Особенности научной работы и этика научного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Научная работа отличается от любой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о реальной действительности. Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему научное объяснение, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение, а также предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

9. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ  РАБОТЫ И ЭТИКА НАУЧНОГО ТРУДА

9.1. Сущность научной работы

 

    Научная работа  отличается от любой другой  своей целью – получить новое  научное знание. Именно в процессе  этой работы вырабатываются и  теоретически систематизируются  объективные знания о реальной  действительности. Однако в науке  мало установить какой-либо новый  научный факт, важно дать ему  научное объяснение, показать его  познавательное, теоретическое или  практическое значение, а также  предвидеть неизвестные ранее  новые процессы и явления.

 

    Научная работа  – это, прежде всего, строго  плановая деятельность. В науке  известны случайные открытия, но  только плановое, оснащенное современными  средствами научное исследование  позволяет вскрыть и глубоко  познать объективные закономерности  природы и общества.

 

    Научная работа  как творческий процесс предполагает  обязательным условием ее ведения  плюрализм научного мнения. Любые  попытки диктата, навязывания  всем общей, единой точки зрения  – в науке неуместны.

 

    Для ведения  научной работы необходимо научное  общение. Любому, даже самому квалифицированному  исследователю, необходимо постоянно  обговаривать и обсуждать с  коллегами свои идеи, полученные  факты и теоретические построения. Тогда можно избежать заблуждений  и ошибок, не пойти по ложному  пути научного поиска. Результаты  такого общения оформляются чаще  всего в письменном виде исходя  из двух соображений:

 

    1) только в таком  виде можно изложить идеи, предложения  и результаты на строго научном  языке и в строго логической  форме.

 

    2) основная задача  любой научной работы – довести  новое научное знание до самых  широких кругов научной общественности. Если знание остается только  в голове ученого и о нем  никто не может прочитать, то  оно окажется невостребованным  и бесполезным для науки.

 

    Результаты научной  работы описываются и оформляются  как различные виды литературной  продукции. Рассмотрим только  те результаты, с которыми чаще  всего встречается начинающий  исследователь: реферат, научный  отчет, тезисы доклада и научная  статья в журнале.

9.2. Реферат как вид научной  работы

 

    Реферат – один  из начальных видов представления  результатов научной работы в  письменной форме. Основное назначение  этого вида научного творчества  – показать эрудицию начинающего  ученого, его умение самостоятельно  анализировать, систематизировать,  классифицировать и обобщать  имеющуюся научную информацию. Такого  рода рефераты, как правило, не  публикуются. Различают несколько  видов рефератов по их тематике  и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический  и др.

 

    Для начинающего  исследователя (в период аспирантуры  или подготовки кандидатской  диссертации соискателем) рекомендуется  подготовить рефераты двух видов:  литературный, с обзором основной  литературы по избранной теме  исследования, и методический –  с критическим рассмотрением  способов и приемов изучения  намечаемого объекта.

 

    Такие рефераты  – полезны, поскольку молодой  исследователь выбрал тему диссертации  и сформулировал ее название  в общем виде. Основное знакомство  с литературой по такой теме  помогает ему ориентироваться  в круге вопросов, поставленных  другими исследователями, но оставшихся  нерешенными.

 

    В обзорном реферате  критически и всесторонне рассматривают  сделанное предшественниками по  теме исследования, эти результаты  приводят в определенную систему,  выделяют главные линии развития  явления и его дополнительные  аспекты. Такой позитивный критический  обзор, как правило, становится  основой вводной части диссертационной  работы.

 

    Реферат методического  характера целесообразно составить  в плане сравнительной оценки  применяемых приемов и способов  решения планируемых задач, т.  е. основное внимание реферата  сосредоточивают на детальном  анализе качества методов и  ожидаемых результатов исследования. Цель такого реферата – показать  уровень своей компетенции и,  главным образом, чтобы своевременно  откорректировать работу по деловым  критическим замечаниям коллег.

 

    При работе над  рефератом некоторые диссертанты  стремятся перечислить в нем  все научные факты в их хронологической  последовательности. Такой прием  часто применяется в обзорных  рефератах, но в одних случаях  он вполне оправдан, а в других  – не достигает цели, не раскрывает  сути явления. Поэтому располагать  материал следует весьма осмотрительно,  не забывая, что многие сложные  явления требуют для своего  объяснения различных подходов. Следует выделить генеральную  линию развития знаний о предмете, т. е. понять и оценить достоинства  и недостатки различных взглядов  и подходов ученых.

