Особенности культуры межнациональных отношении студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связан с менталитетом, национальными чертами, культур и с соблюдением своих традиции и обычаев в межнациональном обществе студентов, которые претерпевают каждый год изменения в своей структуре. Потому что, каждый год ВУЗ принимает в свои ряды много разных национальностей, которые хотят доминировать в той или иной студенческой среде. Каждый, который принят в ряды студентов ВУЗа, убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни, некоторым образом наилучшие. Из этого складывается межнациональные отношения студентов. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание менталитета повлияют на дальнейший ход межнациональных отношениий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты национального характера
1.1. Трактовка национального характера в трудах отечественных и
зарубежных ученых.................................................................................................5
1.2. Влияние национального характера на поведение студентов...................9

Глава 2. Особенности культуры межнациональных отношении студентов
2.1. Культура межнационального общения и понятие толерантность........ 13
2.2. Толерантность в системе высшего образования.......................................16

Анализ результатов исследования.......................................................................18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности культуры межнациональных отношении студентов.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности культуры межнациональных  отношении студентов

2.1. Культура межнационального общения  и понятия толерантность

 

В России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношении. Перед сложившейся ситуацией беззащитны молодые люди — студенты, чьи личности только формируются. Нанесенные обществом «обиды», в образе другого народа или конкретного человека иной национальности, приводит к возникновению в менталитете студента появление этноцентрического поведения, шовинизма, этнических и расовых предубеждении.10 И установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Поэтому, сформировавшиеся в ходе социализации молодых людей этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении жизни.

Термин «коммуникация» появился в  научной литературе в начале 20-х  годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, а также в связи с  развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, посредством  прямого и косвенного общения.  
Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение– важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.  
Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация может рассматриваться, всегда, как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер, понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, осмысления.  
Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Однако не всегда культурные общения бывают положительным.11 Формирование культуры межнационального общения осуществляется на основе следующих основополагающих принципов:  учет современной этнокультурной ситуации в данном обществе; и отражение основных положений и установок доминирующей национальной культуры. В Конституции Российской Федерации, федеральных и областных нормативных актов, регулирующих межнациональное общение; строгое соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека; тесная связь образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности; системный, комплексный подход к решению задач утверждения высокой культуры, межнационального общения, координация действий всех сил, влияющих на характер межнационального общения. 
Российская Федерация характеризуется высокой степенью этнокультурного многообразия. Здесь традиционно жили и живут представители многих народов в мире и согласии.

Являясь значимым институтом социализации, ВУЗ призван не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и культуры общения, поэтому развитие толерантности должно находиться здесь на одном из приоритетных мест. Кроме того, как отмечают исследователи,12студенческий возраст – важнейший этап формирования этнического самосознания. Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс неизбежно приведет к интенсификации межэтнических контактов, а, следовательно, формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей именно на современном этапе развития. Пока же ситуацию с уровнем этнической толерантности в российских ВУЗах никак нельзя назвать идеальной.

В процессе межличностного общения  представителей различных культур  происходит обогащение национального  самосознания. Этническая толерантность  личности проявляется в различных  критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед  личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается в проблемно-конфликтных  ситуациях взаимодействия с представителями  других этнических групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Толерантность в системе  высшего образования

 

Образование подрастающих поколении, транслируя механизмы этнического  наследия новым поколениям, призвано обеспечить интеграционные процессы, заложит основы для понимания  и общения с другими национальностями, и развивать диалог культур. И если рассматривать именно молодое поколение, которое уже готовится стать будущими специалистами или правящей элитой, то это в студенческой  среде формируется и распространяется межнациональная культура и культура общения. Здесь формируется общая система ценностей и норм, обеспечивающая единство многонационального общества студентов. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны, может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Система образования призвана скорректировать негативное проявление разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны для общества. В условиях многонационального региона принимающего большое число поступающих в ВУЗ, большое количество мигрантов, одной из задач системы образования – целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих социальные нормы жизни нации проживающей на данном территории и месте, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие к историко-культурному наследию народов, проживающих в данном регионе. На освоение и принятия другой культуры нужно терпимое отношение (толерантность), и здесь на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях.13

Толерантности может способствовать внедрение в образовании элементов  поликультурности. Компонентами поликультурного  образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционно-деятельностный, регионально-интеграционный элементы. Они, отражают комплекс отношении: к личности как высшей ценности способной к культурному самоопределению и самоизменению; к образованию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, сотрудничество; к учебному заведению как целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркуцльтурная коммуникация, межнациональное отношения индивидов.14 Направленная на формирование этнической толерантности в ВУЗе, обязательно должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды.15

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного  потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание  интернационального и национального  общения у студентов. Этническая ориентация сегодняшних студентов  – это ориентация взрослых людей  XXI столетия и последующих за ним поколении. В условиях интенсивной миграции и взаимодействия культур, современная система образования призвана создать условия активного проявления национальных черт каждой нации. Национальный характер, национальная традиция остаются главным условием передачи традиционных способов воспитания, традиции и обычаев, норм и ценностей культуры народа.

