Особенности организации и проведения культурно-досуговых программ на примере театрализованного действа "Широкая масленица"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности организации и проведения культурно – досуговых программ.
Объект исследования - процесс организации и проведения культурно-досуговых программ.
Предметом исследования является театрализованное действо как форма культурно-досуговой программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль культурно – досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности.
2) Изучить понятие и сущность театрализованного действа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.…………………………………………………………………..…....5
1.1. Роль культурно - досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности..……………………………………….….……5
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы…………………………….….…..11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С. СТАРОДУБСКОЕ………………………………………………………….….….16
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в селе Стародубское…………………..….….16
2.2. Рекомендации по усовершенствования мероприятия…..…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….……27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Шиманская.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время празднование Масленицы сильно отличается от старых традиций. Примером тому может послужить организация проведения праздника «Широкая Масленица» в селе Стародубское.

В нашей работе мы провели исследование, в котором проанализировали организацию данного мероприятия. Таким образом, мы выяснили что:

1)     Мероприятие длилось всего 1 час;

2)     Программа была ориентирована только на детей школьного возраста;

3)     Детям были рассказаны некоторые аспекты истории возникновения праздника.

4)     Было проведено всего 3 игры.

Приведем сценарий праздника:

Персонажи: Ведущий, Масленица, "свита" Масленицы: Медведь, Заяц, Волк, Лиса, Петух.

Сценарий:

Звучит музыка П. Чайковского "Масленица". В зале устроена горка. Дети поливают ее водой.

Ведущий: Так готовились к Масленице в деревнях: целую неделю заливали ледяные горки, в воскресенье вечером выходили на них кататься, "встречать Масленицу" с песнями, играми.

Дети (съезжая с горки): Звал-позвал честный семик широкую Масленицу к себе в гости на двор. (Все поют.)

Ведущий: В понедельник все встречали Масленицу, звали ее, приглашали в гости, на двор.

1-й чтец: Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2-й чтец: Уж ты моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Ведущий: Нет, что-то не идет Масленица. Как же будем без нее праздновать? Видно, придется всем вместе ее позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы повторяйте за мной каждую фразу. А в конце все вместе хором произнесем: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!» Ну-ка, попробуем. (Вместе с детьми репетирует повтор фраз.)

Звенят колокольчики. Входит Масленица — нарядно одетая девушка. С нею свита: лесные звери и птицы, несущие символ солнца — украшенные лентами круги на палках.

Ведущий: Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица: Здравствуйте, люди добрые! Я пришла к вам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу. Понедельник называется "встреча", в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Давайте и мы поиграем с вами в снежки.

Игра "Снежки". Дети, разделившись на две команды, берут в руки снежки —— и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих — попасть снежком в противника, обороняющихся — увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.

Масленица: Вторник назывался "заигрыши". В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, и возили его по деревням. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.

"Жмурки с колокольчиком". Для игры понадобится небольшой колокольчик, две маски (повязки на глаза) и несколько скрученных из соломы и перевязанных бечевкой жгутов (или полотенца). Команды выделяют по одному участнику. Обоим надевают маски (или повязки на глаза), одному привязывают колокольчик к ноге, второму дают в руки жгут.

По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его жгутом. Выигрывает та команда, чей игрок со жгутом больше раз запятнал противника.

Масленица: Среда считается «лакомкой». В этот день тещи угощали зятьев блинами.

Масленица: Четверг назывался «широкий». Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками.

Масленица: В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли.

Масленица: А про последний день вам расскажет моя свита.

Медведь: В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощеный день. Сооружали снежные городки, которые поливали водой, чтобы они замерзли на морозе и стали прочней. В воскресенье происходило взятие таких городков. Смотреть на эту потеху собирались все.

Заяц: Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело, ее изображающее, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где и встречали Масленицу.

Ведущий: Масленицу провожаем — весну встречаем.

Гостья загостилася, с зимушкой простилася.

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну кликают.

Игра "Здравствуй, дедушка Мазай". Сначала дети должны посчитаться, кто будет Мазаем. Затем дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

— Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

— Здрасьте, детки, где вы были, что вы делали?

— Где мы были, не расскажем, а что делали — покажем!

