Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 05:46, курсовая работа
Цель настоящей работы – всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Достижение названой цели требует постановки и решения следующих задач:
1.определить сущность правовой культуры, дать полную ее характеристику;
2.исследовать процесс развития представлений о правовой культуре;
3.определить характерные особенности правовой культуры в России;
4.определить основные направления повышения правовой культуры российского общества;
5.анализировать роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения;
6.выявить актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….........3
1.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ …………………………………9
1.1. Взаимосвязь права и культуры………………………………………………9
2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………………..10
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………..............10
2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. ….......15
2.3.Основные направления повышения правовой культуры российского общества………………………………………………………………………….....21 2.4.Роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения………………………………………………………………26
3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....31
3.1.Актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе………………………………………………………………..31
3.2.Модернизация высшего юридического образования как необходимое условие формирования высокой профессиональной правовой культуры юристов………………………………………………………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………........................... 38
Изучив материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как В.В. Лазарев, В.И. Червонюк, Г.В. Назаренко, С.С. Алексеев я нашла множество определений «правовой культуры». Мне больше всего понравилось определение, предложенное в учебном пособии Назаренко Г.В. Он рассматривает понятие «правовой культуры» как в широком, так и в узком смысле. По его словам «правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок». А «правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения»4.
Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической. Нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения, как считает А.В. Малько, правовая культура появилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры5.
Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологи существует более 500 определений понятия “культуры” и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.
Высокий уровень правовой культуры, бесспорно, предполагает и высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Общество, как правило, характеризуется правовой активностью своих граждан, которые широко используют предоставленные ему права и свободы в экономической, политической и социальной сферах. Благодаря такой активности граждане обеспечивают себя и общество необходимыми материальными и духовными благами, создают необходимые условия для эффективного действия политических и правовых сфер общества.
При этом каждый гражданин обладает глубокими правовыми знаниями, имеет возможность получить квалифицированную помощь и активно борется с правонарушениями. Уровень правовой культуры напрямую связан с наличием в обществе надлежащих условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений способных осуществлять объективный анализ права и его закономерностей.
Таким образом, правовая культура есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества.
Правовая культура российского общества отличается специфической правовой ментальностью населения и представителей власти; предпочтениями к неправовым средствам достижения фактических результатов. Можно сказать, что это своего рода маргинальный или промежуточный тип правовой культуры. В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь, или довольствуется неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..»6.
Правовая культура
– разновидность социальной культуры.
Она представляет собой достаточно
сложное и многоплановое
Своеобразием отличается правовая культура личности. Она отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в сфере. Такая деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в области права, вследствие чего должно происходить непрерывное правовое обогащение самой личности и общества. Правовая культура – это степень зрелости, цивилизованности человека, его образ мышления, нормы и стандарты поведения в области права. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях.
Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
По типам культуры (цивилизации) можно различать правовую культуру на:
- традиционную;
- европейскую.
Кроме общепризнанных универсальных типов правовой культуры существуют такие образования, которые характерны для этнических, региональных и других социальных групп, отличающихся специфическими взглядами, отношением к праву и мотивацией правовых действий. Проявления индивидуализации правовой жизни получили название правовой субкультуры. Для формирования разных субкультур серьезным поводом являются социально-этнические различия. Наличие правовой субкультуры связано с социальной неоднородностью общества.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Так В.В. Лазарев подчеркивает, что “правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка”7.
2.2. Структура и функции правовой культуры.
Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов"8. Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку.
Стоит заметить, что правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.
Профессор, доктор юридических наук, С.С. Алексеев справедливо подчеркивает, что существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. При этом качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.)9.
Говоря, например,
об устройстве государственного аппарата
вообще и правоохранительных органов
в частности, нужно подчеркнуть
необходимость
Третьим элементом правовой культуры является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).
Тут необходимым считаю выделить момент, что при определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.
Однако профессор В.Д Перевалов замечает, что выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах10. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.
Говоря о функциях правовой культуры, можно выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.
Познавательно-