Нравственная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

  1. Введение

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении  достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются  в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

 

  1. Нравственная культура личности. Теория.

Нравственная культура общества конкретизируется и  персонализируется  прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой  совокупность и меру  развитости  нравственного  сознания  и  мировоззрения,  нравственных качеств, полноту и  последовательность  их  проявления  в  саморегуляции,  в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного  сознания (нравственные знания о добре;  чести  и т.д.;  нравственные  чувства  и  эмоции,  нравственная  воля,   нравственные ценности);

б) развитость нравственного  мировоззрения  (нравственные  идеалы,  нормы  и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения  и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное  отношение к людям, сострадание, сочувствие,  справедливость,  совестливость,  доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное  проявление  нравственных  качеств,  соблюдение  норм  и принципов морали.

По  содержанию  нравственная  культура  личности  во  многом   совпадает   с нравственной  культурой  общества  или  группы.  Но  она  может  существенно  отличаться от них субъективностью  осмысления  и  выражения,  доминированием тех  или  иных  нравственных  ценностей,  направленностью.   Так,   «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к  другим  людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть  выражено  и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает  данный  императив.

Один  трансформирует  его  только  к  семейным  отношениям,   другой   -   к неофициальным  межличностным отношениям, третий - к   профессионально-служебным. Таких  вариантов  может  быть  достаточно  много.  Тем не  менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются,  остаются  понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от  культуры  общества  состоит  и  в том, что антикультурные,  безнравственные  позиции,  поведение  и  проступки имеют  место  прежде  всего  у  отдельного  человека.  Большие  массы  людей переходят к безнравственным действиям или  поддаваясь  влиянию  отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

 

 

2.1 Мораль.

Слово " нравственность " означает в современном языке  примерно то же самое,  что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает  и развивается на основе потребности  общества регулировать поведение людей  в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных  способов осмысления людьми сложных  процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений  людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                 

Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно.  Существует  несколько десятков определенной морали, но чаще  всего  под  моралью  понимают  один  из основных способов нормативной регуляции  действий  человека  в  обществе,  а также особую форму общественного  сознания  и  вид  общественных  отношений.

Мораль по большому счету это  система  ценностей  характерная  определенному человеку  и  обществу  в  определенный  момент  времени.  Мораль,  регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной  власти,  а  на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль»  -  используют  как отдельное нравственное практическое наставление,  нравоучение.  (Мораль  сей басни такова…)  Слова  «моральный»  и «моральность» применяют скорее  как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли  это.

Можно сказать,  что  мораль  держится  на  трех важнейших основаниях.

Во-первых, это  традиции обычаи, нравы, которые сложились  в данном  обществе, в среде данного класса, социальной  группы.  Человек  усваивает  эти  нравы, традиционные  нормы  поведения,  которые  входят  в   привычку,   становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении,  мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так  принято"  или  "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я",  "так  исстари  велось", "наши отцы и деды так поступали и мы  будем так же".  Важность  подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не  принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с  помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение  личности, приучает  ее  соблюдать  моральные  нормы.  Орудиями  общественного   мнения являются  с  одной  стороны,  честь,  доброе  имя,  общественное  признание, которые становятся следствием  добросовестного  выполнения  человеком  своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного  общества;  с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной  личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных  интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность  поведения,  что  имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности  становится совесть. О реальности  названия  трех  обоснований  морали  говорит  вся  ее история. Зафиксировано это и народной мудростью.  Ведь  недаром  говорят  об очень  плохом,  аморальном, безнравственном   человеке:  "Ни  стыда,  ни   совести".   Значит, общественное мнение на  него  не  действует,  а  совесть  неразвита.  Такого человека моралью не проймешь, приходится применять  более  жесткие  средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь  не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил  поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека,  становления  и утверждения человеческой личности.

Трудности  изучения  морали  обусловлены  тем,  что  они  связаны  с  очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения  сформированы на  социальном  уровне,  там,  где  психические   переживания   связаны   с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений  в  ясно  выраженной форме нет и быть не  может,  ибо  моральные  отношения  -  это  психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности  возникают  и  тогда,  когда  мы  стремимся  локализовать  мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это  не  удается.  Дело  в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не  локализована  в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д.  Одно  и то же действие может оказаться моральным,  аморальным,  внеморальным  -  все зависит от  того,  выражает  ли  оно  отношение  человека  к  действующей  в обществе  системе  ценностей.  Вообще  надо  сказать,   что   нравственность,   моральность   или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от  поступков  и  действий человека. Любой человек может на словах  наделять  себя  любыми  качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о чем он  говорит.  Однако  лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может  подтвердить  или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый  человек, но и каждый класс, социальный  слой  и  социальная  группа  общества  всегда пытаются использовать мораль  в  идеологических  целях,  приспособить  ее  к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.

 

2.2  Философия  добра и зла

Что есть нравственность? Примем, что это примерно то же, что "нравственная жизнь", а нравственная жизнь- это просто человеческая жизнь, личная и общественная, если смотреть на  нее  в  свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом науки, научного исследования. Если мы исследуем  факты  нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится  так  называемая наука о морали. Она берет существующие нравственные  нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной  исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не  определяет, что добро, а что - зло. Этим занимается этика,  которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения1.

В этическом отношении  добро и зло отражают ту сторону  общественных отношений, которая связана  с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни  и не зависит от сознания людей. И  именно это содержание по - разному  оценивается людьми. Эта оценка зависит  от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

В широком смысле слова  добро и зло обозначают положительные  и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для  обозначения самых различных  вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой2.

В историческом развитии ценностного сознания, в истории  моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае — это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом — есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.

Добро в этом втором абсолютном значении — моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности — к идеалу. Зло есть противоположность добра.

Исторический процесс  формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — в конечном счете с идеалом.

Итак, содержание добра  и зла обусловлено идеалом  нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Информация о работе Нравственная культура личности