Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»
Турнир «Кадетские игры» по форме является массовым детским. Жанр: спортивно - познавательное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества. Турнир состоял из 3 частей.
В первой части участникам и зрителям была предложена встреча с участниками гражданско-патриотического клуба «Пограничник» и гражданско-патриотическим клубом «Залп». Они предоставили выставку из экспонатов Великой Отечественной войны: медали и ордена всех степеней, портреты героев защитников Заполярья, оружие и предметы обихода солдата времен Великой Отечественной войны, вызвали большой интерес не только у кадетов, но и у болельщиков, которые с большим интересом рассматривали предоставленные экспонаты.
Вторая часть турнира заключалась в конкурсной программе, которая состояла из 3 этапов и 5 конкурсов.
Конкурсная программа турнира состояла из состязаний интеллектуального, спортивного и творческого плана.
I этап «Их именами названы…».
Команды кадетов самостоятельно готовят праздничный выпуск боевого листка, рассказывающего о героях Великой Отечественной войны в Заполярье, чьими именами названы улицы, школы города. Боевые листки подаются организаторам турнира в день проведения мероприятия. Размеры боевого листка: Формат А-1 (лист ватмана) «Шапка» 1/3 часть листа, рисунок 1/3 часть листа «Шапка» содержит эмблему, призыв, название, № выпуска, дату. «Подвал» располагается в правом нижнем углу (размер 6x10) и содержит фамилии работавших над номером и название команды. Оценивается информативность, цветовая гармония фона , шрифта и рисунка боевого листка. Боевые листки оформляются в выставку в фойе.
II этап «Статен, строен - уважения достоин».
Проводится с целью определения подготовки командиров к службе в армии и выявление лучшего из них. В конкурсе учитываются результаты, полученные лично командирами в ходе соревнований. Командир отделения - победитель конкурса получает звание «Лучший командир».
Проводится в виде письменного опроса. Участвуют три человека от команды, им предстоит за 10 минут дать ответы на ряд вопросов по истории родного края. Оценивается эрудиция.
3. Конкурс строевой подготовки.
Принимает участие вся команда.
Конкурс проводится по программе, включающей следующие элементы строевой подготовки (согласно строевому уставу Вооруженных Сил России):
- выход отделения, отдача рапорта командира отделения судье, и ответ команды отделения на приветствия судьи;
- выполнение команд: «Равняйся! Смирно! Вольно!»;
- повороты на месте;
- исполнение строевой песни в движении (1-2 куплета).
- одиночная подготовка
- выполнение строевых приёмов в движении (выполнение команд «Прямо», переход на строевой шаг, повороты направо, налево)
- проводит личный состав отделения перед руководителем игры, отрабатывает отдание воинского приветствия в составе команды;
- дисциплина строя.
Оценивается внешний вид отделения (единообразие формы одежды, наличие эмблемы, аккуратность), слаженность действия, умение точно и четко выполнять приказы командира.
4. Конкурс «Санитарный пост».
Проверяются знания и умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах, несчастных случаях (отравление бытовым газом, пищевое отравление, ожоги термические и химические, помощь при ранениях, переломах, кровотечение, обмороке, утоплении, обморожении).
Оценивается правильность выполнения действий и быстрота.
В соревновании принимает участие вся команда. Каждому участнику предстоит пройти все этапы эстафеты. Время фиксируется, после того как последний участник команды прошел испытание:
1 - граната (заброс мяча в цель).
2 - подъем туловища, из положения лежа, учитывается количество раз за 30 секунд.
3 - неполная разборка и сборка автомата.
4 - одеть и снять противогаз.
5 - преодоление препятствий.
6 - расшифровка слова
Оценивается слаженность действий и быстрота.
III этап «Мы сыны ваши…».
Литературно-музыкальная композиция военно-патриотической направленности, посвященная Дню Защитника Отечества. Время выступления не более 7 минут. Участвует вся команда.
Оценивается зрелищность, качественное исполнения номеров, умение держатся перед зрителями, режиссёрское решение. Руководитель может участвовать только в музыкальном сопровождении песни.
