Интересно отметить, что
сходную программу в психологии
еще в начале 30-х годов сформулировал
Л.С. Выготский. Анализируя ситуацию в
психологии, Л. Выготский квалифицирует
ее как кризисную и формулирует
три тезиса, которые, с его точки
зрения, должны помочь его преодолеть.
Во-первых, он указывает практическую
(по сути, Инженерную) цель психологической
практики ("психотехники") - управление
психикой, контроль за ней. Во-вторых, подчинение
целей развития психологической
науки прикладным задачам психологии.
В-третьих, безусловное превращение
психологии в естественную науку. "Не
Шекспир в понятиях, как для Дильтея, -
пишет Л. Выготский, - но психотехника -
в одном слове, то есть научная теория,
которая привела бы к подчинению и овладению
психикой, к искусственному управлению
поведением... Мы исходили из того, что
единственная психология, в которой нуждается
психотехника, должна быть описательно-объяснительной
наукой. Мы можем теперь добавить, что
это наука, пользующаяся данными физиологии
(подобно тому, как Э. Орлова предлагает
для культурологии использовать социологию.
- В. Р), и наконец, экспериментальная наука".
Приведем теперь для сравнения
один из гуманитарно-ориентированных
методов культурологии. В этом направлении
культурологическое исследование начинается,
как правило, с гуманитарной проблематизации
материала. К ней можно отнести
констатацию "принципиального непонимания"
тех или иных факторов (феноменов)
культуры, парадоксов разного рода,
проблем введения исследовательского
сознания в изучаемую культурную
реальность. Приступая к изучению
той или иной культуры и связанных
с ней явлений (образа жизни, культурного
сознания, языка, мышления и т.п.), культуролог
прежде всего обнаруживает непонимание,
различные "парадоксы" чуждой ему
эпохи и культуры, отличие естественных
для него представлений. Культурологическая
проблематизация материала может
носить самый разный характер: могут
быть зафиксированы "странности",
"несуразности" изучаемой иной
эпохи (культуры), поставлен вопрос
об отношениях между теми или иными
явлениями культуры, открыты (сконструированы)
прямые противоречия в мышлении или
поведении людей данной эпохи
и т.п. Но во всех случаях ставится
задача осмыслить обнаруженные "странные"
феномены или отношения в рамках
представлений о культуре, т.е. не
эмпирически, а теоретически. "Когда,
- пишет, например, Л.Е. Бежин, - знакомишься
с жизнью образованного человека
в Китае III - VI вв., бросается в глаза
обилие странных поступков, вызывающих
жестов, эпатирующих высказываний,
словом, всевозможной эксцентрики и
буффонады, заставляющих задаваться вопросом:
а объединяется ли это пестрое
разнообразие во что-то цельное?... Китайская
цивилизация в III в. насчитывала не
одно тысячелетие, поэтому мы вправе
предположить, что все странное и
эксцентричное, с чем мы сталкиваемся
в биографиях образованных людей, тоже
являлось порождением культуры и
имело свой сложившийся традиционный
канон". В результате проблематизации
исследователь должен не только выявить
и сконструировать факты для
культурологического объяснения, но
и поднять их на теоретический
уровень.
Культурологическая проблематизация
предполагает сопоставление анализируемой
культуры и ее феноменов с другими
культурами. Они могут быть предшествующими
в генетическом ряду, или последующими,
или "синхронными", важно, однако,
чтобы они отличались от исследуемой
культуры. Например, при изучении античной
культуры ее сопоставляют с современной
и средневековой, анализ ренессансной
культуры предполагает сравнение ее
с античной, средневековой и современной
культурами, при изучении японской
культуры ее сравнивают с китайской
культурой и европейской. Именно
в сопоставлении сходных, а главное,
различающихся культур и их феноменов
культуролог может получить (и
получает) первые характеристики и
описания интересующей его культуры.
Важно, что подобное сопоставление
предполагает использование различных
специальных дисциплинарных средств
и понятий. Чаще всего культуролог
обращается к таким дисциплинам
и наукам, как философия, методология,
логика, социология, языкознание (лингвистика),
психология, семиотика, системный подход,
история. Используя их понятия в
своих целях, приводя эти понятия
в соприкосновение со своим материалом,
культуролог, естественно, меняет их значение
(они становятся более эмпирическими,
менее операциональными).
Если на первых этапах отдельные
характеристики и описания культуры
практически не соотносятся друг
с другом, никак не связаны и, кроме
того, неоднородны, то в последующем
культуролог пытается преодолеть все
эти "недостатки". Здесь мы переходим
к характеристике еще одного аспекта
культурологического исследования.
