Науки о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 03:48, реферат

Краткое описание

Как известно научное объяснение может быть разным. В настоящее время в области культурологии, как, впрочем, и других гуманитарных наук, сталкиваются два разных идеала научного познания и соответственно два разных типа научного объяснения - естественнонаучный и гуманитарный. Рассмотрим сначала их суть.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Науки о культуре копия.docx

— 35.99 Кб (Скачать файл)

Конечно, это всего лишь одна из моделей культуры, причем достаточно метафизическая, она может не устроить многих культурологов. Но мы привели  ее только с одной целью: чтобы  утверждать, что в науках о культуре, в отличие от культурфилософии, все  же можно говорить о культуре как  целостном объекте изучения. Для  таких объектов может быть указано  и своеобразное гносеологическое пространство описания.

Характеристики культуры, соответствующие основным способам ее описания. Вместо того, чтобы сводить  в систему бесчисленные признаки культуры, которые в настоящее  время вводятся в разных концепциях культуры, укажем своеобразные категориальные координаты, отвечающие основным способам анализа и изучения культуры. Вот  как в этом случае выглядит "устройство" культуры.

Культура может быть охарактеризована как "кентавр-система", т.е. сложное "естественно-искусственное" образование. Она, с одной стороны, органическое целое, напоминающее живой организм (культура воспроизводит себя устойчивым образом, ассимилирует и перерабатывает материалы природы, реагирует на инокультурные воздействия и  изменения природной среды), с  другой - представляет собой деятельность людей, сообществ, их стремление поддержать традиции, улучшить жизнь, внести порядок, противостоять разрушительным тенденциям и т.п. В этом втором значении восстанавливается генетически исходное понимание культуры как процесса культивирования. Этот же аспект культуры подчеркивает Н.С. Злобин в идее "динамической" концепции культуры, согласно которой в основу определения культуры "кладется творческая деятельность человека и, следовательно, сам человек - субъект этой деятельности".

Вторая характеристика культуры задается противопоставлением двух основных ее подсистем: "нормативно-семиотической" (ее условно можно назвать "семиотическим  космосом культуры") и "материально-денотативной" ("природный космос культуры"). Всякая культура выступает как, культура лишь в той мере, в какой она  воспроизводится устойчивым образом. Необходимое условие воспроизводства  культуры - система норм, правил, языков, представлений, ценностей, т.е. все то, что в культуре существует. Эта  система и может быть названа  семиотическим космосом культуры. Природный  космос - это все то, что, с одной  стороны, обладает самостоятельным  бытием (природно-космическим, биологическим, духовным), а с другой - осмыслено, означено, представлено и нормировано  в семиотическом космосе.

Оппозиция природного и семиотического космоса культуры может быть пояснена на примере рождения и смерти человека. Биологические процессы рождения и  смерти по-разному трактуют в разных культурах. Так, в архаической культуре они рассматриваются как метаморфозы  души (переход души из этого мира в загробный - и обратно). В христианской средневековой культуре рождение ребенка - лишь необходимое условие настоящего рождения человека в акте крещения; соответственно смерть - только этап пути, ведущий к Богу. В современной  же атеистически ориентированной культуре биологические и сущностные представления  рождения и смерти сближаются или  диалектически объединяются в рамках естественнонаучного мировоззрения. Разные представления о рождении и смерти поддерживаются практически  всей организацией жизни: ритуалами, обычаями, традициями и т.п. Если рассмотреть  этот пример с точки зрения введенной  оппозиции, то к семиотическому космосу  нужно отнести культурные представления  о рождении и смерти, по-разному  осмысленные и практически организованные. Нетрудно заметить, что любое явление  в культуре (еда, сон, деятельность, взаимоотношения людей и т.п.) одной своей стороной будет всегда повернуто к семиотическому космосу (поскольку оно в нем выражено, представлено), а другой - к природному (поскольку частично имеет в нем  самостоятельное бытие). Собственно же культурное существование все  эти явления имеют одновременно и в семиотическом, и в природном  космосе.

