Невербальное общение в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем – это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Содержание

Введение.

I глава.

§1 Сущность невербальных средств коммуникации.

Роль невербального общения.

§ 2. Классификация основных невербальных средств поведения.

§ 2.1. Мимика.

§ 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз).

§ 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)

§ 2.4. Временная организация.

§ 2.5. Прикосновение, или тактильная коммуникация
§ 2.6. Жесты

§ 2.7. Пантомимика

II глава.

§ 1. Особенности невербального общения в разных странах

§ 2. Этикет невербального общения.

Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Невербальные средства общения.docx

— 42.70 Кб (Скачать файл)

§ 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

 Согласно научным данным, взгляд управляет взаимодействием,  обеспечивая обратную связь, и  даёт богатую информацию о  поведении партнера и степени  его вовлечённости в коммуникацию. Чаще всего выделяются следующие  виды взглядов:

 

Глаза в глаза;

 

Прищуренными глазами;

 

Сведенными глазами (центрированный взгляд); прямой взгляд;

 

Сверху вниз;

 

Снизу вверх;

 

Косой взгляд;

 

Взгляд сбоку;

 

Блуждающий взгляд;

 

Застывший взгляд;

 

Взгляд сквозь партнера.

 

Анализируя взгляд, важно  учитывать степень открытости глаз (вытаращенные, полностью открытые, прикрытые, суженные, подмигивание), направление  взгляда, движение взгляда (твердый, фиксированный, попеременный контакт глаза в  глаза, вялый, неопределённый, живой, беспокойный).

 

 Основные функции визуального  контакта: 1) информационный поиск  (в этих целях говорящий смотрит  на слушающего в конце каждой  реплики и в опорных пунктах  сообщения, а слушающий смотрит  на говорящего); 2) оповещение об  освобождении канала связи (иначе  получится монолог); 3) установление  и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые короткие повторяющиеся  взгляды позволяют установить  контакт для дальнейшей коммуникации); 4) поддержание стабильного уровня  психологической близости; 5) стремление  скрывать или выставлять своё  «Я» (одни любят, чтобы на  них смотрели, другие не любят).

 

 Взглядом можно выразить  своё отношение к собеседнику  (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т.  п.), к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося  собеседника). Взглядом можно залать  вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век  означает ответ: «Да».

 

 Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога  взгляд обязателен, в какие-то  – нет. Обычно визуальный контакт  происходит в конце предложений,  не происходит во время пауз  нерешительности и на стыках  двух реплик. Воздействие взгляда  зависит от дистанции общения.  Воздействие взгляда на собеседника  тем сильнее, чем ближе находится  к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.

§ 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)

 Начало исследованиям  этого вида коммуникации положил  американский учёный Э. Холл. Эти  исследования привели к образованию  новой области в изучении психологии  общения – проксемики, т. е.  пространственно психологии, которая  занимается, в частности, связью  между протеканием процесса общения  и расположением собеседников  относительно друг друга в  пространстве. Оптимальное расстояние  между собеседниками зависит  от их индивидуальных черт  и ситуативных параметров.

 

 Проксемическое поведение  людей вытекает из филогенетического  прошлого людей (территориальность  людей, феномен толпы), из психофизиологического  процесса восприятия и из организации  пространства в зависимости от  влияния культуры. Э. Холл описал  нормы приближения человека к  человеку, характерные для североамериканской  культуры. Эти нормы определены  четырьмя расстояниями (концентрические  пространства с субъектом общения  в центре): 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется  при общении самых близких  людей; 2) персональное расстояние  о 45 до 129 см используется при  обыденном общении со знакомыми  людьми; 3) социальное расстояние  от одного метра до четырёх  метров оказывается предпочтительным  при общении с чужими людьми  и при официальном общении; 4) публичное  расстояние от четырёх до семи  с половиной метров используется  при выступлении перед различными  аудиториями.

 

 В основном изменение  величины расстояния в рамках  культурного стереотипа носит  групповой характер. Увеличивается  дистанции обещния с дицами, которые  старше по возрасту, отдаляются  «незнакомые», приближаются «родственники». Любой человек всегда реагирует,  если реальная дистанция не  соответствует норме, но наиболее  чуткими оказываются лица с  повышенной тревожностью (у них  преобладает реакция «избегания»). Выбор дистанции общения практически  осуществляется неосознанно, однако  при этом всё же имеют значение  социальный престиж собеседника,  его национальность, культура поведения,  возраст, пол, степень близости  и темперамент. Нарушение оптимальной  дистанции общения вызывает у  людей негативную реакцию, они  пытаются её изменить, что приводит  к возникновению «эффекта движущегося  общения».

