Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Достижение названой цели требует постановки и решения следующих задач:

1.определить сущность правовой культуры, дать полную ее характеристику;

2.исследовать процесс развития представлений о правовой культуре;

3.определить характерные особенности правовой культуры в России;

4.определить основные направления повышения правовой культуры российского общества;

5.анализировать роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения;

6.выявить актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….........3



1.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ …………………………………9

1.1. Взаимосвязь права и культуры………………………………………………9

2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………………..10

2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………..............10

2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. ….......15

2.3.Основные направления повышения правовой культуры российского общества………………………………………………………………………….....21 2.4.Роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения………………………………………………………………26

3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....31

3.1.Актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе………………………………………………………………..31

3.2.Модернизация высшего юридического образования как необходимое условие формирования высокой профессиональной правовой культуры юристов………………………………………………………………………………………………………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………........................... 38

Вложенные файлы: 1 файл

эльвир.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Основные  направления повышения правовой  культуры российского общества 

 Основные направления повышения правовой культуры российского общества посвящена исследованию правовой политики в области повышения правовой культуры, выявлению основных направлений, путей и средств, способствующих прогрессу правового сознания личности и правовой культуры в целом.

Осознание этой проблемы как важнейшего препятствия на пути построения гражданского общества привели к принятию  Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее  - Основы). Отмечается, что это первый документ в новейшей истории России, направленный на формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения,  на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, а также на создание высокого уровня правовой культуры общества и личности. Необходимо, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

В свете важности  проблемы, можно ставить  вопрос несколько шире: о повышении правовой культуры как новой идеологии общественного развития,  объясняя это тем, что правовая идеология синтезирует всю совокупность правовых знаний. Она выступая квинтэссенцией правовой культуры, концептуальным знанием, доступным широким слоям населения, поскольку в ней в символической форме заключен глубокий социальный смысл, ориентирующий людей на позитивное социальное творчество, необходимое для развития общества в целом12.

Важнейшим моментом формирования российской правовой идеологии должна стать нравственность и этические  начала в праве, которые имеют  глубокие исторические корни, так как мораль в России до сих пор занимает приоритетное место среди общественных ценностей. По данным опроса Центра социального прогнозирования и маркетинга, третьей главной ценностью после жизни и здоровья опрошенные называли нравственность, а законность при этом оказалась лишь на тринадцатом месте.

Следует подчеркнуть, что  законность теснейшим образом связана  с правовой культурой, так как  составляет реальное состояние правомерности  поведения каждого человека, деятельности государственных органов, других организаций, а так же любых отношений между субъектами права. В ней выражается соответствие реально существующих общественных отношений их законодательным моделям. Лишь в этих условиях можно говорить о господстве права и верховенстве закона. Следовательно, законность необходимо рассматривать как правовую ценность и важный признак правового государства.

В настоящее время  стоит задача восстановления доверия  граждан к государству и праву. Важно при этом искоренить антагонистические  отношения различных социальных групп и наций между собой. Поэтому преобразование российского общества должно производиться так, чтобы не порождать агрессию, а создавать гражданскую солидарность на основе демократических принципов. 

Волнует вопрос: «Какая социальная сила способна объединить вокруг себя российское общество и задать прогрессивный вектор правового развития?» Социологии утверждают, что это должна быть нация. Но российская нация расколота по социальному, имущественному признаку, а так же  на  более возрастную часть, которая остается носителем традиционной (частично советской) ментальности, и молодую, которая является носителем новой постсоветской ментальности. Какие идеалы  и ценности станут для молодого поколения доминирующими?

Успех правового прогресса России, а значит, и построения гражданского общества и правового государства, зависит от успеха борьбы с коррупцией. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, их немало, они охватывают многие сферы и аспекты, в том числе  принятое  законодательство. Созданные специальные структуры по борьбе с коррупцией, узаконено декларирование доходов чиновников. Однако,  пока что меры носят эпизодический характер. Нужна твердая целенаправленная политическая воля в системной, фундаментальной, жесткой, борьбе с большим злом российской государственности – коррупцией. Хочется надеяться, что заявление, сделанное В.В. Путиным будет воплощено в жизнь: «Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой».

Подводя некоторый промежуточный  анализ основных направлений государственной  политики в сфере повышения правовой грамотности и правосознания  граждан, можно отметить, что в новых государственных нормативных документах определены цели и условия современного образования в области права - формирование комплексных знаний основополагающих правовых норм, превращение этих знаний в инструмент творческого освоения окружающей среды. Необходимо воспитание способности личности самостоятельно и критически мыслить, формирование умений отстаивать свои права и использовать для этого возможности правовой системы государства. Кроме того, обозначена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права и обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых вопросов.

Для успешного проведения государственной политики необходима социально-экономическая стабильность в стране, устойчивое положение, как граждан, так и общества в целом. Прежде всего, необходимо,  объединять усилия по повышению  условий жизни людей, эффективности работы государственных структур и общественных институтов. Все это нужно для формирования законопослушания и правовой модели поведения для подавляющего большинства общества.

Роль правовой социализации, которая  проявляется в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания и правовой культуры, заключается в активном включении гражданина в социально-правовые  отношения13.

