Понятие культуры и духовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Слово культура часто употребляется, но осознаем ли мы что за ним стоит? Почему именно в ХХ веке человечество обратилось к изучению культуры? Так об этом пишет Н.А. Бердяев русский философ: «На исторических перевалах, в эпохи кризисов и катастроф, приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур». Культура есть подлинная душа и лицо своего народа и именно в ней отражены и осуществляются цели общества

Содержание

План
1. Основные подходы к определению понятия культуры. Сущность культуры.
2. Материальная и духовная культура. Исторические типы культуры.
3. Духовный мир человека. Мир культуры и повседневная жизнь.
4. Проблемы культурного развития белорусского народа.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Временем тяжелых испытаний для белорусской литературы явились 30-е гг. И все-таки вопреки нараставшим преследованиям и репрессиям писатели продолжали плодотворно работать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и создание подлинных художественных ценностей и гуманных нравственных ориентиров. Белорусскую литературу 30-х гг. невозможно представить без творчества Кузьмы Чорного – творца эпической и философской прозы, отличавшейся аналитичностью и историзмом. Им были написаны проблемные социально-философские романы «Бацькаушчына» (1931), «Трыццаць гадоу» (1934), «Трэцяе пакаленне» (1935).

Новые произведения написали П. Бровка («Праз горы и стэп»), 3. Бядуля («Сярэбраная табакерка»), В. Вольский («Цудоуная дудка», «Дзед i жорау»), П. Головач («Праз гады»), Я. Мавр («Палескiя рабiнзоны»). В этих произведениях революционная романтика сочеталась с напряженным поиском национального пути развития, на котором, по их убеждениям, должно произойти органичное сочетание демократических народных традиций с принципами социальной справедливости и гуманизма. Расхождение национальных идеалов с суровой действительностью наложило неизгладимую печать на довоенную белорусскую литературу.

Для 30-х гг. характерно формирование так называемой производственной прозы и поэзии. Герои таких произведений варили сталь, строили новые объекты, создавали колхозы и совхозы. Чтобы лучше узнать явления новой жизни, литераторы ездили на новостройки, бывали в цехах, на колхозных нивах и фермах. Так, М. Лыньков выезжал на Беломорканал, Я. Купала – в совхоз на Любаныцине, П. Бровка – на Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда». Партийное руководство литературой создавало ограничительные рамки для творчества писателей, подталкивало их к упрощенчеству и приукрашиванию действительности. Искусство рассматривалось как часть «великой битвы» за светлое будущее. Прозаикам и поэтам отводилась роль «литературных пропагандистов» социалистических преобразований, что вызывало у наиболее талантливых и честных авторов внутренний протест. Однако даже они были вынуждены идти на определенные уступки сложившейся политической системе. И все же далеко не всем удалось избежать нахлынувшей в 1937 г. волны жестоких репрессий.

Партийная цензура все более ограничивала и регламентировала творческий поиск литераторов. Писателей разделили на пролетарских, крестьянских, «попутчиков», «нацдемовских», пробуржуазных. Литературных героев отныне полагалось создавать только «положительными» или только «отрицательными». Беспощадно критиковались те авторы, которые высказывали свой непредвзятый взгляд на актуальные общественные проблемы. Логическим итогом такой политики стало одностороннее отражение событий, связанных с Октябрьской революцией и Гражданской войной, методов социалистического строительства, а также неумеренное восхваление существовавших в стране порядков, ретушированное изображение советского человека – счастливого хозяина новой жизни с точки зрения социалистического реализма.

Великая Отечественная война изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудниками военных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К. Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в возобновленных на новом месте белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории (Я. Брыль, В. Тав- лай и др.) участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов, боевых листков. В суровых условиях военного времени писатели активизировали свою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу с врагом, укрепляли веру в грядущую победу.

Уже 23 июня 1941 г. в газетах «Звезда» и «Советская Белоруссия» было напечатано стихотворение Я. Коласа «Шалёнага пса – на ланцуг». Как трибун и борец выступал в печати Я. Купала. Его публикации «Зварот да беларускага народа» и выступления на военно-патриотические темы («Паднялася Беларусь», «Германский фашизм – злейший враг белорусского народа», «Узнiмайся, народзе мой, на вялiкую расплату») стали яркими документами военного периода, призывавшими к сопротивлению врагу и разоблачавшими действительные намерения гитлеровцев. Большой популярностью пользовалось стихотворение поэта «Беларуск1м партизанам» (1941).

Проблеме героической борьбы народа с ненавистным врагом посвятили свои произведения П. Бровка, А. Кулешов, М. Танк, П. Глебка, П. Панченко и другие известные писатели. В 1943 г. в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне» тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны стали романы К. Чорного «Пошукi будучынi», «Вялiкi дзень», «Млечны шлях».

Даже в тяжелые военные годы людям нужен был смех. Газеты и журналы не обходились без колонок сатиры и юмора, в этом жанре успешно работали К. Крапива («Фрыцавы трафе1», «Сон Итлера»), Я. Колас, В. Тавлай.

В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркими талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шемякин, А. Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место. Победоносно завершившейся борьбе с врагом посвятили свои произведения И. Шамякин («Глыбокая плынь»), А. Мовзон («Канстанцiн Заслонау»), К. Губаревич («Брэсцкая крэпасць»), К. Крапива («3 народам»).

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952–1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.

С наступлением хрущевской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли свое видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.

В 60–80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930–1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924–2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).

Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война – это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.

Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В отмеченный период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев – автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.

Развитие отечественной литературы на протяжении всего послеоктябрьского периода проходило в сложных условиях. Каждый этап имел свою специфику. 20-е гг. оказались благоприятными для литературного творчества, они характеризовались национально-демократическим и духовным подъемом. В 30-е гг. труд писателей строго регламентировался и контролировался партийной цензурой, что отрицательно сказалось на качестве написанного. К тому же на это десятилетие пришлись самые жестокие репрессии. Тем не менее, даже в этот тяжелый период были созданы произведения высокого уровня. Работая в условиях войны, белорусские писатели внесли свой важный вклад в приближение великой Победы. В 50–80-е гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести, стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно во всей многогранности отразить ключевые события истории и жизни белорусского народа, высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Тема 1:

 

Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д, 1979.

Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. – Великий Новгород, 2001.

Кармин А.С. Культурология. – СПб, 2003.

Кравченко А.И. Культурология. – М., 2006.

Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М., 2001.

Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2005.

Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции // Studia culturae. Выпуск 1. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С.9-28.

 

Тема 2:

 

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2001.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М., 1995.

Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2005.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Лебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Интернет-журнал «Православие.Ru» [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040430121835

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1990.

Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана и др. – СПб., 1998.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1998.

 

Тема 3:

 

Кравченко А.И. Культурология. – М., 2006.

Морфология культуры: Структура и динамика / Аванесова Г.А., Бабакова В.Г., Быкова Э.В. – М., 1994.

Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. – М., 1998.

 

Тема 4:

 

Большаков В.П. Культура как форма человечности. – Великий Новгород, 2000.

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003.

 

 

 

 

 



Информация о работе Понятие культуры и духовности