Он состоит в попытке задать "ведущие"
для культуры, главные, структуры
и отношения, т.е. те, которые определяют
основной строй культуры, обеспечивают
ее устойчивость и жизнеспособность,
в значительной мере определяют особенности
и характер всех прочих структур и
отношений. Например, при анализе
средневековой культуры в качестве
ведущих, главных, отношений, выделяются
христианское мировоззрение, противостояние
и взаимовлияние античных, языческих
и христианских представлений и
обычаев, письменной и народной культуры,
а также античной имперской и
христианской государственности. Необходимо
отметить, что условием выделения
главных отношений является уподобление
(взаимосогласование) всех характеристик
и описаний культуры. Ничто ничем
не объясняется, в смысле научного каузального
объяснения, но каждая характеристика
культуры используется при осмыслении
других. Культура - это, особенно, то, что
начинает сквозить, видеться за всеми
взаимосвязанными характеристиками и
описаниями культуры. Все такие характеристики
и описания, образно говоря, постепенно
сливаются на другом смысловом уровне
в новую реальность - теорию культуры.
Поэтому, например, С.С. Аверинцев не
перестает при анализе ранневизантийской
культуры в одних главах отсылать
к другим, призывая читателя мыслить
и представлять все характеристики
культуры в целом, в единстве, во
взаимопроникновении смыслов. О
том же, по сути, говорят и другие
культурологи, подчеркивая, что необходимо
рассматривать все аспекты жизни культуры,
что ни один из них нельзя понять и оценить
без учета других.
Но на проблему соотношения
в культурологи естественнонаучного
и гуманитарного подходов можно
взглянуть еще с одной стороны.
В гуманитарной ориентированных
исследованиях культура, подлежащая
изучению, как правило, рассматривается
как ставшая, сложившаяся. Однако в
культурологи можно исследовать
также кризис той или иной культуры,
ее распад (гибель), формирование новой
культуры, различные процессы трансформации
культурных институтов или других культурных
образований. При решении подобных
задач культуролог вынужден сочетать
гуманитарные и естественнонаучные
методы познания. Например, он прослеживает
и описывает изменение экономических
и социальных отношений, обусловивших
культурную динамику, то есть обращается
к экономической и социологической
наукам. Анализирует, как формировались
новые знаковые системы и языки
(это одно из необходимых условий
любых изменений в культуре), для
этого он обращается к семиотике
и языкознанию. Выявляет и описывает
новые идеи и представления, овладевающие
сознанием представителей культуры,
или новые способы обучения; это
уже компетенция психологии и
педагогики. При решении подобных
задач культуролог не только сопоставляет
разные культуры, но и изучает, как
правильно утверждает Э. Орлова, изменение,
развитие, динамику культурных процессов.
Именно здесь он сочетает естественнонаучные
и гуманитарные идеалы познания. Но,
конечно, в культурологи, как мы уже
отмечали, реализуется и самостоятельный
естественнонаучный подход; особенно
широко в социологическом варианте
этой молодой дисциплины. В этом
последнем случае культура описывается
с помощью категорий "социального
взаимодействия", "социальной динамики",
"социальной организации", "социальных
институтов", "ценностей", "социальных
норм" и ряда других хорошо известных
из социологии. Однако и в этом случае,
так же как и в гуманитарном
ориентированном исследовании, хорошее
культурологическое исследование вынуждено
дополнять себя, так сказать, противоположным
подходом. А именно хорошее социологическое
изучение культуры в определенном отношении
не может не быть гуманитарно-ориентированным,
должно дополнять естественнонаучные
методы гуманитарными.
Таким образом, мы получаем
следующую классификацию культурологических
подходов: гуманитарный, естественнонаучный
и два смешанных - гуманитарный подход,
дополненный естественнонаучным, и
естественнонаучный, дополненный гуманитарным.
Для решения разных культурологических
задач используется тот или иной
вариант из названных четырех.
Вторая особенность наук
о культуре задается, как мы уже
отмечали, множественностью таких наук.
И внутри каждой научно-дисциплинарной
версии понимание культуры порой
существен-, но отличается. Естественно,
невозможно рассмотреть все эти
науки, да это и не является нашей
целью. Для примера мы рассмотрим
только одно направление изучения культуры
- психологическое.
Психологические
концепции культуры. Одна из традиций русской школы
культурологии - подход, который с определенной
долей условности можно назвать "психологическим"
(поскольку речь идет о соответствующей
реконструкции). Здесь могут быть названы
такие имена, как Л.П. Карсавин, О.А. Добиаш-Рождественская,
Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин,
В.С. Библер, Д.И. Андреев. В "Культуре
средних веков" (1918 г) Л. Карсавин характеризует
культуру как "изображение развития
или раскрытия некоторой основной психической
стихии, проявляющейся через индивидуальные
проявления во всех сферах жизни изучаемой
коллективности - от социально-экономических
отношений до высот мистико-философского
умозрения". Если Л. Карсавин понимал
психическую стихию, которая определяет
сущность культуры, как "средний человек",
сосредоточивший в себе "фонд" культуры,
ее основные оппозиции, основные особенности
человечества, то Н. Бердяев вкладывает
в понимание психического другой смысл.
С одной стороны, для Бердяева в человеке
"заключены все исторические эпохи
прошлого", с другой - прообразом человека
является конкретная неповторимая личность
Христа. Кроме того, человек всегда проявляет
и осуществляет себя в творчестве, в произведениях
культуры. И для М. Бахтина культура существует
и выражает себя в творчестве и произведениях,
прежде всего в сфере языка и искусства.