В заключении второй части мероприятия, когда жюри ушло на подсчет баллов, участники гражданско - патриотического клуба «Пограничник» показали кадетам документальный фильм о защитниках Родины.
Третья часть мероприятия - церемония награждения участников и победителей. Под маршевую музыку кадетские классы строем вошли в зал. Встали в шеренгу в центральной части зала. Прозвучали торжественные фанфары. Заключительное слово взяли гости праздника. Председатель городского ДОСААФ Н. П. Веремеева. Поблагодарила ребят за творчество, мужество и стремление быть достойным гражданином России. Затем выступил председатель жюри полковник в отставке А.В. Патрикеев, он поздравил ребят с первыми кадетскими играми и вручил заслуженные награды: дипломы и памятные сувениры участникам, Диплом «Лучший командир», а победившей команде - достались медали и кубок победителя. Концертные номера, которые прозвучали в начале и в конце турнира, соответствовали теме и усилили эмоциональный эффект мероприятия.
3. Тип мероприятия.
Данное событие представляет собой культурно -развлекательный тип мероприятия.
4. Инициаторы проекта.
ГУК Дом культуры г. Мурманск, при поддержки городского ДОСААФ. Проходило по плану ГДК. Мероприятие областного типа.
5. Наличие договора на проведение мероприятия.
Данное мероприятие проводится на основании заключённого договора с Домом культуры.
6. Место проведения мероприятия.
Зрительный зал ГУК Мурманского Дома культуры, по адресу ул. Панина 12 Руководители мероприятия: Коренева Анна Николаевна (4-32-36), Киреева Елизавета Петровна (4-78-98).
Раздел 2.
Идейно – смысловая концепция мероприятия.
7. Содержание как социальный заказ.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
В связи с этим идейно - нравственная направленность темы дипломного мероприятия заключается в следующем высказывании: «Мы - патриоты России». С помощью областного военно – патриотического турнира «Кадетские игры», посвящённого Дню защитника Отечества, организаторы дают возможность мальчишкам почувствовать себя защитниками, пусть не такими сильными, как воины из гражданско-патриотического клуба «Пограничник» и гражданско-патриотическим клубом «Залп», но глядя на них, у ребят создается модель настоящего мужчины, настоящего воина – защитника Родины.
Турнир «Кадетские игры» ставит перед собой главную цель: воспитание уважения к традициям Вооруженных Сил Российской Федерации; формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности; привитие навыков начальной военной подготовки; воспитание сильного и мужественного патриота России. Групповые соревнования развивают способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Маршевая подготовка определяет причастность кадетов к вооруженным силам нашей Родины, а спортивные состязания усиливают здоровую конкуренцию и воспитывают силу духа, что так необходимо сегодняшнему воину - защитнику.
8. Актуальность и новизна содержания мероприятия.
Данное мероприятие, посвящено Дню защитника Отечества. Поэтому оно имеет общественную значимость.
Актуальность содержания мероприятия заключается в том, что понимая особенности формирования молодого поколения, мы должны выработать новые формы и методы воздействия на патриотическое сознание подрастающего поколения, которое во многом воспитывается на пропагандируемых идеалах. Проведение таких мероприятий способствуют становлению личности, моделирующие поведение на основе патриотического воспитания, формирующего Гражданина и Патриота, готового служить своему Отечеству.
Благодаря анимационным технологиям в культурно - досуговом мероприятии все зрители принимают участие в турнире, в качестве команды - поддержки, создавая образ единой дружной семьи, включающуюся в заданную тематику мероприятия.
9.Авторская концепция.
«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» - Н.М. Карамзин.
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной русской культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Патриотизм, несомненно, актуален сегодня как никогда. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. Мужество, честность, сила духа и умение работать в команде, чувствовать локоть товарища – вот основные черты настоящего патриота и защитника Родины
Данная философия
10. Идейно – тематический замысел.
Темой содержания турнира являются спортивно - творчески - интеллектуальные состязания.
Командные состязания
Сверхзадачей мероприятия является создание поведенческой модели подростка 21 века, в основе которой лежит сознание защитника и патриота Отечества.
11. Цели и задачи организации и проведения мероприятия.