путем сочетания аксиологического и искусствоведческого подходов. Этот вариант диктуется содержанием эпохи Возрождения, когда происходил процесс индивидуализации в художественной культуре, в отличие от средневековых коллективных форм. Затем художественная культура XVII-XX веков по инерции рассматривается с тех же позиций, а материал становится все обширнее и требует большей степени обобщения. В результате культура XVII-XX веков представляет собой перечисление персоналий и достижений в лучших традициях советских учебников по истории для средней школы, то есть содержание теряет в качестве.

Таким образом, интеграция научных  подходов к содержанию курса по мировой  художественной культуре представляет большую проблему и требует учета как уровня развития сознания субъекта образования, особенностей развития мировой художественной культуры в ту или иную историческую эпоху, так и сочетаемости разнообразных подходов в единой системе.

 

2.2. Значение предмета  Мировая художественная культура

 в системе  образования

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие  закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета – силой  воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой  художественной культуры состоят в  том, чтобы, создавая условия для  живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных  занятиях и во внешкольной жизни:

- обогащать их духовный  мир, воспитывать чувства и  вооружать их опытом поколений;

- развивать у них понимание  искусства, способность быть читателем,  зрителем, слушателем.

– дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися  наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного  языка искусств;

- воспитывать у школьника  любовь к искусству, способность  наслаждаться красотой, испытывать  чувство счастья от общения с прекрасным;

- пробуждать активное  стремление утверждать красоту  человеческих отношений в повседневной  жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

- развивать у школьников  воображение и творческие способности;

- формировать у учащихся  мировоззрение, умение масштабно  мыслить и делать обобщения,  видеть общее в разных произведениях  искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно – исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной  (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и  задачи курса:

- помочь школьнику выработать  прочную и устойчивую потребность  общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно – ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию  художественного вкуса, развивать  умения отличать истинные ценности  от подделок и суррогатов массовой  культуры;

- подготовить компетентного  читателя, зрителя и слушателя,  готового к заинтересованному  диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей  к художественному творчеству, самостоятельной  практической деятельности в  конкретных видах искусства;

- создание оптимальных  условий для живого, эмоционального  общения школьников с произведениями  искусства на уроках, внеклассных  занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково - исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно – исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические  принципы. Программа предусматривает  изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

Принцип непрерывности и  преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно – эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно – историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК  интегративен по своей сути, так  как рассматривается в общей  системе предметов гуманитарно  – эстетического цикла. Во – первых, программа раскрывает родство различных  видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во – вторых, в ней особо подчеркнуты  практическая  направленность предмета МХК, прослеживается его связь с  реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно  избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем ( сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и  индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко  личностный и индивидуальный. Он позволяет  на протяжении всего учебного времени  направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем  его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в  основной и профильной школе –  залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной  российской системы образования  учителю предоставляется возможность более широкого использования национально – регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его.    Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного  бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что  является эстетическим идеалом?

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет  искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно – педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

Одной из главной проблем  преподавания предмета в современной  школе является проблема выбора методов  обучения, составление календарно –  тематического планирования, а так  же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность  изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы  обучения.

Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим  образом:

1. Цель (основная)  курса – воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.

2. Курс “ МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно – образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.

3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:

- изучение различных видов  художественной деятельности в  их взаимосвязях и взаимовлияниях;

-      изучение  разнообразных проявлений художественного  гения различных народов и  наций в каждую конкретно – историческую эпоху;

- изучение общих закономерностей  художественного развития человечества  в контексте его социальной  и культурной истории.

 Для того чтобы освоение  мира художественной культуры  учащимися было более эффективным  в процессе  обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:

1) классные уроки;

2) внеклассные мероприятия;

3) самостоятельная деятельность.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования