Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности организации и проведения культурно – досуговых программ.
Объект исследования - процесс организации и проведения культурно-досуговых программ.
Предметом исследования является театрализованное действо как форма культурно-досуговой программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль культурно – досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности.
2) Изучить понятие и сущность театрализованного действа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.…………………………………………………………………..…....5
1.1. Роль культурно - досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности..……………………………………….….……5
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы…………………………….….…..11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С. СТАРОДУБСКОЕ………………………………………………………….….….16
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в селе Стародубское…………………..….….16
2.2. Рекомендации по усовершенствования мероприятия…..…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….……27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Когда говорят о культурно -досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно - досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут до нескольких дней или недель. Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
К формам культурно – досуговой деятельности относятся:
1) Массовые праздничные мероприятия (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера);
2) Развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии);
3) Самостоятельные объединения по интересам;
4) Игровые программы.
В реализации культурно – досуговой деятельности важную роль играет культурно – досуговая программа.
Культурно – досуговая программа является результатом профессиональной деятельности менеджера в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени. Она характеризуется наличием высокого уровня внешней активности личности в процессе реализации досугового времени.
Сама по себе культурно – досуговая программа не является поводом для поднятия настроения. Она лишь средство для достижения цели. Изменение состояния – процесс внутренний, его должен осуществить сам человек. Для этого ему необходимо совершить некоторые деяния, а именно: активно участвовать в развлекательном мероприятии – петь, танцевать, играть, общаться.
Выделяют такие формы культурно – досуговых программ как:
1) Литературно – музыкальная композиция (творческий вечер поэзии, музыки; театральная постановка; мюзикл; тематический творческий вечер);
2) Театрализованный концерт (гала – концерт, рок – шоу, цирковое шоу);
3) Агитационно – художественное представление (юбилей, официальная праздничная церемония, презентация);
4) Театрализованное представление (тематический конкурс, спортивные соревнования, тематический обряд);
5) Театрализованное действо (праздничное гулянье, игровая программа, танцевальный вечер, корпоративная вечеринка) [1, с. 35].
Из всего вышесказанного нами следует, что культурно-досуговая программа играет важную роль в реализации культурно-досуговой деятельности. Она является результатом профессиональной деятельности в сфере досуга и представляет собой совокупность условий, созданных для предметной деятельности личности с целью культуросодержательной реализации досугового времени.
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы.
Среди разнообразия форм культурно – досуговой деятельности особое место занимают театрализованные постановки как наиболее востребованная потребителем и эффективная по силе воздействия на личность форма. Популярность театрализации как метода культурно – досуговой деятельности объясняется способностью прида
Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме той или иной идеи. В театрализованном представлении органически сочетается нетеатральное, жизненное, бытовое с художественным, образным. Этот сплав художественного и документального и создает особый эффект воздействия на аудиторию [5, с. 22]
Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности уходят своими корнями в глубины прошлого. До возникновения зрелищной культуры это были обрядовые праздники, посвященные силам природы, языческим божествам. С разделением участников праздника на актеров и зрителей стали развиваться новые виды театрализаций: античный театр, бои гладиаторов, скоморошьи представления, медвежьи потехи, балаганы и т.д.
Историческая эволюция театрализованных форм породила разнообразнейшие их виды, но все они объединены наличием определенных свойств: это игровые элементы (актерская игра); драматическая коллизия (борьба характеров); преображение пространства (сценография и костюмирование); световые и звуковые эффекты (свето- и звукооформление).
Театрализованное представление – особый род искусства. Основным материалом его является свободное творчество людей. И сегодня устоявшиеся театрализованные формы можно подразделить на следующие основные группы:
1) Литературно – музыкальная композиция;
2) Театрализованный концерт;
3) Представление;
4) Театрализованное представление;
5) Театрализованное действо.
Каждая группа включает те виды театрализованных постановок, которые соответствуют данной группе по параметрам:
1) Форма взаимодействия участников;
2) Действенная задача представления;
3) Характер содержащейся информации;
4) Содержание главного действия;
5) Выразительные художественные средства.
Формы взаимодействия участников характеризуются размерами интерактивной компоненты в представлении. Интерактивность подразумевает диалог между ведущими и участниками представления в виде ответных действий. Например, ведущий командует: «Поднимите ваши руки!» - аудитория выполняет; ведущий продолжает: «И встречайте нашего гостя!» - аудитория аплодирует, кричит, свистит.
Театрализованное действо абсолютно интерактивно. Его содержание предполагает активные действия со стороны участников, в противном случае оно просто не состоится [5, с. 23].
Главным действием театрализованной постановки является центральный обряд или церемониал, т.е., собственно, то действие, вокруг которого и разворачивается событие.