 

 Один из проксемических  компонентов невербальной системы  – ориентация (расположение партнёров  по отношению друг к другу,  которое может варьироваться  от положения от положения  «лицом к лицу» до положения  спиной друг к другу) и угол  общения. Например, место, которое  занимается партнёром за столом, определяется характером общения.  Если партнёры – соперники,  то они садятся напротив, если  единомышленники – на одной  стороне стола. Обычная беседа  и, особенно, случайная, даёт позицию  «наискосок» -- через угол.

 

 Проксемикой изучается  и персональное пространство  – пространственная сфера вокруг  человека, очерченная мысленной  чертой, за которую другим не  следует входить (не является  кругообразным, его удалённость  в разные стороны не равна). Мерой персонального пространства  служит расстояние, на которое  к данному человеку может приближаться  другой человек. 

 

 Наряду с персональным  пространством существует пространство  группы. Вокруг общающихся людей  образуются своеобразные «границы».  При расстоянии 100-125 см между людьми  они уже не воспринимаются  как единая группа, другой человек  спокойно может вторгаться в  их пространство, критическое расстояние  – 90 см.

 

 В ситуациях длительной  групповой изоляции, в условиях  скученности, у человека возникает  дистресс, поскольку происходит  совмещение (наложение друг на  друга) персональных пространств  и персонализированной территории (удлинённое личное пространство, включающее собственную территорию  – место в камере, квартире, транспорте  и т. д. – и различные объекты), а, следовательно, возникает информационная  перегрузка. Интересная гипотеза  М. Аргайла и Д. Дина о  равновесии между такими системами  невербального поведения, как  такесика (физический контакт), визуальное  взаимодействие (контакт глаз) и  дистанция. По мнению учёных, при  слишком интенсивном использовании  одной из этих систем происходит  торможение проявления других  элементов невербального поведения.  Например, чем ближе подходит  партнёр с целью физического  контакта, тем меньше контакт  глаз, до полного исчезновения.

§ 2.4. Временная организация

 Этот компонент невербального  общения изучен несколько меньше, чем другие. Однако уже полученные  результаты позволяют судить  о том, что совпадение многих  невербальных и речевых компонентов  во времени у собеседников  улучшает результат общения. Уже  хорошо известно, что основная  информация о взаимоотношениях  между людьми передается в  первые двадцать минут общения,  а в остальное время отношения  развиваются, уточняются, утверждаются. Наборы временных и пространственных  констант ситуаций называются  хронотопами. Наиболее известны  хронотопы «больничной палаты»  и «вагонного попутчика». Эти  ситуации задают определённый  стереотип и эффект общения  – откровенность с незнакомым  человеком. 

 

 К временным характеристикам  невербального поведения личности  относятся частота, длина взгляда,  паузы, темп речи, частота смены  движений. Замечено, что:

 

Общение протекает более  успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;

 

Одновременное появление (зеркальность) у собеседника одинаковых поз, взглядов глаза в глаза, мимики повышает взаимопонимание  и углубляют диалогичность общения. При этом продуктивность диалога  тем выше, чем больше длительность «зеркальной позы» (повторение позы партнёра) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики»;

 

Для общения полезно увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики»  в условиях отсутствия «зеркальной  позы».

 

Существенным элементом  ритма общения являются паузы, которые  несут определённую информацию о  личности говорящего (например, чувстве  собственного достоинства);

 

Нередко временные характеристики общения социально нормированы. Примером служат различные «допуски»  опоздания в гости у разных народов. Время общения свидетельствует  о социальных статусах общающихся (время  официального приёма), о сложившейся  системе отношений. Например, подчинённый, который дольше обычного пробыл на приёме у руководителя, вызывает интерес  у окружающих. Время, отведенное для  высказываний в групповом и парном общении, изменяется также под влиянием принятых в данной национальной культуре норм поведения, от пола и возраста общающихся. В определённый отрезок  времени происходит соответствующее  ему изменение в проксемике общения, это, в свою очередь, также определяет изменения в невербальном поведении  личности. Таким образом, язык тела, пространство и время складываются в одно целое – невербальное и  вербальное поведение.

 

§ 2.5. Прикосновение, или тактильная коммуникация

 

 

Тактильно-кинестезические  данные поступают от сенсорных рецепторов находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая  система отражения даёт менее  точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением, но она формирует представления  о положении тела в пространстве, несёт информацию о присутствии  другого человека. Наиболее важными  являются кинетезические данные о давлении и температуре. Именно мышечные рецепторы  сообщают о том, какова сила рукопожатия, прикосновения, насколько близко к  нам находится другой человек. Тактильно-кинестезическая  систематакже несет информацию об амплитуде  невербальных движений, их силе, направлении.

