Публикуя результаты
своих исследований, он должен
четко указывать, на какие исследования
предшественников и коллег опирался,
и именно на этом фоне показывать
то новое, что открыто им
самим.
Кроме того, в
публикациях ученый должен привести
те доказательства и аргументы,
с помощью которых он обосновывает
полученные им результаты. При
этом он обязан дать исчерпывающую
информацию, позволяющую провести
независимую проверку его результатов.
В научном сообществе
научное знание должно становиться
общим достоянием, а сам ученый
должен быть беспристрастным
и искать истину бескорыстно.
Вознаграждение и признание необходимо
рассматривать лишь как возможное
следствие научных достижений, а
не самоцель.
Этические нормы
охватывают и другие стороны
научной деятельности: процессы
подготовки и проведения исследований,
проведения научных дискуссий
и пр. Безусловно, нередки случаи
нарушения учеными указанных
этических норм. Однако нарушающий
их рискует рано или поздно
потерять уважение и доверие своих коллег.
Следствием этого может стать игнорирование
его научных результатов другими исследователями,
в результате чего он, по сути дела, окажется
вне науки.
Отдельные нарушения
этических норм науки хотя
и могут вызывать серьезные
трудности в развитии той или
иной области знания, в общем
чреваты большими неприятностями
для самого нарушителя, чем для
науки в целом. Но если такие
нарушения приобретают массовый
характер, под угрозой оказывается
уже сама наука. Сообщество
ученых прямо заинтересовано
в сохранении климата доверия,
поскольку без этого было бы
невозможно дальнейшее развитие
научных знаний.
Признание коллег
является для ученого высшей
наградой, более значимой, чем материальное
вознаграждение. Особенность научной
деятельности в том и заключается,
что результативной она по-настоящему
оказывается лишь тогда, когда
признана и результаты ее используются
коллегами для получения новых
знаний.
10. УЧЕБНЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
10.1. Цель, задачи и требования
к курсовой работе
Курсовая работа
– одна из важнейших форм
учебного процесса, направленная
преимущественно на практическую
подготовку и выполняемая в
соответствии с учебными планами.
Цели курсовой работы:
закрепить, углубить и расширить
теоретические знания;
овладеть навыками самостоятельной
работы;
выработать умения формулировать
суждения и выводы, логически последовательно
и доказательно их излагать;
подготовиться к сложной
задаче – выполнению дипломной работы.
Темы курсовых
работ и графики их выполнения
разрабатывают и утверждают кафедры,
ведущие дисциплины, по которым
учебными планами предусмотрены
курсовые работы. Требования, предъявляемые
к курсовой работе, можно объединить
в три группы: требования к
структуре; требования к содержанию
(основной части); требования к
оформлению.
Структура курсовой
работы должна способствовать
раскрытию избранной темы и
быть аналогична структуре дипломной
работы: иметь титульный лист, реферат,
содержание, введение, основную часть,
заключение, список использованных
источников и приложения.
Во введении
обосновывается актуальность выбранной
темы, определяется общая цель
курсовой работы, конкретные ее
задачи и методы исследования.
При определении целей и задач
исследований необходимо правильно
их формулировать, например, следует
указывать «раскрыть», «определить»,
«установить», «показать», «выявить»
и т. д.
Курсовая работа
носит учебно-исследовательский
характер и должна опираться
на новейшие достижения науки
в своей сфере. Ее содержание
следует иллюстрировать таблицами
и графическим материалом (рисунками
– схемами, графиками, диаграммами).
Основная часть работы включает
два-четыре раздела, которые разбивают
на подразделы и пункты.
Необходимо правильно
понимать сущность метода теоретического
анализа и не сводить всю
курсовую работу к заимствованию
материала из двух-трех источников.