9.3. Научный отчет аспиранта  и тезисы доклада 

 

    По итогам аспирантской  подготовки требуется написать  научный отчет по теме диссертации  и отчитаться по нему. Такой  отчет должен удовлетворять определенным  требованиям. В структуру отчета  включают: титульный лист; реферат;  содержание (или оглавление); введение; аналитический обзор (при необходимости); обоснование выбранного направления  работы (или метода решения задачи); основную часть отчета, излагающую  конкретное содержание исследования  и полученные результаты; заключение; библиографический список использованной  литературы; приложения.

 

    В отчете освещается  центральная идея и гипотеза  исследования, а также намеченные  пути его выполнения. Диссертанту  следует объективно осветить  положительные и отрицательные  результаты своей работы и  проанализировать собственные решения.  Также в отчете освещаются  публикации научных результатов,  рефераты и сообщения научного  характера, а часть материалов  может быть представлена в  виде приложений.

 

    Тезисы доклада  обычно публикуются для предварительного  ознакомления с основными положениями  диссертации. Основная цель тезисов  доклада – в сжатой конспективной  форме изложить основные итоги  проведенного научного исследования  строгим научным стилем. Если  есть возможность опубликовать  развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц  машинописного текста), то диссертант  может дать более подробное  описание «центральной идеи»  исследования, обосновать свою работу, подчеркнуть ее актуальность, новизну  и практическую значимость.

9.4. Статья в журнале

 

    Наиболее солидным  и предпочтительным видом письменного  оформления результатов и итогов  проведенного диссертационного  исследования является журнальная  научная статья. Обычно она ограничена  объемом в 8-10 страниц машинописного  текста, поэтому каждый ее параграф  строится так, чтобы основная  информация давалось сразу же, с начала статьи. В основу текста  здесь принимается одна научная  мысль, одна научная идея. Научные  статьи следует публиковать в  научных журналах.

 

    Заголовок статьи  должен точно отражать ее содержание. Абзац, начинающий статью, обычно  вводит читателя в проблематику  исследования. Здесь излагается  цель исследования, задачи работы  и возможности ее использования  на практике. Эти данные при  чтении статьи способствуют быстро  уловить суть проблемы. Структура  статьи определяется тематикой  и особенностями исследования, но  во всех случаях приводимые  в ней данные представляют  собой обобщение тех, что уже  получены в ходе научных изысканий.  Примерный план построения журнальной  научной статьи:

    1)  заглавие  статьи с указанием фамилии  автора (фамилия и инициалы), название  научного (учебного учреждения), где  выполнена работа;

    2)  аннотация;

    3)  вводные замечания  о значении предлагаемых научных  фактов в теоретическом и практическом  значениях;

    4)  краткие данные  о методике исследования;

    5)  анализ собственных  данных, их обобщение и разъяснение;

    6)  основные  выводы и предложения.    В соответствии с выделением  в научных исследованиях теоретического  и эмпирического уровня знания  различают теоретические и эмпирические  статьи. В теоретических статьях  дают результаты исследований, выполненных  с помощью методов познания: абстрагирование,  анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация,  формализация, моделирование. В статьях  с расчетами объектами описания  в аналитической или графоаналитической  форме являются физические, химические, физико-химические процессы, результаты  и методика экономических расчетов  и др. В работах, посвященных  интерпретации явлений, процессов  и проблем, основанных на систематизации  научных фактов с выделением  главных понятий, принципов, законов,  приводятся математические выкладки  и модели, но изложением материала  дается в текстовой форме. Основное  значение в структуре приобретают  логические правила и законы.

 

    Эмпирические статьи  описывают результаты исследований, проводимых с помощью методов  эксперимента, наблюдения, измерения  и других, но с использованием  и теоретических методов. Поэтому  в их заголовках присутствуют  слова «расчет», «оценка», «определение»,  «методика».