 

 

 

Анализ результатов исследования

I Программа исследования

    1. Методологический раздел

 

Начиная писать данное исследование, можно начать с того, что студенты как основная часть ВУЗа, играют большую роль в межэтнических  отношениях. Среди коренной части  студентов, есть много приезжих студентов, которые стремятся объединиться для того, чтобы не только выжить, но и сохранить свои нравы и характер своей нации. Данное исследование в настоящее время крайне актуальна, потому что, на территории Республики Хакасия проживают более 100 национальностей, но каждая из них имеет свою причину переезда из своей коренной территории к этой, это чтобы: работать, учиться, жить и т.д. Но большое внимание уделим, именно к молодежи разных национальностей, поскольку именно они приезжают учиться и продолжать транслировать свой национальный характер. И с каждым годом, все возрастающую роль играет межэтнические отношения, как в ВУЗе, так и в городе, где много разных национальностей, и все активнее заявляют о себе как самостоятельной нации. Данная тема актуальна для ХГУ, поскольку, как и другие ВУЗы страны, в ней разность национальностей – неоднородна.

Объектом выступают студенты как  субъекты межнациональных отношений.

Предмет: протекание процесса межнациональных отношений.

Задачи:

- вывить протекание процесса  межэтнического общения;

- выявить методы улучшения межэтнического  отношения.

Метод:

Опрос (анкетирование)

Носители информации: студенты

 

Логический анализ: интерпретация и операциональное  деление основных понятий:

Социализация- усвоение человеком самостоятельно или посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального положения в обществе.

Социокультурная адаптация- процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

- язык и этническая идентичность  студента;

- отношение студента к студентам  разных национальностей;

- взаимодействие с однокурсниками и студентами других факультетов другой национальности;

 

    1. Методический раздел

 

Техника построения выборочной совокупности: в рамках исследования проводился опрос (анкетирование). Выборка составила 235 студентов ИЕНИМ, ИНПО, ИИТиО, ИИП и в выборке испытуемых присутствует представители семи разных национальностей.

Методы сбора информации: сбор первичной социологической информации с помощью анкетирования.

Инструментарии исследования: была составлена вопросы анкеты, с помощью которой собирались эмпирические данные.

 

II Анализ результатов

В ходе проводимого эмпирического  исследования оценивалось межэтнические  отношения в студенческой среде  в ВУЗе. Проведенное исследование было направлено на выявление межэтнических отношении и адаптации студентов. Для решения поставленных задач был использован следующий метод:

    1. Опрос (анкетирование): Анкетирование- в опросе приняли участие 235 студентов вопросов отражающих цель данного исследования.

Ваш пол:

Мужской

107

Женский

128


 

Ваш курс обучения:

I

63

II

39

III

71

IV

62


 

Ваша национальность:

Русские

80

Хакасы

69

Тувинцы

45

Якуты

8

Монголы

3

Азербайджанцы

11

Киргизы

6

Не указали

13


 

«Хорошо ли Вы знакомы со своей  национальной культурой?» Хорошо знакомы  со своей национальной культурой- из 235 человек 126- это 54%. Из большинства опрошенных (167 человек)- 66%, ответили, что придерживаются исключительно только своей национальной культуре, но при этом интересуются другими культурами для саморазвития. Хорошо знакомы с другими национальными культурами 59 человек - это 16% опрошенных.

«Нужно ли сохранять национальную культуру народов?» Из 235 опрошенных 179 (81%)  ответили, что нужно сохранять. А остальные затруднились ответить, это говорит о том, что некоторые  студенты еще не задумывались о таком  вопросе как существование иных культур.

«Как Вы относитесь к представителям других национальностей?» 64 опрошенных т.е 14% затруднились ответить, 37- это 8% нейтрально относятся, 77- это 57% хорошо относятся, 57-это 21% относятся с презрением.

«Имеет ли для Вас значение национальность человека?» Из 235 опрошенных, 93 (37%) имеет  значение; 124 опрошенным – это 53%

не имеет значения; и 18 т.е 10% опрошенных затруднились ответить.

«Как Вы оцениваете межнациональное  отношение в ВУЗе?» Из всех 179 опрошенных – это 69% ответили, что межнациональные  отношения благоприятны; 30 т.е 20% отметили, что имеется скрытая напряженность, 26 респондентов т.е 11% затруднились ответить.

«Ощущаете ли Вы дискриминацию по национальному признаку?»  Не испытывали дискриминацию ответили 187 опрошенных – это 78%; да ответили 40 т.е 18%; затруднились ответить 8 – это 4%.

«Как Вы считаете, какие меры следует  принять для улучшения межнациональных  отношении в студенческой среде?»  на первое место выдвинули – проведение межнациональных форумов, фестивалей; второе – устраивать внутри ВУЗа межнациональные  различного рода конкурсов, чтобы там  были задействованы все национальности; на третьем месте- необходимо больше рассказывать, знакомить с другими  национальными культурами народов.

Информация о работе Особенности культуры межнациональных отношении студентов