Чтобы работа не граничила
с плагиатом, серьезные теоретические
положения необходимо давать
со ссылкой на источник. Это
не должен быть учебник по
данной дисциплине: курсовая работа
предполагает более глубокое
изучение темы, чем она раскрывается
в учебной литературе. В работах,
носящих теоретический характер,
при анализе литературы по
теме исследования автор высказывает
свое мнение и отношение к
затрагиваемым сторонам проблемы.
Оформление библиографического
списка использованных источников
и приложения осуществляется
как в дипломной работе, в соответствии
с требованиями ГОСТ 71-84.
Объем курсовой
работы – до 25-30 страниц печатного
текста, выполненного через 1,5 межстрочных
интервала. Работу брошюруют в
папку-скоросшиватель или переплетают.
Написание курсовой
работы осуществляется под руководством
преподавателя – руководителя
работы. Руководство начинается
с выдачи задания и продолжается
в форме консультаций, во время
которых студент уточняет круг
вопросов, подлежащих изучению, составляет
план исследования, его структуру, сроки
выполнения по этапам, определяет необходимые
источники и устраняет вскрытые недостатки
в работе.
Студенты заочного
отделения выполняют работу на
материалах предприятий (организаций,
учреждений), где они работают
или проходят практику. Студенты
очной формы обучения могут
использовать материалы, собранные
в период практики.
Выполненная курсовая
работа проверяется в срок
до 10 дней преподавателем –
руководителем работы, который дает
письменное заключение по работе
– рецензию. При оценке работы
учитываются: содержание работы,
ее актуальность, степень самостоятельности,
оригинальность выводов и предложений,
качество используемого материала,
а также уровень грамотности
(общий и экономический). Одновременно
рецензент отмечает ее положительные
стороны и недостатки, а в случае
надобности указывает, что надлежит
доработать. Рецензия заканчивается
выводом, может ли работа быть
допущена к защите. Работа вместе
с рецензией выдается студенту
для ознакомления и возможного
исправления. Если же курсовая
работа по заключению рецензента
является неудовлетворительной
и подлежит переработке, то
после исправления она представляется
на повторное рецензирование
с представлением первой рецензии.
Курсовая работа
должна быть защищена до начала
экзаменационной сессии. На защите
студент должен кратко изложить
содержание работы и дать исчерпывающие
ответы на замечания рецензента.
Окончательная оценка курсовой
работы выставляется по итогам
защиты и качеству выполненной
работы. Работа, выполненная студентом
в научном кружке (обществе) и
доложенная на его заседании,
засчитывается как курсовая.
Подготовка курсовой
– работа качественно иного
уровня в отличие от реферата,
доклада и контрольной. Прежде
всего, курсовая работа, в отличие
от перечисленных видов работ,
не является вспомогательной
формой контроля знаний. Если
положительная оценка за реферат
или контрольную всего лишь
влияет на исход зачета или
экзамена, то оценка за курсовую
работу вносится в зачетную
книжку наравне с экзаменационными
оценками, т. е. она имеет статус
экзамена.
Подготовка курсовой
работы предусмотрена стандартом
только по специальным предметам.
В течение учебного года пишется
1-3 курсовых работ. Курсовая работа
– это настоящее студенческое
научное исследование. Поскольку
она пишется по специальному
предмету или по выбранной
студентом специализации, назначение
ее в том, чтобы выяснить, насколько
последний овладел навыками самостоятельной
научной деятельности.
Во введении
к курсовой работе обосновывают
актуальность выбранной темы. Основная
часть курсовой работы посвящена
решению поставленных задач. Обычно
в основной части выделяется
две, реже три главы, каждая из которых
выполняет свою функцию в общей логике
изложения. Заключение содержит сделанные
автором работы выводы, итоги исследования.
Затем следует список использованной
литературы, который должен соответствовать
установленным требованиям. Приложения
(при наличии) оформляются на отдельных
листах, с общей нумерацией.
Критериями для
оценки курсовой работы является:
актуальность выбранной темы, глубина
освоения материала, качество
подбора и использования научных
и научно-методических источников,
степень самостоятельности выводов
и общая культура изложения.
