Особенности организации и проведения культурно-досуговых программ на примере театрализованного действа "Широкая масленица"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности организации и проведения культурно – досуговых программ.
Объект исследования - процесс организации и проведения культурно-досуговых программ.
Предметом исследования является театрализованное действо как форма культурно-досуговой программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль культурно – досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности.
2) Изучить понятие и сущность театрализованного действа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.…………………………………………………………………..…....5
1.1. Роль культурно - досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности..……………………………………….….……5
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы…………………………….….…..11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С. СТАРОДУБСКОЕ………………………………………………………….….….16
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в селе Стародубское…………………..….….16
2.2. Рекомендации по усовершенствования мероприятия…..…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….……27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Шиманская.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Когда говорят о культурно -досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно - досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут до нескольких дней или недель. Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.

К формам культурно – досуговой деятельности относятся:

1)     Массовые праздничные мероприятия (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера);

2)     Развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии);

3)     Самостоятельные объединения по интересам;

4)     Игровые программы.

В реализации культурно – досуговой деятельности важную роль играет культурно – досуговая программа.

Культурно – досуговая программа является результатом профессиональной деятельности менеджера в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени. Она характеризуется наличием высокого уровня внешней активности личности в процессе реализации досугового времени.

Сама по себе культурно – досуговая программа не является поводом для поднятия настроения. Она лишь средство для достижения цели. Изменение состояния – процесс внутренний, его должен осуществить сам человек. Для этого ему необходимо совершить некоторые деяния, а именно: активно участвовать в развлекательном мероприятии – петь, танцевать, играть, общаться.

Выделяют такие формы культурно – досуговых программ как:

1)     Литературно – музыкальная композиция (творческий вечер поэзии, музыки; театральная постановка; мюзикл; тематический творческий вечер);

2)     Театрализованный концерт (гала – концерт, рок – шоу, цирковое шоу);

3)     Агитационно – художественное представление (юбилей, официальная праздничная церемония, презентация);

4)     Театрализованное представление (тематический конкурс, спортивные соревнования, тематический обряд);

5)     Театрализованное действо (праздничное гулянье, игровая программа, танцевальный вечер, корпоративная вечеринка) [1, с. 35].

Из всего вышесказанного нами следует, что культурно-досуговая программа играет важную роль в реализации культурно-досуговой деятельности. Она является результатом профессиональной деятельности в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени.

 

 

 

 

1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы.

 

Среди разнообразия форм  культурно – досуговой деятельности особое место занимают театрализованные постановки как наиболее востребованная потребителем и эффективная по силе воздействия на личность форма. Популярность театрализации как метода культурно – досуговой деятельности объясняется способностью придать особую художественную привлекательность проистекающим событиям, будь то игровая программа, экскурсия, спортивные соревнования или танцевальный вечер.

Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме той или иной идеи. В театрализованном представлении органически сочетается нетеатральное, жизненное, бытовое с художественным, образным. Этот сплав художественного и документального и создает особый эффект воздействия на аудиторию  [5, с. 22]

Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности уходят своими корнями в глубины прошлого. До возникновения зрелищной культуры это были обрядовые праздники, посвященные силам природы, языческим божествам. С разделением участников праздника на актеров и зрителей стали развиваться новые виды театрализаций: античный театр, бои гладиаторов, скоморошьи представления, медвежьи потехи, балаганы и т.д.

Историческая эволюция театрализованных форм породила разнообразнейшие их виды, но все они объединены наличием определенных свойств: это игровые элементы (актерская игра); драматическая коллизия (борьба характеров); преображение пространства (сценография и костюмирование); световые и звуковые эффекты (свето- и звукооформление).

Театрализованное представление – особый род искусства. Основным материалом его является свободное творчество людей. И сегодня устоявшиеся театрализованные формы можно подразделить на следующие основные группы:

1)     Литературно – музыкальная композиция;

2)     Театрализованный концерт;

3)     Представление;

4)     Театрализованное представление;

5)     Театрализованное действо.

Каждая группа включает те виды театрализованных постановок,  которые соответствуют данной группе по параметрам:

1)     Форма взаимодействия участников;

2)     Действенная задача представления;

3)     Характер содержащейся информации;

4)     Содержание главного действия;

5)     Выразительные художественные средства.

Формы взаимодействия участников характеризуются размерами интерактивной компоненты в представлении. Интерактивность подразумевает диалог между ведущими и участниками представления в виде ответных действий. Например, ведущий командует: «Поднимите ваши руки!» - аудитория выполняет; ведущий продолжает: «И встречайте нашего гостя!» - аудитория аплодирует, кричит, свистит.

Театрализованное действо абсолютно интерактивно. Его содержание предполагает активные действия со стороны участников, в противном случае оно просто не состоится  [5, с. 23].

Главным действием театрализованной постановки является центральный обряд или церемониал, т.е., собственно, то действие, вокруг которого и разворачивается событие.

Также как в театрализованном представлении, центральный обряд театрализованного действа зависит от темы события, но, в отличие от него, участники занимают в нем самую активную действенную позицию. Например, масленичный обряд предполагает сожжение соломенного чучела Масленицы, и принцип построения данной театрализованной формы требует того, чтобы сами участники сотворили чучело, вынесли его на площадь, установили, подожгли и скандировали: «Гори,  гори ясно, чтобы не погасло!».