Посовещавшись, ребята вместе с ведущим пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Масленица: Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Масленица и свита уходят, прощаясь с ребятами. Праздник заканчивается веселой плясовой музыкой.

Исходя из анализа проведения праздника можно выявить несколько недостатков данного мероприятия:

1)     Праздник ориентирован только на детскую возрастную группу;

2)     Отсутствие театрализованного действа;

3)     Малое количество проведенных игр;

4)     Полное отсутствие призовых конкурсов;

5)     Отсутствие самого главного праздничного обычая – сжигания соломенного чучела Масленицы.

6)     Отсутствие главного угощения праздника – блинов.

Таким образом мы делаем вывод, что организация проведения мероприятия «Широкая Масленица» заслуживает оценку «неудовлетворительно», в следствие чего необходимо разработать рекомендации по усовершенствованию проведения данного мероприятия.

 

 

 

2.2. Рекомендации по усовершенствованию мероприятия.

 

Исходя из анализа организации и проведения театрализованного действа «Широкая Масленица» в селе Стародубское нами был сделан вывод, что организация праздника неудовлетворительная. В связи с этим мы разработали рекомендации для последующего проведения данного мероприятия:

1)     При разработке сценария учитывать все возрастные группы.

2)     Также учитывать традиции и обычаи празднования Масленицы.

3)     Устроить массовое чаепитие с блинами.

4)     Организовать ярмарку – выставку продукции производимой в посёлке.

5)     Организовать выставку детских поделок.

6)     Обязательно включить в программу обряд сжигания соломенного чучела Масленицы.

7)     Организовать концерт русского – народного ансамбля «Русский терем».

Ансамбль современной народной песни «Русский терем» - профессиональный коллектив народно – песенного искусства, предлагающий вниманию слушателей лучшие образцы народной и авторской песни в традиционной и современной обработке.

В репертуаре коллектива: русские  народные песни различных жанров (лирические, плясовые, шуточные), народные песни других стран, авторские, военные и песни сахалинских авторов. Инструментальная музыка.

8)     Включить в программу большее количество игр и конкурсов для различных возрастных групп.

Игры

Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые-
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии.
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Петушки.
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Стенка на стенку.
Это традиционная масленичная забава.  Бой «стенка на стенку» являлся состязанием двух партий бойцов, наступавших друг на друга. Бой  открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником и подчеркивая собственные достоинства. Затем бойцы двух партий выстраивались друг против друга, а заканчивалось тем, что «все дрались, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походила на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения.  До какой степени жарки бывали эти схватки, можно было судить по тому, что многие бойцы уходили с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них были разодраны в клочья».

Бой мешками.
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Снежный тир.
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Ледяной столб.
На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой, и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз. [23]

Конкурсы

Три ноги.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка.
Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Сколько сушек?

Берём тесьму 1 м.
Нанизываем на неё сушки (должно поместиться 107-108 штук).
Завязываем.
Говорим народу:
– Кто скажет, сколько здесь сушек, тот получит всю связку как приз!
Люди наперебой выкрикивают числа.
Кто точно угадал, тому водружаем приз на шею и вешаем на грудь медаль «Лучшему бараносчётчику».

Масленичная эстафета

Участвовать может сколько угодно человек. Все делятся на две равные команды.
Пеpед каждой командой на опpеделённом pасстоянии ставятся:

        бутылка водки (или другой напиток)

        pюмка (одноразовые стаканчики)

        блюдо с блинами

Бежит пеpвый человек – наливает водку в стаканчик и возвращается обратно.
Бежит втоpой – выпивает, возвращается обратно.
Бежит тpетий -закусывает блином (съедает), возвращается.
Бежит четвёpтый – делает всё: наливает, выпивает, закусывает и бежит обpатно.
Выигpывает команда, у котоpой быстpее кончилось спиpтное [25].

Таким образом, нами были разработаны рекомендации по организации и проведению театрализованного действа «Широкая Масленица». В усовершенствованную нами программу входит:

      Сценарий театрализованного представления, рассчитанный на 2 – 2,5 часа, с учетом присутствия на мероприятии различных возрастных групп.

Информация о работе Особенности организации и проведения культурно-досуговых программ на примере театрализованного действа "Широкая масленица"