Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 05:46, курсовая работа
Цель настоящей работы – всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Достижение названой цели требует постановки и решения следующих задач:
1.определить сущность правовой культуры, дать полную ее характеристику;
2.исследовать процесс развития представлений о правовой культуре;
3.определить характерные особенности правовой культуры в России;
4.определить основные направления повышения правовой культуры российского общества;
5.анализировать роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения;
6.выявить актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….........3
1.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ …………………………………9
1.1. Взаимосвязь права и культуры………………………………………………9
2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………………..10
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………..............10
2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. ….......15
2.3.Основные направления повышения правовой культуры российского общества………………………………………………………………………….....21 2.4.Роль правового образования и воспитания в повышении правовой культуры населения………………………………………………………………26
3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....31
3.1.Актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе………………………………………………………………..31
3.2.Модернизация высшего юридического образования как необходимое условие формирования высокой профессиональной правовой культуры юристов………………………………………………………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………........................... 38
Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина, являясь признанным центром юридического образования в нашей стране, принимает активное участие в разработке Cтратегии реализации государственной политики в сфере правового просвещения, в которой особое место и роль отводится юридическим вузам.
Являясь базовым вузом
Учебно-методического
В Академии накоплен огромный опыт качественной подготовки (обучения и воспитания) юристов, формирования профессиональной правовой культуры и правосознания, в том числе:
- разработана Концепция
воспитательной работы, в которой
особое место отводится
- развита система
- ведется активная довузовская подготовка, пропагандирующая правовые знания и правовое воспитание (правовые классы, олимпиады школьников по праву, работа студентов в общеобразовательных школах и т.д.);
- проведение научных
исследований по проблемам
- участие студентов в социальных проектах, в работе общественных организаций, в правовой информированности населения;
- деятельность юридической
клиники, оказывающей
- проведение международных
и всероссийских конференций,
методических семинаров по
- антикоррупионное воспитание
и образование, формирование
Этот далеко не полный перечень направлений деятельности наглядно демонстрирует роль юридического вуза в формировании не только профессионального правосознания юристов, но и правовой культуры в целом.
На сегодняшнем этапе развития общества большое значение приобретает формирование у юристов высокого уровня правовой культуры, которая позволит им свободно ориентироваться в постоянно меняющихся правовых ситуациях, успешно трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного прогресса, реализовать свои интересы, права и свободы во всех видах деятельности, в том числе юридической, расширить возможности для своей будущей профессиональной карьеры, быть примером правомерного и высоконравственного поведения.
Следует согласиться с оценкой роли и места юридического образования, заключающегося в том, что оно хотя и является составной частью российской системы образования, но представляет собой относительно самостоятельный, но важный, комплекс, оказывающий серьезное влияние на устои правовой системы страны. От правовых знаний чиновников и рядовых граждан в значительной степени зависят совершенство законов, их исполнение, эффективность реформирования и прогресс развития нашего общественного и государственного строя.
Глава 3.Актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе
3.1.Актуальные проблемы совершенствования юридического образования на современном этапе
В настоящее время анализируется состояние и проблемы современного юридического образования, исследуются проблемы перехода на уровневую систему подготовки юристов, анализируется целый ряд нормативных документов, наглядно аргументируя примерами из профессиональной деятельности.
Отмечается, что унификация юридического образования в ходе реализации Болонского процесса ставит по угрозу преемственность и традиционные ценности российского образования. Следуя духу документов Болонского процесса, полагает, что Россия может и должна входить в европейское образовательное пространство, не разрушая свою систему образования, а развивая ее, учитывая свою самобытность. Правильно считается, что противников интеграции системы образования России в международное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществления. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам наш опыт. Мы должны защищать интересы системы образования России 15.
Представляется возможным выбрать такой способ модернизации высшего юридического образования, который сохранил бы в своей основе лучшие традиции отечественной высшей школы, такие как фундаментальность, научность, и приумножил их за счет интеграции юридической науки, образования и обновленной практики, уделив особое внимание новым образовательным технологиям и методикам, продиктованным открывшимися возможностями коммуникативных и информационных технологий, а так же потребностями современного российского студенчества.
