Особенности культуры межнациональных отношении студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связан с менталитетом, национальными чертами, культур и с соблюдением своих традиции и обычаев в межнациональном обществе студентов, которые претерпевают каждый год изменения в своей структуре. Потому что, каждый год ВУЗ принимает в свои ряды много разных национальностей, которые хотят доминировать в той или иной студенческой среде. Каждый, который принят в ряды студентов ВУЗа, убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни, некоторым образом наилучшие. Из этого складывается межнациональные отношения студентов. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание менталитета повлияют на дальнейший ход межнациональных отношениий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты национального характера
1.1. Трактовка национального характера в трудах отечественных и
зарубежных ученых.................................................................................................5
1.2. Влияние национального характера на поведение студентов...................9

Глава 2. Особенности культуры межнациональных отношении студентов
2.1. Культура межнационального общения и понятие толерантность........ 13
2.2. Толерантность в системе высшего образования.......................................16

Анализ результатов исследования.......................................................................18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности культуры межнациональных отношении студентов.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  национального характера

1.1. Трактовка национального  характера в  трудах отечественных  и

зарубежных ученых.................................................................................................5

1.2. Влияние национального  характера на поведение студентов...................9

 

Глава 2. Особенности культуры межнациональных отношении студентов

2.1. Культура межнационального  общения и понятие толерантность........ 13

2.2. Толерантность в системе  высшего образования.......................................16

 

Анализ результатов исследования.......................................................................18

Заключение…………………………………………………………………….23

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день, следует отметить, что каждую нацию  отличают свойственной ей чертами и  характером, закрепленными за той  или иной нацией. Национальный характер определяется объективными факторами и признаками, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.д. К этническим признакам, в узком смысле, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. И таким образом, молодое поколение, не осознавая, получают те качества и черты национального характера, через социальные средства подачи опыта предыдущего поколения.

Актуальность данной работы связан с менталитетом, национальными чертами, культур и с соблюдением своих традиции и обычаев в межнациональном обществе студентов, которые претерпевают каждый год изменения в своей структуре. Потому что, каждый год ВУЗ принимает в свои ряды много разных национальностей, которые хотят доминировать в той или иной студенческой среде. Каждый, который принят в ряды студентов ВУЗа, убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни, некоторым образом наилучшие. Из этого складывается межнациональные отношения студентов. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание менталитета повлияют на дальнейший ход межнациональных отношениий. Изучение национального характера студентов позволяет раскрыть особенности и своеобразие мышления представителя каждой нации ВУЗа (ХГУ им:. «Н.Ф.Катанова»), расширить представления о процессах адаптации, социализации и трансформации внутренних механизмов развития представителей каждой нации.

Исследователи, которые  признают  существование национального характера, межнациональных отношений, их научную, познавательную и практическую ценность, включают в него: реакции на внешний мир, некоторые эмоциональные признаки; исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства; привычки и поведение, эмоционально-психологическую реакцию на явления привычной или непривычной среды, ценностные ориентации, потребности и вкусы; систему психологических стереотипов.1 В связи с этим, возникает необходимые комплексные, в том числе социологические исследования происходящих процессов, структуры национально-этнического сознания, национальной культуры, межнациональных отношении, его изменении в образовательном процессе в ВУЗе. И очередная модернизация современной образовательной системы обострила проблемы национальной идентичности, национального самосознания, обусловила актуальность значимости национальной культуры, национально-этнического сознания, характера, его структуры, динамики развития и значения.  Следовательно, рассматривая эти проблемы, невозможно оставить без внимания межнациональные отношения в студенческой среде.

Целью данной работы является изучение культуры межнациональных отношении в студенческой среде.

Объектом является студенты таких факультетов ХГУ как ИЕНИМ, ИНПО, ИИТиО, ИИП, а предметом - ментальные особенности и межнациональное общения студентов.

Задачи:

- проанализировать различные  формы проявления национального  характера в различных сферах  жизни, их взаимосвязь;

- выяснить определяющее  значение для развития любой  нации таких признаков как,  национальный характер, национальное  самосознание и национальная  культура.

Гипотеза - в студенческой среде существует этническая толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  национального характера

1.1. Трактовка национального характера  в  трудах

отечественных и зарубежных ученых

 

Термин «национальный  характер» не является литературным термином, но разрабатывался другими  областями гуманитарного знания - это этнология, антропология, культурология и другие. Сложность определения национального характера обусловлена тем, что в отличие от более новых (национальная идентичность, национальный менталитет, национальная картина мира и т.д.), использующихся в современной науке, он имеет более длительную историю и успел приобрести много смыслов.

