Основная часть
дипломной работы может содержать
три-четыре главы, каждая из
которых может состоять из
разделов и подразделов.
Объем дипломной
работы – до 100 страниц печатного
текста, выполненного через 1,5 межстрочных
интервала.
Дипломную работу
необходимо сброшюровать и на
сгибе обложки прописными буквами
указать фамилию, инициалы автора
и год ее защиты.
10.4. Общие рекомендации
по дипломной работе
Выбор темы –
важный этап подготовки дипломной
работы. Тема должна быть актуальной,
соответствовать современному состоянию
и перспективам развития науки
и техники. Она может базироваться
на курсовых и научных работах,
выполненных в процессе обучения
в вузе. При выборе темы также
следует учитывать: степень разработки
и освещенности ее в литературе;
наличие публикаций по исследуемой
проблеме; возможности получения
практического материала при
подготовке работы; интересы и
потребности предприятия, на материалах
которого выполняется работа; возможности
проявления исследовательских способностей
студента.
Примерная тематика
дипломных работ разрабатывается
выпускающей кафедрой и ежегодно
утверждается советом факультета.
Студенту предоставляется право
предложить собственную тему
дипломного исследования при
наличии обоснования ее актуальности
и целесообразности либо заявки
от предприятия.
После утверждения
темы дипломной работы студенту
выдается задание на выполнение
дипломной работы (стандартной формы),
его подписывает руководитель, студент
и утверждает заведующий выпускающей
кафедрой. Задание выдается за
четыре месяца до окончания
учебы. По предложению руководителя
дипломной работы заведующий
кафедрой может пригласить консультантов
по отдельным разделам дипломной
работы за счет лимита времени,
отведенного на руководство дипломной
работой. Консультант дает рекомендации
студенту, проверяет соответствующую
часть выполненной им работы
и подтверждает ее визированием.
Важным этапом
самостоятельной работы по выполнению
дипломного исследования является
сбор, обработка, систематизация
и анализ фактического материала.
Сбор фактического материала
производится студентами во время
преддипломной практики. Но прежде
чем начать сбор фактического
материала необходимо совместно
с научным руководителем заранее
продумать и определить, какие
показатели надо подвергать изучению,
за какой период и в каком
объеме, какие проводить эксперименты
и т. д. Собранный фактический
материал оценивается с точки
зрения его достоверности, надежности
и точности. Он систематизируется
и оформляется в виде таблиц,
графиков, диаграмм, схем и т. п.
Текущий контроль
хода выполнения графика дипломной
работы осуществляет научный
руководитель работы, а ход выполнения
работы заслушивается на выпускающей
кафедре.
Написание дипломной
работы – завершающий этап
обучения в вузе и форма
итогового контроля знаний и
умений студента. То, как студент
напишет диплом и какую оценку
ему выставит комиссия в ходе
защиты, может рассматриваться как
окончательный результат всего
периода учебы. Поэтому качество дипломной
работы, степень ее самостоятельности,
аргументированность и логика защиты
имеют большое значение.
С одной стороны,
дипломная работа – это расширенное
и углубленное подобие курсовой.
К выпускному курсу у студента
уже имеется опыт написания
до шести курсовых работ. Следовательно,
в общих чертах дипломник представляет
себе, как выбрать тему диплома,
что с ней делать и как
вести себя на защите. С другой
стороны, дипломная работа –
это далеко не курсовая. Требования,
предъявляемые к ней, выше, и
ее написание – намного сложнее.
Дипломная работа
подвергается внешнему рецензированию.
Рецензент оценивает культуру
изложения, стилистику, использование
научной лексики и принятых
для научных текстов оборотов.
В работе не следует прибегать
к просторечиям и выражениям,
в стилистической правильности
которых вы не уверены. Не
стоит также злоупотреблять простыми
предложениями: уровень подачи
научного текста предполагает
известную сложность языка. С
другой стороны, не надо делать
текст неудобочитаемым из-за обилия
специальной терминологии там,
где она не является обязательной,
канцелярских оборотов письменной
речи, слов иностранного происхождения
при наличии привычных русских
синонимов.
Введение по
объему занимает примерно 3 % от
всего текста. Его следует писать
в соответствии с существующим
стандартом, последовательно переходя
от одного предусмотренного им
пункта к другому. Начинается
введение с обоснования актуальности
выбранной темы. Затем необходимо
перейти к освещению степени
разработанности темы в научной
литературе и характеристике
используемых источников. Следует
подробно и полно охарактеризовать
конкретный вклад различных авторов,
школ и направлений в разработку
темы, а также очертить существующие
«белые пятна», пробелы в рассмотрении
темы. Далее формулируется цель
исследования, ставятся конкретные
задачи, определяемые целью, вычленяется
основная проблема, объект и предмет
исследования. Формулировки должны
быть краткими, четкими, логически
последовательными, с соблюдением
принципа субординации цели и
задач. Использованные в работе
методологии и методы следует
назвать и, по возможности,
обосновать применение того или
иного метода в решении поставленных
исследовательских задач.
В первой главе
обычно вначале очерчивается
основная проблема, показываются
ее теоретические истоки, затем
рассматриваются различные варианты
подходов к ее решению, группируются
по принципу методологического
сходства, точки зрения оцениваются
с позиций автора работы. Далее
излагаются собственные взгляды
автора на проблему и пути
ее решения. Они аргументировано
доказываются и обосновываются
теоретическими выкладками по
отечественным и зарубежным источникам.
Назначение и
содержание второй главы может
быть различным в зависимости
от характера всей работы в
целом. Если она теоретико-аналитическая,
то вторая глава, как и первая,
служит раскрытию проблемы на теоретическом
уровне. Тогда ее содержание составляет
продолжение теоретического анализа проблемы,
обогащенного либо переходом к новому
ракурсу рассмотрения, либо применением
там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных
методов: экономических, социологических,
исторических и т. д., а также, когда это
нужно, математического аппарата. Если
работа имеет практический или опытно-экспериментальный
характер, то содержание второй главы
представляет собой практическую или
экспериментальную часть исследования.
В ней описываются условия и ход проведенного
эксперимента, его стадии и этапы, подводятся
итоги и анализируются результаты, делаются
практические рекомендации.
Заключение представляет
собой небольшую по объему (около
4-5 % всего текста) часть работы. Однако
это очень важная часть, поскольку
именно заключение содержит общие
выводы, сделанные студентом по
результатам проведенного исследования.
Здесь необходимо кратко, с выверенной
логической последовательностью
изложить в порядке хода исследования
промежуточные результаты и выводы,
обобщить их и сформулировать
окончательный общий вывод по
всей работе, наконец, показать
его в контексте складывающихся
перспектив дальнейшего изучения.
Основные выводы в тексте заключения
лучше всего изложить в форме
пронумерованных тезисов, формулировка
которых должна быть предельно
четкой, ясной, краткой и логически
безупречной.
Библиографический
список использованных источников,
является обязательной частью
дипломной работы и помещается
после заключения. Ее страницы
входят в единую нумерацию
страниц текста.
Приложения –
вспомогательная часть дипломной
работы. В них включают графики,
таблицы, статистически обработанные
данные опросов, материалы наблюдений,
иллюстративный материал, не вошедший
в основной текст. Они оформляются
на отдельных листах и продолжают
нумерацию. Если в приложении
нет необходимости, оно может
отсутствовать, поскольку обязательной
частью дипломной работы не
является.