Я считаю, что для будущего юриста правовые знания должны перейти в правовые убеждения, что достигается посредством изучения общетеоретических и историко-правовых юридических дисциплин, таких как философия права, теория государства и права, история политических и правовых учений и др., которые формируют мировоззрение, правовое мышление, понятийный аппарат, глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности, уверенность в истинности этих знаний и готовность действовать, руководствуясь ими.
3.2.Модернизация высшего юридического образования как необходимое условие формирования высокой профессиональной правовой культуры юристов
Хотелось бы обозначить тенденции развития юридического образования.
1) Юридическое образование становится многовариантным, многообразным; оно должно быть неотъемлемым компонентом глобального проекта постоянного образования для всех, поэтому необходим переход к парадигме «высшее образование на протяжении всей жизни».
При этом вариативность должна опираться на незыблемые ценности, фундаментальные знания и научное мировоззрение. Образование должно дать тот объем и глубину знаний, который составит основу самоидентичности народа, считает В.В. Путин .
2) Сегодня приоритетное
направление развития
3) В рамках проводящейся модернизации системы образования необходимо всемерно повышать роль воспитания, которое наряду с получением современных знаний должно стать ключевой задачей, одним из национальных приоритетов и начать восприниматься не иначе как стержень образования. Цель современного высшего образования – воспитание человека культуры – интеллигента, характеризуемого единством его профессиональных и личных качеств.
В результате проведенного исследования предлагаются следующие меры по повышению качества юридического образования.
Во-первых, в рамках перехода на многоуровневую систему высшего образования:
- совместно с работодателями
разработать профессиональные
- усилить контроль со стороны Рособрнадзора, Ассоциации юристов России за реальным исполнением требований ФГОС ВПО (степень- магистр) в части соответствия научно-педагогических кадров и иных условий, необходимых для создания научно-педагогической среды в целях качественной подготовки магистров; т.е. «отсечь» от магистерской подготовки немалую часть вузов, не способных отвечать заявленным требованиям;
- усилить интеграцию юридического образования, науки, и практики в целях повышения качества высшего профессионального образования.
Во-вторых, уделить пристальное внимание усилению воспитательной работы в среде будущих юристов как способа формирования профессионального правосознания и активной гражданской позиции, как метода формирования общекультурных компетенций выпускника.
В-третьих, необходим высокий уровень правовой культуры научно-педагогических кадров как условие формирования правокультурных и профессиональных качеств обучающихся, а также условие выполнения задач, стоящих перед юридическим вузом в целом. С этой целью необходимо:
- внедрение в учебно-
- систематическая
Главная задача высшего профессионального образования, особенно юридического, видится соискателю в реализации инновационного образовательного процесса, направленного на обеспечение такой подготовки выпускников вузов, которая бы обеспечила наиболее эффективное решение стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет передачи им арсенала теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в обществе динамическими изменениями.
Обновленное юридическое образование внесет существенный вклад в формирование высокой профессиональной правовой культуры юристов, как одной из важнейших социальных групп, выполняющих правоохранительные и правоприменительные функции.
Заключение
Целью данной работы было всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Анализ вышеизложенного материала позволяет сделать вывод, что государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граждан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть, если правовая культура каждого члена общества достигает не только уровня правовой компетентности, но и такого уровня, когда у каждого представителя и политической системы, и гражданского общества сформирована внутренняя потребность уважать права и свободы человека, следовать законам, контролировать их исполнение.
Подводя итоги, сформулирую выводы:
- необходимость
изучения данной темы
- правовая культура – есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества;
- только контроль
со стороны гражданского
В связи с этим предлагаю практические рекомендации:
- разработать
национальную программу правово
- теоретическое исследование проблемы правовой культуры;
- обязательное
правовое образование
- преподавание правовых дисциплин в школах, вузах;
- привлечение СМИ для организации правового образования населения;
- организация доступной юридической помощи населению.
В заключение хочу сказать, что хотя наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция, тем не менее, если постараться, если откинуть свойственный многим скептицизм, то можно увидеть, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития. Как справедливо заметила Соколова Н.С., “ тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан” и, соответственно, улучшению правового положения страны16.
Список литературы:
1.Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»// Консультант-Плюс