В развернувшийся в 60-е годы XX века дискуссии - проблема национального характера, так или иначе, связывалась с научным определением нации. Согласно этому определению, общность психического склада нации, национальный характер, считался ее существенным признаком. После дискуссии четко обозначились две противоположные точки зрения: первые (П.М. Рогачев, С.Т. Колтахчян, Т.Ю. Бурмистрова) предложили заменить понятие «национальный характер» понятием «национальные особенности характера», а вторые (Н. Джандильдин, В.Н. Филатов, А.И. Горячева) наоборот, правомерным считали, именно понятие «национальный характер». Эта дискуссия выявила то, что понятие психического склада нации шире, чем понятие национальный характер. Во-первых, те или иные черты отдельных этнических общностей, есть степень выраженности и неповторимой сочетаемости этих черт. Во-вторых, национальный характер являет собой фиксацию устойчивых типических черт, проявляющейся в разной степени. Тем самым: национальный характер есть совокупность типических, устойчивых черт нации, сформировавшихся в ходе исторического, социально-исторического и духовного развития, а также под влиянием природно-климатических и биолого-соматичеких факторов, выражающих собой своеобразие и дух нации, его менталитет, привычки и вкусы.2

Для исследования национального  характера необходим комплексный  подход, с привлечением специалистов других сфер наук: философов, историков, этнографов, лингвистов, искусствоведов и других. Национальный характер как  многогранное явление, отражает различные  аспекты национального бытия  такие как: прежде всего, связанные  с особенностями национальной истории, культуры, быта, языка, обычаев, традиции и других областей социальной жизни.3

Для прояснения сущности национального  характера с методологической точки  зрения нужно начать с анализа  понятия «характер», истории возникновения, сущности и значимости. И так, в  философском энциклопедическом  словаре термин «характер» определяется как «целостный устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющейся  в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также  в его манерах, привычках, складе ума и свойством человеку круге  эмоциональной жизни».4 Что касается самого термина «национальный характер», был введен в научный оборот и стал объектом исследования в западноевропейской философской и социологической мысли второй половины XVIII в.- начала XIX в. в разработках выдающихся философов того времени. Среди тех, кто проявлял больший интерес исследованиям о причинах существования национального характера и факторах, способствующих его формированию, следует выделить таких ученых как И. Кант, Д. Юм, И. Фихте, Г. Гегеля.

Наиболее систематическое  изучение о национальном характере  изложено в творчестве основателя немецкой классической философии И. Канта. В  его антропологическом учении приводится типологические уровни характера как: характер личности, характер пола, характер народа (включая национальный характер) и характер рода. Характер нации, по Канту, может быть как прирожденным, так и приобретенным, формируемый  в ходе ее исторического развития. Однако, по мнению Канта, не нужно рассматривать  национальный характер как врожденное свойство или как результат привычки, в ходе своей долгой совместной жизни, потому что, это слишком рискованно и эмпирически бездоказательно. Например, как свидетельствует исторические факты, при переселении целых  народов на новые места они  не изменили своего характера, а только старались приспособить его к  новым условиям и что при этом в языке, в роде занятии, даже в  одежде все еще видны следы  их происхождения и тем самым  и их характер.

Необходимый вклад в  осмыслении понятия и роли национального  характера внесли русские демократы  В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. В своих рассуждениях о различиях  народов, они вели борьбу против националистического  возвышения одних народов и принижения других, и их идеи носили общечеловеческий, гуманистический характер.5

В середине XIX в. формируется новая самостоятельная наука-этнопсихология. Основателями является М. Лацарус и Г. Штейнталь. Они в центре своих исследовании поставили сущность «народного духа», т.е. национального характера и проявляющихся в таких сферах духовной культуры как язык, обычай, традиции, нравы и поступки, а также закономерности функционирования этнического характера в различных областях жизнедеятельности, в том числе науке, искусстве, и повседневной жизни. Не меньшее значение они придавали и выявлению причин зарождения, развития и заката того или иного этноса.

В XX в. в исследовании сущности национального характера наибольшим успехом пользовалась Американская этнопсихологическая школа в лице М. Мид, Р. Бенедикт и А. Кардинера. Их методы исследования были максимально приближены к реальности жизни, повседневному быту, образу жизни исследуемых этнических общностей. Главное внимание уделяли роли культуры, прежде всего роли детства и социальных институтов как главного фактора в формировании черт национального характера.

Следовательно, в наше развивающееся  время, нации, этносы тоже подвергаются глобализации. Глобализация в целом  являет собой положительную тенденцию  человечества, призванная интернационализировать и интегрировать мировую экономику  всех стран и государств в единую мировую хозяйственную систему, а также обеспечить международную  безопасность, стабильность и мирное сотрудничество. Другими словами, глобализация-это  результат продвижения к более  открытому и интегративному миру.6 Но, этот процесс будет сопровождаться конфликтами, противоборствами интересов стран и государств с неодинаковым уровнем развития, и имеет фактически одинаковый характер. И одной из последствиий начавшегося процесса глобализации явилось, подавление и угроза исчезновения национального своеобразия культуры, этнической самобытности народов, вставших на путь развития и процветания. Национальная самобытность культуры выступает как антитеза, как сдерживающая сила процесса глобализации. Следовательно, нужно предпринять ряд мер направленных на защиту интересов и сохранения самобытной этнической и региональной культур, от однообразия стандарта в культуре.

Таким образом, в современном  мире, вопрос о сохранении и выживаниий этнической самобытности народов в условиях глобализации принимает острый характер. Культурное, религиозное многообразие и самобытность народов - единственная альтернатива глобализации.