В театрализованном представлении прослеживаются черты всех ранее описанных театрализованных форм культурно – досуговой деятельности. Есть в нем элементы иронии и чествования, есть литературные и музыкальные фрагменты, есть и эстрадные концертные номера. Однако в театрализованном представлении все они собраны в жесткую сюжетную канву, поэтому данная театрализация наиболее близка к драматической театральной постановке.

Театрализованное представление может быть автономной постановкой, а может – элементом театрализованного действа.

Театрализованное действо на практике часто называют празднеством. Все разновидности народных праздников с древнейших времен носят театрализованный характер: костюмирование, участие в обрядах, играх, устраивание зрелищ. Праздник – явление одновременно и социальное и художественное. Это необходимый элемент в жизни человека, одно из проявлений его бытия. Погружаясь в праздничные события, человек впадает в состояние транса, сбрасывает накопившийся груз усталости, возвращает себе силу и гибкость  [5, с. 30].

У праздников древняя история. Само слово «праздник», обозначающее лень и ничегонеделание, появилось лишь с возникновением сословных различий, с появлением социального слоя, каждодневно предававшегося праздности. Ранее праздник носил название Святки, что указывает на языческое преклонение перед светом, дарующим жизнь. Древнерусские Святки были посвящены дням солнцестояния – праздникам в честь прибавления света. Слово «торжество» изначально было связано с торговлей, с овладением чем-либо, а позже стало означать восславление, празднование какого-либо события.

В результате эволюции современный праздник представляет собой театрализованное действо, включающее комплекс культурных мероприятий. Все присутствующие на театрализованном действе выступают в качестве зрителей и непосредственных участников событий. Это обстоятельство определяет особенности данной театрализованной формы и обусловливает специфику сценарной работы.

Театрализованное действо состоит из трех основных частей:

1)     Движение участников праздника к единому центру, где будет проходить праздничная церемония.

2)     Локальная часть, в процессе которой происходит межличностное праздничное общение; пирование, игры, театрализованные концерты, посвященные празднику.

3)     Театрализованное представление, содержащее центральный обряд.

Монтаж элементов театрализованного действа носит мозаичный характер, однако в этой мозаике обязательно присутствие трех основных моментов:

1)     Открытие праздника;

2)     Развитие действия;

3)     Закрытие.

Данная театрализованная  форма отражает важные события национального, социального и государственного масштаба, поэтому для нее характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность.

Если масштаб праздника достаточно велик и охватывает территорию парка, базы отдыха, курорта, то одной из организационных и художественных задач становится рассредоточение участников по разным центрам и площадкам. Действия на них должны быть разнообразны, но в рамках одной темы.

Выбирая выразительные средства воплощения идеи постановки праздника, следует остановиться на тех, которые будут восприняты всеми присутствующими, доступны каждому. Здесь не может быть особых зон, в которые доступ ограничен. К наиболее популярным выразительным средствам относятся:

1)     Праздничное оформление территории, эстрад, игровых площадок;

2)     Передвижные костюмированные процессии;

3)     Шествия участников;

4)     Фейрверк.

Композиция театрализованного действа строится согласно классической структуре. В качестве экспозиции может быть использовано оформление территории, парадное шествие участников, раус-встреча, в качестве завязки – торжественное открытие. Развитие действия включает народное гулянье, живое общение, игры, театрализованные концерты и представления. Кульминацией может стать закрытие праздника, в котором заложен момент всеобщего участия в символическом действии. Финал должен быть мощным, коротким, ярким, нести позитивный символический смысл. Финалом должно стать закрытие праздника.

К особенностям сценарной работы над театрализованным действом можно отнести:

1)     Неограниченное разнообразие элементов;

2)     Экономное использование слова;

3)     Общедоступность восприятия выразительных средств.

Итак, в результате эволюции современный праздник представляет собой театрализованное действо, включающее комплекс культурных мероприятий. Все присутствующие на театрализованном  действе выступают в качестве зрителей и непосредственных участников событий. Можно сказать, что театральное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства  [5, с. 29-30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ                                                                 ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА  «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С.   СТАРОДУБСКОЕ.

2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа          «Широкая масленица» в с. Стародубское.

 

 

В современном обществе большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Первый день масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место села. К обеду начинали печь блины.
         Вторник назывался «заигрыш». Люди зазывали гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок. Среда («лакомка») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Четверг («широкий») считался началом настоящего разгула. Проводились шумные катания и кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы. Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям. Суббота называлась «Заловкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (сестер мужа).
И, наконец, воскресенье («Прощеный день») было посвящено подготовке к Великому посту, перед которым надлежало очиститься, духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны.
         На Руси Масленицу всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных.  Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.  Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Не отказывались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II. Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями.  Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. Торговали чаем, различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных. По льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков.  Много удовольствия и участникам и зрителям доставляло взятие снежной крепости. Особенностью было то, что штурмовали крепость на конях. Обычно крепость или снежный городок строили на льду реки [24].

Информация о работе Особенности организации и проведения культурно-досуговых программ на примере театрализованного действа "Широкая масленица"