Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:53, контрольная работа
Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: "Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Никогда не следует начинать с заявления "Я вам докажу то-то и то-то". Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: "Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение". Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.
Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.
Эволюция современного
человека продолжается и в настоящее
время, поскольку социально-
Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.
Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему – «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».
Нравственность, нравственная культура современного общества основана на простых принципах:
1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.
2) Права всех людей равны.
Нравственные ценности современности заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и "не прелюбодействуй" (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.
В современной нравственной культуре есть свои важнейшие ценности, которые в прежние времена были далеко не на первом месте (и даже порой рассматривались как отрицательные):
- "не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему";
- "саморазвивайся, учись, становись умнее";
- "стремись к развитию общества, содействуй прогрессу";
- "не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого".
Основной акцент делается
на саморазвитии, что приводит, с
одной стороны, к достижению личных целей (например,
карьерному росту), а с другой стороны,
- к "непотребительскому" отношению
к другим людям (т.к. главный ресурс - свои
способности - за счет других увеличить
невозможно).
Разумеется, сохраняются (а точнее - усиливаются)
все классические нравственные императивы:
"не убивай", "не воруй", "не
лги", "сочувствуй и помогай другим
людям". И эти базовые установки уже
не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат
большинство религий (особенно по отношению
к "иноверцам").
Причем в наибольшей степени усилится
самая проблемная заповедь - "не лги"
- что радикально повысит уровень доверия
в обществе, а значит и эффективность общественных
механизмов, включая уничтожение коррупции.
Ведь человек, который постоянно развивает
себя, всегда уверен в собственных силах
и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна
- она может подорвать его репутацию профессионала.
Более того, ложь не нужна, потому что многие
вещи перестают быть "стыдными" и
их не нужно скрывать. Кроме того, установка
на саморазвитие означает, что свой главный
ресурс человек видит внутри себя и ему
незачем эксплуатировать других.
Важным нравственным
императивом Современного общества
является уважение к закону и праву,
т.к. только закон может защитить
свободу человека, обеспечить равенство и безопасность
людей. И, напротив, желание подчинить
другого, унизить чье-либо достоинство
являются самыми постыдными вещами.
Общество, где все эти ценности работают
в полном объеме, было бы, пожалуй, самым
эффективным, сложным, быстроразвивающимся
и богатым в истории. Оно было бы и самым
счастливым, т.к. предоставляло бы человеку
максимум возможностей для самореализации.
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества - это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).
Необходимо отметить, что все вышеперечисленное - не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей - Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы - большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.
Однако, современная нравственность - это не потакание эгоизму и "низменным инстинктам". Она предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
Современная мораль требует
от человека развиваться и собственными
усилиями добиваться успеха. Но она
не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному
поиску, преодолению себя и напряжению
своих сил. Взамен современная нравственность
дает человеку ощущение того, что он не
винтик бессмысленной машины, придуманной
неизвестно зачем, а творец будущего и
один из строителей самого себя и всего
этого мира. Кроме того, саморазвитие,
повышение профессионализма приводит
и к обретению материального богатства,
дает достаток и процветание уже "в
этой жизни".
Вне всякого сомнения, в современном мире
нравственная культура уничтожает многие
бессмысленные правила и запреты (например,
в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь
легче и приятнее. Но одновременно современная
нравственность жестко предъявляет к
человеку требование быть именно человеком,
а не идти на поводу собственных животных
инстинктов либо стадного чувства. Эта
нравственность требует проявлений разума,
а не примитивных эмоций вроде агрессии,
мести, желания подчинять других людей
или подчиняться авторитету, который "все
за нас устроит и решит". И далеко не
просто стать толерантным, перебороть
в себе личные и общественные комплексы.
Но главное - Современная нравственность
делает упор не на "ублажении себя любимого"
и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном)
достижении "великих целей", но на
самосовершенствовании и совершенствовании
всего, что окружает Современного человека.
В результате людям нечего делить - никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно - ради "великих целей" или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.
Но, с другой стороны, в современном мире все чаше поднимаются вопросы о нравственной культуре общества в целом и личности в частности. Значит ли это, что наше общество теряет свою нравственность? К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.
Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и "нарушителям традиций" (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Все это говорит о том, что человек оказался неподготовленным к столь стремительному прогрессу. И сейчас наше общество пытается сделать упор на нравственную культуру. Нормы уже есть, осталось каждой личности в отдельности их принять, осознать и следовать им.
Итак, мораль - это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову "приличия". Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек.
Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная мораль - Бога. А нравственность - это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.
Нравственная культура личности - целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившийся ситуации), культуру чувств, способности человека к сочувствию и переживанию. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствуют формирования моральной надежности индивида. Ее высший уровень можно характеризовать, как способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.
Нравственно культурным и воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.
Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.
Подводя итог, можно сказать, что не только нравственность современного общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и нравственная культура личности также в какой-то мере зависит от культуры общества. Я не могу назвать наше общество нравственным, но оно стремиться стать таковым и уже результат этого стремления становиться заметен.
5. Список использованной литературы.
Антология русской философии. Т.2, СПб, 2000г | |
Большой энциклопедический словарь | |
Борев С.В. «Эстетика» Москва, 2000г. | |
Бердяев Н.А. «О назначении человека». Москва, 1993 | |
Волченко Л.Б., «Добро и зло как этические категории» Москва, 1975 | |
Воробьева И. В. «Культурология. Учебное пособие» Москва 2006г. | |
Георгиева Т.С. «Русская культура. История и современность.» Учебное пособие. Москва, 1998г. | |
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка | |
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов Москва, 2000 | |
Кравченко А.И. «Культурология.» Словарь. Москва, 2000г. | |
Кудрявцев Л.Д. «Современное общество и нравственность» Москва, Наука, 2000г | |
«Культурология.» Методическое пособие. Разраб. О.Г.Петровской, СГА, Москва, 2004г. |