1.2. Влияние национального характера  на поведение студенчества

 

Студенческая  среда — одна из наиболее тесных зон межэтнических контактов. И  в город Абакан приезжают учиться  молодежь практически из всех регионов Российской Федерации, стран ближнего зарубежья. Именно в ВУЗе встречаются  представители самых разнообразных  представителей этнических групп и  вступают в контакт общения. В  период обучения в ВУЗе этническое самосознание молодого человека (студента) расширяет систему его представлении  о мире и укрепляет его место  в нем. Современная система образования не гарантирует формирование позитивных межэтнических установок. А сформировавшиеся в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы, характера играют негативное влияние  на развитие межэтнических отношении. И выделяя проблему национального характера, уделим наибольшее внимание к развитию межнациональных отношений. Национальный характер, проявляется и преломляется в национальной культуре, образе мыслей и действий, стереотипах поведения, обуславливая специфичность каждой нации, ее отличие от других. И.Л. Солоневич подчеркивал, «дух» народа являются решающим фактором, определяющим своеобразие его государственного устройства. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никому сомнению».7 Влияние «духа» народа на те или иные явления и процессы не всегда явно прослеживается, бывает выражено в форме адекватных мыслительных конструкций, но оно, тем не менее, присутствует, опосредованно проявляясь в традициях, нравах, верованиях, чувствах, настроениях, отношениях. Э. Дюркгейм дал одну из наиболее развернутых характеристик «духа» народа как совокупность чувств, общих для всех членов общества. По его мнению, «дух» народа постоянен на севере и юге страны, больших и малых городах, он независим от профессиональной подготовки, половозрастных особенностей индивидов. Он не изменяется с каждым поколением, а, напротив, связывает их между собой. Проявляясь в деятельности отдельных личностей, он, тем не менее, «есть нечто совершенно иное, чем частное сознание», ибо «выражает психологический тип общества».8 Перечисление и характеристика тех или иных черт народа, выделение его достоинств и недостатков во многом субъективны, часто расплывчаты, нередко произвольны, обусловлены исследовательским интересом.

Представителям  американской этнопсихологической  школы в середине XX века (Р.Ф. Бенедикт, А. Кардинер, Р. Линтон, Р. Мертон, М. Мид и другие) фокусировали свое внимание на построении модели «средней личности», той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации «базисную личность», соединяющей общие для ее представителей национальные черты личности и характерные черты национальной культуры. В отечественной литературе присутствуют попытки выявления сущности национального характера через выделение ценностей. Этносоциальные архетипы воспроизводят из поколения в поколение ментальные стереотипы, устойчивые стили поведения, особенности социального мироощущения, социального темперамента народа, специфику его адаптации, ориентации в социальной сфере.

Таким образом, в западной и отечественной  науке не существует единой точки зрения и на проблемы влияния национального характера на поведение. Одни отдают приоритет географическим факторам, другие — социальным. В одних теориях понятие национального характера определяется через особенности общих психологических черт, присущих данному национальному сообществу. В других концепциях основной упор делается на анализе социокультурной среды как определяющего компонента в формировании особенностей психики нации (А. Инкельс, Дж. Левисон). Существует мнение, что характер нации определяется характером элиты. Именно, последняя является выразителем национального характера, его сущности.

Изучая  национальный характер, необходимо иметь  в виду следующие моменты. Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает  в себе пары противоположностей —  добро и зло, трудолюбие и лень, смирение и бунт, жестокость и сострадание, и другие. Раскрыть негативные и усилить позитивные черты народа — значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из них, взятая сама по себе, не является абсолютно уникальной. Но, приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Поэтому речь идет о доминировании, но не безраздельном господстве тех или иных черт. Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть «вину» исключительно национального характера в доминировании тех или иных культурных традиций. Он таковтаков, каким его делает история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-культурного строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения молодого поколения (студентов). Не отвергая наличие природных, генетически обусловленных различий в содержании психических процессов представителей различных национальностей и всей нации в целом, отметим, что в формировании склонностей, интересов, ценностных ориентации, стереотипов мышления и поведения не меньшее значение имеют культурные факторы. Те или иные черты усваиваются и вырабатываются в процессе взаимодействия с образовательной системой, и с другими представителями других национальностей. Таким образом, межнациональные отношения, формируется в большей степени под влиянием культурных и образовательных отношений. Он оказывает непосредственное воздействие на поведение людей и опосредованное на образовательную систему, обусловливая направление, характер, темп ее трансформаций. В-третьих, национальный характер неправомерно оценивать по шкале «плохой — хороший», «развитый— не развитый» и т. д. Испанский моралист XVII века Бальтасар Грасиан справедливо заметил: каждому народу, «даже весьма просвещенному», народу с позитивными чертами, «свойствен какой-либо природный недостаток», который «соседи обычно подмечают со смехом либо со злорадством». А посему каждый народ «свой грех да памятует, а не тыкает другому его грех».9

Информация о работе Особенности культуры межнациональных отношении студентов