Как языковое и художественное творчество
культура есть диалог (одного субъекта
с другим, одного культурного сознания
с другим) и поэтому, считает М. Бахтин,
вся "расположена на границах культуры".
В.С. Библер склонен обобщить идею диалога,
распространив его на любые сферы культуры,
а не только языка и искусства. У В. Библера
диалог, составляющий сущность культуры,
ведут "Образы культуры", выражающие
основные культурные позиции и ценности
личности различных исторических эпох:
Прометей, Эдип, Христос, Гамлет, Дон Кихот,
Фауст и т.д. Даниил Андреев определяет
культуру близко к предыдущим авторам,
для него "культура есть не что иное,,
как общий объем творчества человечества...
Творчество, как и любовь, - пишет дальше
в "Розе Мира" Д. Андреев, - не есть
исключительные дары, ведомые лишь избранникам...
Пучины любви, неиссякаемые родники творчества
кипят за порогом сознания каждого из
нас".
Основная проблема психологической
трактовки культуры, на наш взгляд,
заключается в том, как соединить
эту трактовку с непсихологическим
пониманием, когда культура задается
или как система норм и ценностей,
или как особый организм, или как
набор социальных институтов и т.д.
В первом случае культура центрирована
на личности или культурном сознании
человека, и поэтому суть множество
и процесс, идея и диалог. Во втором
культура, скорее, - единство, структура,
система. Преодолеть это противоречие
в понимании культуры, вероятно,
можно, учтя два обстоятельства. В
культуре действуют не одинокие робинзоны,
а именно культурные персонажи, то есть
индивиды, предопределенные культурой
(что не отменяет их уникальности). Именно
они, относясь к другим представителям
культуры, вступая с ними в диалог
(а как иначе можно склонить
других людей действовать согласованно
и целесообразно), создают культурные
нормы и ценности, а также социальные
институты. Поскольку постоянно
сменяются поколения и изменяются
условия жизни, постольку необходимым
условием воспроизводства и поддержания
(жизни) культуры является творчество
и переосмысление культурных реалий,
общение и диалог.
Выше рассматривая позицию
Э. Орловой, мы согласились с тем,
что понятие культуры выражает скорее
культурологический подход, чем сущность
культуры как целостного объекта. Уточняя
этот подход, Э. Орлова пишет: "Всюду
присутствует стремление подчеркнуть
специфичность аспекта рассмотрения
общественной жизни; провести дифференциацию
изучаемых объектов по антропогенным
(а не метафизическим) или природным
основаниям; построить интегральную
картину изучаемой области явлений
как порождаемой и поддерживаемой
людьми, а не просто концептуальной
целостности, идентифицировать ее как
определенный "тип культуры"; использовать
для ее построения принцип синхронного
или диахронного сравнения объектов".
Действительно, характеристика культурологического
подхода здесь схвачена очень
точно. Но как быть с тем, что в
науках о культуре исследователи
изучают культуру именно как объект,
в этой области познания они говорят
об устойчивых формах культурной жизни
(архаических, античных, средневековых),
о культуре как особой органической
системе или живом организме.
Я думаю, это не только образы и
метафоры, а реальная попытка рассмотреть
культуру как целостный объект естественной
или гуманитарной науки. Из чего при
этом можно исходить?
В культуре мы наблюдаем
как устойчивые компоненты и структуры,
так и переменные. К первым, например,
относятся знаковые средства, с помощью
которых разрешается основной круг
проблем, возникающих в культуре,
и поддерживаются основные процессы
функционирования. К устойчивым компонентам
может быть отнесено и то, что
в литературе называется "культурным
сознанием", "картиной мира", "мироощущением",
"категориями культуры". К переменным
компонентам относятся новые
поколения людей, подключающиеся к
культуре, новые ситуации, периодически
возникающие проблемы и разрывы.
Современные культурологические исследования
подсказывают следующий, конечно, один
из возможных сценариев описания
культуры как целостного объекта. На
определенном этапе развития культурной
активности и человеческой деятельности
возникают разрывы и проблемы.
Они разрешаются на основе изобретения
новых знаков (знаковых систем, языков).
В свою очередь, на их основе формируется
исходный культурный опыт (ситуации, объекты,
действия с ними, формы видения
и понимания и т.д.). Исходный опыт
в культуре не только транслируется
(это необходимое условие воспроизводства
деятельности), но и используется для
формирования следующего культурного
опыта. Для этого опять же необходимо
изобретать новые знаки, создавать
новые тексты. Другими словами, в
культуре действует своеобразный генетический
механизм - происходит филиация идей, традиций,
ценностей. Поскольку к культуре
подключаются новые поколения людей,
а в результате функционирования
культуры возникают новые ситуации
и разрывы, в ней складываются
механизмы адаптации и новаций
(например, происходит переосмысление
традиционных представлений, осуществляется
творчество). До тех пор, пока на основе
всех этих механизмов, опыта и знаковых
средств удается разрешать основные
проблемы, снимать разрывы, осуществлять
нормальное функционирование, культура
живет и совершенствуется.