Также как в театрализованном представлении, центральный обряд театрализованного действа зависит от темы события, но, в отличие от него, участники занимают в нем самую активную действенную позицию. Например, масленичный обряд предполагает сожжение соломенного чучела Масленицы, и принцип построения данной театрализованной формы требует того, чтобы сами участники сотворили чучело, вынесли его на площадь, установили, подожгли и скандировали: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
В театрализованном представлении прослеживаются черты всех ранее описанных театрализованных форм культурно – досуговой деятельности. Есть в нем элементы иронии и чествования, есть литературные и музыкальные фрагменты, есть и эстрадные концертные номера. Однако в театрализованном представлении все они собраны в жесткую сюжетную канву, поэтому данная театрализация наиболее близка к драматической театральной постановке.
Театрализованное представление может быть автономной постановкой, а может – элементом театрализованного действа.
Театрализованное действо на практике часто называют празднеством. Все разновидности народных праздников с древнейших времен носят театрализованный характер: костюмирование, участие в обрядах, играх, устраивание зрелищ. Праздник – явление одновременно и социальное и художественное. Это необходимый элемент в жизни человека, одно из проявлений его бытия. Погружаясь в праздничные события, человек впадает в состояние транса, сбрасывает накопившийся груз усталости, возвращает себе силу и гибкость [5, с. 30].
У праздников древняя история. Само слово «праздник», обозначающее лень и ничегонеделание, появилось лишь с возникновением сословных различий, с появлением социального слоя, каждодневно предававшегося праздности. Ранее праздник носил название Святки, что указывает на языческое преклонение перед светом, дарующим жизнь. Древнерусские Святки были посвящены дням солнцестояния – праздникам в честь прибавления света. Слово «торжество» изначально было связано с торговлей, с овладением чем-либо, а позже стало означать восславление, празднование какого-либо события.
В результате эволюции современный праздник представляет собой театрализованное действо, включающее комплекс культурных мероприятий. Все присутствующие на театрализованном действе выступают в качестве зрителей и непосредственных участников событий. Это обстоятельство определяет особенности данной театрализованной формы и обусловливает специфику сценарной работы.
Театрализованное действо состоит из трех основных частей:
1) Движение участников праздника к единому центру, где будет проходить праздничная церемония.
2) Локальная часть, в процессе которой происходит межличностное праздничное общение; пирование, игры, театрализованные концерты, посвященные празднику.
3) Театрализованное представление, содержащее центральный обряд.
Монтаж элементов театрализованного действа носит мозаичный характер, однако в этой мозаике обязательно присутствие трех основных моментов:
1) Открытие праздника;
2) Развитие действия;
3) Закрытие.
Данная театрализованная форма отражает важные события национального, социального и государственного масштаба, поэтому для нее характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность.
Если масштаб праздника достаточно велик и охватывает территорию парка, базы отдыха, курорта, то одной из организационных и художественных задач становится рассредоточение участников по разным центрам и площадкам. Действия на них должны быть разнообразны, но в рамках одной темы.
Выбирая выразительные средства воплощения идеи постановки праздника, следует остановиться на тех, которые будут восприняты всеми присутствующими, доступны каждому. Здесь не может быть особых зон, в которые доступ ограничен. К наиболее популярным выразительным средствам относятся:
1) Праздничное оформление территории, эстрад, игровых площадок;
2) Передвижные костюмированные процессии;
3) Шествия участников;
4) Фейрверк.
Композиция театрализованного действа строится согласно классической структуре. В качестве экспозиции может быть использовано оформление территории, парадное шествие участников, раус-встреча, в качестве завязки – торжественное открытие. Развитие действия включает народное гулянье, живое общение, игры, театрализованные концерты и представления. Кульминацией может стать закрытие праздника, в котором заложен момент всеобщего участия в символическом действии. Финал должен быть мощным, коротким, ярким, нести позитивный символический смысл. Финалом должно стать закрытие праздника.
К особенностям сценарной работы над театрализованным действом можно отнести:
1) Неограниченное разнообразие элементов;
2) Экономное использование слова;
3) Общедоступность восприятия выразительных средств.
Итак, в результате эволюции современный праздник представляет собой театрализованное действо, включающее комплекс культурных мероприятий. Все присутствующие на театрализованном действе выступают в качестве зрителей и непосредственных участников событий. Можно сказать, что театральное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства [5, с. 29-30]
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в с. Стародубское.
В современном обществе большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники. Одним из таких праздников является Масленица.
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весе
Первый день масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место села. К обеду начинали п
Вторник назывался «заигрыш». Люди зазывали гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок. Среда («лакомка») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Четверг («широкий») считался началом настоящего разгула. Проводились шумные катания и кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка –
И, наконец, воскресенье («Прощеный день») было посвящено подготовке к Великому посту, перед которым надлежало очиститься, духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление вес
На Руси Масленицу всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных. Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения. Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Не отказывались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II. Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. Торговали чаем, различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных. По льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков. Много удовольствия и участникам и зрителям доставляло взятие снежной крепости. Особенностью было то, что штурмовали крепость на конях. Обычно крепость или снежный городок строили на льду реки [24].