 

 Начиная с раннего  возраста, с помощью прикосновений  различного вида формируются  представления о пространстве  своего тела и знании о частях  тела другого человека. Прикосновения  в виде поглаживаний, прикосновений,  поцелуев выполняют в общении  функцию одобрения, эмоциональной  поддержки. Прикосновение требует  чуткости, такта и бдительности. Надо знать, как и с кем  обойтись, к кому и насколько  привлечь внимание, выразить своё  положительное отношение к собеседнику,  установить контакт, а можно  и вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность. В этом случае не стоит злоупотреблять прикосновениями. Важную роль играют также социальный статус, возраст, пол и степень знакомства, национальность и личность собеседников. К примеру, такой тактильный элемент, как рукопожатие, может выполняться по-разному, в зависимости от перечисленных факторов; подростки очень сильно сжимают руку, стараясь выглядеть «настоящими» мужчинами, женщина мягко берёт руки подруги в свои, выражая симпатию, равный подает руку равному вперед прямо (кисть служит продолжением линии всей руки), недостаточно уверенный в себе человек протягивает вялую, безжизненную кисть, японец, в отличии от европейца, подаёт руку как бы издалека. Или такой элемент, как похлопывание по спине и плечу: он возможен только при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство. Поцелуй как элемент физического контакта наблюдается в русской культуре в поведении и мужчин и женщин, в то время, как у англичан встречается редко, только при интимных отношениях. Недопустимы немотивированные и навязчивые прикосновения к собеседнику, особенно если он находится в зависимом положении или впервые с вами общается.

 

§ 2.6. Жесты

 

 

Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той  ролью, которую играют жесты в  человеческом общении.

 

 Зарубежные исследователи  выделяют девять способов соотношения  невербального поведения и речи. Жесты могут:

 

Выражать то же, что и  речь;

 

Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

 

Предвосхищать значения, переданные речью;

 

Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

 

Быть связанными с более  глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

 

Сохранять контакт между  собеседниками и регулировать поток  речи;

 

Заполнять или объяснять  периоды молчания, указывая на намерение  говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

 

Заменять отдельное слово  или фразу;

 

С опозданием дублировать  содержание вербального сообщения.

 

 В языке жестов, употребляемом  в повседневном общении, выделяются  два типа жестовых семиотических  (знаковых) систем:

 

 Жесты-знаки – преднамеренно  воспроизводимые движения или  позы рук и головы, рассчитанные  на чьё-либо восприятие и предназначенные  для передачи информации.

 

 Жесты-сигналы – они  непроизвольны, неосознанны и  не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного  наблюдателя).

 

 Все жестовые средства  общения делятся на натуральные,  дактилологические и конвенционные.  Натуральные (естественные и потенциально  естественные) жесты в норме употребляются  в обыденном общении совместно  с речью, усваиваются в контексте  повседневного общения без специального  обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно  независимы от языка, они повторяют  структуру языка и требуют  специального обучения. К конвенционным  жестовым системам относятся:  тайный «язык» жестов кочевых  народов, «язык» жестов американских  индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы  профессиональных жестов (регулировщиков  дорожного движения, спортивных  судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др.

 

 Существуют различные  классификации жестов с точки  зрения их эмоциональной тональности.  Выделяются следующие тональности  общения: 

 

Возвышенная;

 

Нейтральная;

 

Нейтрально-обиходная;

 

Фамильярная;

 

Вульгарная.

 

 Возвышенная тональность  характеризуется торжественностью  и аффективностью; к ней относятся  жесты, которые описываются в  пособиях по ораторскому искусству  и ритуальные жесты наподобие  возложения руки на Библию  или на Конституцию во время  принесения присяги. Нейтральной  тональностью характеризуются конвенционные  жесты (например, регулировщиков  дорожного движения или строителей), которые полностью лишены эмоциональности  и несут ясное и недвусмысленное  сообщение. Жесты с нейтрально-обиходной  тональностью применяются обычно  для установления контакта: это,  например, жест остановки машины  или жест готовности отвечать  у школьника. Большинство жестов, используемых в непринуждённой  обстановке, имеют фамильярную тональность,  как то: похлопывание собеседника  по плечу или спине. Несанкционированные  обществом жесты относят к  вульгарной тональности; они воспринимаются  как грубость и не допускаются  в приличном обществе, хотя и  приемлемы в непринуждённой мужской  беседе. Особенно в общении культурных  людей недопустимы жаргонные  жесты, тем более со стороны  учителей и родителей – во  избежание копирования их детьми.

Информация о работе Невербальное общение в разных странах