Процесс правовой социализации в идеале предполагает замену правомерного поведения по принуждению правомерным  поведением, обусловленным личностными  особенностями и отвечающим интересам и потребностям общества. В качестве основного субъекта социализации выступает молодежь, потому что именно на этой стадии личностного развития человек усваивает базовые ценности общества, формирует набор правовых установок и стереотипов, определяющих направленность правового поведения.

Правовая социализация считается состоявшейся, когда личность не только владеет правовыми знаниями, но и  неуклонно следует им. Поэтому конечным продуктом правосоциализации следует считать правовую личность как компетентного и правопослушного субъекта права и правоотношений, обладающего высоким уровнем позитивного правового сознания, активной гражданской позицией, способного к правовому саморегулированию.

Два таких ключевых социально-правовых феномена, как правовая культура и правовая социализация, находятся в прямой органической и диалектической взаимосвязи и в отрыве друг от друга функционировать не могут. Только благодаря надлежащему уровню правовой культуры и ее главному элементу – правосознанию индивид может интегрироваться в процесс института правовой социализации.

Необходимо рассматривать  население не как пассивных объектов воспитательных, просветительских усилий государства, а как партнеров  в формировании правового государства, обуздании коррупции и бюрократизма. С этой целью следует заинтересовывать, вовлекать в общественные инициативы широкие слои населения, побуждать к правовому поведению, к тому, чтобы граждане становились более сознательными и организованными, требовательными к себе и власти14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения

Очевидно, что в современных  условиях правовое воспитание должно стать основой повышения правосознания  и правовой культуры.

Коренные реформы в  правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой информированности общества и личности, а как следствие этого -   их социально-правовой активности, формировании новой системы правового образования, которая призвана оказать существенное влияние на правовую психологию, правовую идеологию и юридически значимое поведение субъектов права. Тем самым актуализируется проблема целенаправленного формирования правовой культуры личности.

Основное направление  правового воспитания должно быть направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности членов общества.

Для современной юридической  науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; координация усилий государства, общественных организаций, институтов гражданского общества, направленных на обеспечение эффективности данной работы, в том числе координация деятельности субъектов воспитания.

Проблема правовой зрелости людей всегда являлась важнейшим  аспектом правовой работы государства, однако сегодня она приобретает  особое значение. Современное поколение является свидетелем коренной смены ценностей и ориентиров правовой жизни. В этих условиях представляется необходимым по-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки и ориентиры в правовом сознании граждан.

Представляется обоснованным мнение тех авторов, которые считают правовое воспитание главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. Правовое воспитание, формирование современного массового правосознания является сейчас важнейшей задачей. Если Россия не справится с этой задачей, она не возьмет правовой барьер, а значит, и не станет правовым государством. Каждый из нас должен усвоить: нельзя действовать иначе, как по закону! В противном случае разрушается и общество, и сам человек .

Именно на современном  этапе необходимо тщательно  выстроить формы и методы правового воспитания, в тесной связи с нравственным и гражданским воспитанием. Нравственно-правовое воздействие на внутренний мир личности находит отражение в ее эмоционально-чувственной сфере, «где на основании личностных оценок достигается соответствие положений правовых норм убеждениям человека» , без чего невозможно формировать правокультурную личность, от которого зависит успех формирования гражданского общества и построения правового государства. 

Выступая на внеочередном съезде Ассоциации юристов России, премьер-министр РФ Д.А. Медведев, говоря о проблемах формирования правового государства, приоритетности задач в правотворчестве, правоприменении и  правовом просвещении, подчеркнул: “Главное в правовом государстве – это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес…. И нам нужно отладить таким образом систему правового просвещения, чтобы к ней были подключены школы, вузы, средства массовой информации” .

Правовому просвещению  и правовой культуре такое значение придается совершенно обоснованно  и справедливо, так как без  развитого правосознания и правовой культуры общества у России нет будущего.

 

 

 

 

 

 2.5.Юридическое образование в контексте формирования правовой культуры  

 Высшее профессиональное юридическое образование аккумулирует в себе правовую культуру общества и передает ее от одного поколения профессиональных юристов к другому. В этом аспекте юридическое образование выступает как форма воспроизводства профессиональной правовой культуры и подчиняется закономерностям развития и функционирования правовой системы общества.

В этом контексте актуально  звучат слова И.А. Ильина: «Задача русской интеллигенции – понять и познать дефекты  и недуги своего и общенационального правосознания. Задача русского правоведения – прийти на помощь интеллигенции и всему народу: юристы должны осуществить это самопознание прежде всех и глубже всех и повести по этому пути за собой интеллигенцию и народ. Это и будет основой государственного обновления» .

Основы государственной  политики в области правовой грамотности и правосознания граждан особую роль уделяют совершенствованию уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для занятия ими соответствующих должностей, отводя значимую роль образовательному учреждению как среде формирования правосознания будущих юристов и центру правового просвещения различных категорий населения.

Существенный вклад в формирование правовой культуры- это заслуга юристов, как одной из важнейших социальных групп, выполняющих правоохранительные  и правоприменительные функции, должно внести обновленное юридическое образование.

Высшее профессиональное образование по праву является важнейшей  составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как институт, органически сочетающий в себе обучение, воспитание, развитие профессиональных навыков и личностных качеств молодежи. По мнению автора, именно вузы предназначены по своей природе быть, не только организациями образования, но и центрами правовой культуры.  

Информация о работе Правовая культура