 

    Описываются методика  исследования, средства для его  осуществления, дается характеристика  и классификация полученного  материала, его интерпретация,  в случае внедрения содержатся  сведения об опытно-промышленной  проверке. Данные обычно представлены  в виде графиков, диаграмм, в табличной  форме, иногда –  в виде  математических моделей.

 

    Заключительная  часть статьи подытоживает материал, отвечает на вопросы, поставленные  вводной частью, тем самым показывая  место исследования в системе  знаний отрасли.

9.5. Устные формы научного  общения. Типы научного исследования

 

    Кроме письменных  видов представления результатов  научной работы, используются устные  формы научного общения. К их  числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции  и семинары.

 

    Научный съезд  – собрание представителей целой  отрасли науки в масштабе страны. Научный конгресс – то же, что  и съезд, только на международном  уровне. Симпозиум – международное  совещание научных работников  по относительно узкому специальному  вопросу (проблеме).

 

    Наиболее часто  устное научное общение происходит  на уровне конференций и семинаров.  Научная (научно-практическая) конференция  – это собрание научных или  практических работников. Научная  и научно-практическая конференции  – всегда тематические. Они могут  проводиться в рамках одной  научной организации или учебного  заведения, на уровне региона,  страны и на международном  уровне.

 

    Научный семинар  – это обсуждение сравнительно  небольшой группой участников  подготовленных ими научных докладов  и сообщений, проводимое под  руководством ведущего ученого,  специалиста. Научные семинары  могут быть разовыми и постоянно  действующими. Они являются важным  средством сплочения исследовательского  коллектива и выработки общих  подходов, воззрений. Научные семинары  проводятся, как правило, в рамках  одной научной организации или  одного учебного заведения, но  на их заседания могут приглашаться  и представители других организаций.

 

    В научной работе  проводятся самые разнообразные  исследования, однако все их разнообразия  можно свести к двум основным  типам: фундаментальным и прикладным.

 

    Фундаментальные  исследования – важное самостоятельное  направление научной работы, играющее  важную роль в развитии самой  науки и дальнейшем ее использовании  в процессе производства. Результатом  исследований служит открытие  новых законов природы и общества, систематизация, расширение и углубление  знаний по определенной научной  проблеме.

 

    К прикладным  исследованиям относятся исследовательские  и опытно-конструкторские работы, ведущиеся с целью разработки  основных принципов изготовления  новой техники и прогрессивной  технологии. Благодаря таким исследованиям  наука непосредственно входит  в производство, превращая научные  идеи в материальные процессы  и предметы.

 

    В процессе научной  работы ученые общаются между  собой, используя особый тип  речи, так называемый «научный  стиль», который характеризуется  стремлением к четкости выражения  мысли, строгой логике изложения,  точности и однозначности формулировок. Для этого стиля характерны  некоторые особенности в использовании  синтаксических и стилистических  средств, а также специальная  терминология. Именно наличие в  речи ученых большого количества  специальных терминов, прежде всего,  отличает такую речь от обычного  разговорного языка. 

9.6. Нормы научной этики

 

    Нормы научной  этики не сформулированы в  виде каких-либо официальных требований  и документов, но эти нормы  существуют. В этих нормах находят  свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги» в контексте особенностей научной деятельности. Как нечто подобное краже, в науке оценивается плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложь в науке – это преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента. Во-вторых, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.

 

    Первая среди  них – необходимость отстаивания  истины.

 

    К моральным  ценностям науки следует отнести  оценку истинности научных утверждений  независимо от расы, пола, возраста, авторитета. Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться  не менее строгой проверке  и критике, чем результаты начинающего  исследователя.

 

    В повседневной  научной деятельности обычно  бывает непросто сразу же оценить  полученное знание как истину  либо как заблуждение. И это  обстоятельство находит отражение  в нормах научной этики, которые  не требуют, чтобы результат  каждого исследования непременно  был истинным знанием. Они лишь  требуют, чтобы этот результат  был новым знанием и, так  или иначе, – логически или  экспериментально обоснованным. Ответственность  за соблюдение такого рода  требований лежит на самом  ученом, и он не может переадресовать  ее кому-либо другому. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям,  он должен хорошо знать все  то, что сделано и делается  в исследуемой области науки.

Информация о работе Особенности научной работы и этика научного труда