10.2. Цель, задачи и требования
к дипломной работе
Дипломная работа
является квалификационной работой
выпускника, а ее содержание показывает
уровень общетеоретической и
профессиональной подготовки студента.
По уровню ее выполнения и
результатам защиты Государственная
аттестационная комиссия (ГАК) определяет
возможность присвоения выпускнику
соответствующей квалификации и
выдачи диплома (с отличием, без
отличия, бакалавра). Являясь заключительным
этапом обучения студентов в
высшем учебном заведении, выполняемая
дипломная работа имеет следующие
цели:
систематизацию, закрепление
и углубление теоретических и
практических знаний по избранной специальности,
применение их для решения конкретных
задач;
развитие навыков ведения
экономического анализа или исследовательской
работы и овладение методикой
исследования и эксперимента;
развитие навыков обобщения
и анализа результатов, полученных
другими исследователями или
разработчиками;
оценка степени подготовленности
выпускника к самостоятельной работе
в современных условиях по профилю
специальности.
По содержанию
дипломной работы и в процессе
ее защиты устанавливаются: уровень
образовательной подготовки выпускника
по соответствующей специальности;
умение изучать и обобщать
литературные источники в соответствующей
области знаний; способность самостоятельно
проводить научные исследования,
систематизировать и обобщать
фактический материал; умение самостоятельно
обосновывать выводы и практические
рекомендации по результатам
дипломного исследования.
Дипломная работа
должна соответствовать следующим
требованиям:
выполняться на актуальную тему,
рассматривать проблему, не получившую
достаточного освещения в литературе
(новую постановку известной проблемы)
и содержать элементы научного исследования;
отвечать четкому построению
и логической последовательности
изложения материала;
при проведении выполняться
с использованием расчетов экономико-математических
методов и моделей, а также
специализированных пакетов программ
для ЭВМ;
содержать убедительную аргументацию,
для чего в тексте работы необходимо
широко использовать графический материал;
завершаться обоснованными
рекомендациями и выводами.
10.3. Структура дипломной
работы
Дипломная работа
включает: титульный лист; задание
к дипломной работе; аннотацию;
содержание; введение; основную часть;
заключение (выводы); список использованных
источников; приложения.
Титульный лист
– первая страница дипломной
работы (не нумерованная). Титульный
лист включают в общую нумерацию
страниц.
Задание на дипломную
работу оформляется на типовом
бланке, подписывается автором, руководителем
и утверждается заведующим кафедрой
Аннотация должна
содержать: сведения об объеме
работы (страниц), количестве иллюстраций
(рисунков), таблиц, приложений, использованных
источников; ее текст составляет
до 750 печатных знаков (половина страницы)
и должен отражать тему, предмет,
характер и цель работы, методы
исследования, полученные результаты
и их новизну, степень внедрения,
технико-экономические и социальные
характеристики. Второй лист аннотации
дублирует ее оригинальный текст
на иностранном языке.
В содержании
последовательно перечисляются
заголовки дипломной работы: введение,
номера и заголовки разделов,
подразделов, заключение, список
использованных источников и
приложения с указанием номера
страницы, на которой помещен
каждый заголовок. Все заголовки
в содержании записывают строчными
буквами (первая – прописная).
Последнее слово каждого заголовка
соединяют отточием с соответствующим
номером страницы, на которой
расположен заголовок. Номер страницы
проставляют справа арабской
цифрой без знаков препинания.
Во введении
раскрывается значение избранной
темы и проблем, рассматриваемых
в работе, обосновывается актуальность
и важность темы, формулируются
цель и задачи исследования. Излагается
краткая характеристика объекта
исследования. Отражается уровень
теоретической разработки проблемы,
ее новизна. Дается критический
обзор современного состояния
и освещения исследуемой темы
в доступных источниках, обобщаются
и оцениваются точки зрения
ученых по теме исследования.
Приводятся используемые в работе
методы решения выдвинутых проблем.