Введенная оппозиция тесно  связана (но не совпадает) как с ценностной, так и с узкосемиотической  трактовкой культуры. "С культурой, - пишет Н.З. Чавчавадзе, - мы имеем  дело только тогда, когда идеально-духовные ценности, в самом прямом смысле этих слов, реализуются, материализуются, облекаются плотью, обретают временно-пространственно-протяженное  тело... Семиотическое исследование культуры, подход к культуре как  к знаковой системе... вовсе не дань моде. Во вполне определенном смысле культура действительно есть знаковая система, т.е. система "вещей", обладающих не только (вернее, не столько) природно-физическими  параметрами, но и параметрами значения смысла". Однако более правильно  понять культуру одновременно и как  нормативную, ценностно-семиотическую  систему, и как систему естественно-природную (т.е. как единство семиотического и  природного космоса).

Третья характеристика культуры может быть названа организмической. В культуре разнообразные структуры  и процессы не просто сосуществуют, они замкнуты друг на друга, являются условиями одни для других и при  этом поддерживают или разрушают  друг друга. Культура представляет собой, если можно применить здесь физическую аналогию, равновесную устойчивую систему, где в идеале все процессы должны согласовываться между собой, укреплять, поддерживать друг друга. Именно к третьей  характеристике относятся культурологические проблемы поиска механизмов, обеспечивающих устойчивость культуры.

Четвертая характеристика принадлежит  сфере социально-психологической. Культура и человек в некотором роде - одно целое: культура живет в людях, их творчестве, активности, переживаниях; люди, в свою очередь, живут в культуре. Культура, с одной стороны, постоянно  погружает человека в противоречия и ситуации, которые он должен разрешать, с другой - предоставляет ему орудия и средства (материальные и символические), формы и способы ("Культура начинается с правил", - говорит К. Леви-Стросс), с помощью которых человек  противостоит этим противоречиям. Развитие культуры и человека есть единый процесс  ассимиляции природы, развития средств, орудий, форм и способов деятельности. Культурная жизнь (жизнь культуры) - это диалектическое разрешение (и  организация в устойчивых формах) естественных природных процессов  и импульсов, осуществляемое путем  формирования знаковых систем, ценностей, институциализации, социализации и  т.д.

Предложенные здесь характеристики культуры, подчеркнем это еще раз, задает собственно не объект, а лишь особое категориальное пространство, в котором культура как объект может быть описана. В зависимости  от задействованных координат (характеристик  культур), а также способа их соотнесения  описание культуры, естественно, будет  различным. Наиболее парадоксальные представления  культуры, вероятно, относятся к  гуманитарно-ориентированной культурологии. Здесь достаточно вспомнить известное  высказывание М. Бахтина о том, что  внутренней территории у культурной области нет, она вся расположена  на границах, которые проходят повсюду  и через каждый ее момент. Если мыслить  культуру как объект, наподобие объектов естественных наук, то понять это высказывание М. Бахтина просто невозможно: культура, так определенная, не может быть помыслена, она: противоречива, просто нонсенс. Однако если вспомнить подход и концепцию М. Бахтина, его главные  идеи полифонического мышления и  диалога, то все станет на свое место, и никак иначе, чем это сделал Бахтин, культуру охарактеризовать будет  невозможно. Но точно так же обстоит  дело и с другими определениями  культуры: их трудно, а иногда и просто невозможно понять сами по себе, как  характеризующие объект-культуру, и  эти определения становятся понятными  и осмысленными в контексте анализа  соответствующих способов изучения и описания культуры. Короче говоря, объективация культуры в той или  иной науке о культуре, то есть полагание  культуры как целостного объекта, должна проверяться и обосновываться (когда  в этом возникает потребность) с  помощью соответствующей рефлексии  познавательных процедур и подходов, присущих данной науке.


Информация о работе Науки о культуре