Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования - изучение понятия правового сознания и правовой культуры, их структуры, уровней проявления, видов, функций, правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Задачи курсовой работы: 1. дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь; 2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
При определении качества правовой
культуры общества должно учитываться
и состояние индивидуальных правовых
актов - документов; правоприменительных
(решения и приговоры судов, постановления
следователей, акты прокуроров, документы
в административно-управленческой сфере
и т.д.) и правореализационных (договоры
в хозяйственном обороте и т.д.).
Принято выделять шесть функций
правовой культуры:
Познавательно-преобразовательная
функция. Ее содержание - это цель, которую
ставит перед собой любое демократическое
общество - формирование правового государства.
Поэтому данная функция направлена на
согласование различных интересов общества,
на создание правовых и нравственных гарантий
свободного развития личности, уважения
ее достоинства, признания ее высшей ценностью.
Право регулятивная функция
ставит своей задачей обеспечить устойчивый,
эффективно действующий механизм развития
правовой системы, внесение упорядоченности
в общественные отношения на основе идеалов,
прогрессивных взглядов, традиций и образцов
поведения, утверждаемых правовой культурой.
Ценностно-нормативная функция
проявляет свое действие через отражение
в сознании индивидов, их групп разнообразных
фактов, имеющих ценностное значение.
Другими словами, все элементы структуры
правовой культуры выступают объектами
оценки, что позволяет говорить о ценностях
в праве и праве как социальной ценности.
Правосоциализаторская функция
направлена на формирование правовых
качеств личности посредством воспитания
ее правовой культуры, осознания личностью
своих прав и обязанностей, механизма
их правовой защиты, уважения прав и свобод
других людей, готовности человека действовать
во всех ситуациях правомерно.
Коммуникативная функция обеспечивает
общение людей и их групп в юридической
сфере, воздействуя на данное общение
посредством аккумулирования в правовой
культуре всего ценного, что было присуще
прошлым поколениям, и, заимствуя прогрессивные
начала из правовой жизни других стран
и народов.
Прогностическая функция предполагает
анализ тенденций развития данной правовой
системы, определение адекватных средств
для достижения правовых культурных целей,
нахождение новых ценностей, качеств и
свойств, присущих правовой материи.3
Все названные функции тесно
взаимосвязаны, и нередко бывает трудно
разграничить, где кончает свое действие
одна функция и начинается действие другой.
Анализ правовой культуры необходим
для того, чтобы сначала выделить и описать
правовые ценности, идеалы и образцы, к
которым следует стремиться законодателю,
правоприменителю, гражданину и обществу
в целом, а затем, оценив с этой точки зрения
реальное состояние дел, искать пути и
средства достижения намеченных идеалов,
построения правового государства и общества,
в котором обеспечиваются соответствующие
его социально-экономическому и духовному
строю права и свободы человека.
1.2 Правовое воспитание
как средство формирования правовой культуры
Государство и общество заинтересованы
в формировании высокой правовой культуры
на всех уровнях и во всех формах, используя
для этих целей правовое просвещение и
правовое воспитание.
Правовое воспитание - это целенаправленное,
систематическое воздействие на сознание
и поведение человека со стороны государства,
общественных организаций и отдельных
граждан в целях формирования позитивных
представлений, взглядов, ценностных ориентаций,
установок, обеспечивающих соблюдение,
исполнение и использование юридических
норм.
Правовое воспитание обладает
относительной самостоятельностью целей,
спецификой методов их достижения и организационных
форм. Оно является многоцелевой деятельностью,
которая предполагает наличие стратегических,
долговременных целей и целей тактических,
ближайших, общих и частных. Эти цели могут
конкретизироваться с учетом специфики
субъекта и объекта воспитательного воздействия,
используемых форм и средств этой деятельности,
а также институтов, осуществляющих правовое
воспитание.
Содержанием правового воспитания
является распространение знаний о государстве
и праве, законности, правах и свободах
личности, выработка у граждан устойчивой
ориентации на законопослушное поведение.
Это сложный процесс, который реализуется
в конкретных способах организации воспитательного
процесса и включает в себя ряд составных
частей:
- субъекты воспитания (органы
государства, государственные служащие,
политики, преподаватели, журналисты
и т.д.);
- объекты воспитания (граждане,
трудовые коллективы, социальные
группы и т.п.);
- содержание воспитания
(выражается в приобщении людей
к политическим и юридическим
ценностям, идеям, принципам, информации,
опыту и т.п.);
- методы воспитания (убеждение,
поощрение, наказание и иные приемы
психолого-педагогического воздействия
на объект воспитания);
- формы воспитания:
- правовое обучение состоит
в передаче, накоплении и усвоении
правовых знаний в школе, средних
специальных и высших учебных
заведениях;
- правовая пропаганда
заключается в распространении
правовых идей и требований
среди населения посредством
телевидения, радио, иных средств массовой информации;
- юридическая практика
способствует передаче юридической
информации, знаний посредством
участия граждан в процессе, прежде
всего правоприменительной деятельности
и т.п.;
- самовоспитание связано
с личным опытом, самообразованием,
собственным анализом правовых
явлений.
Необходимо отметить, что очень
органично между собой связаны правовое
воспитание и правовое обучение. Воспитывающее
обучение предполагает непрерывную связь
процессов целенаправленного формирования
сознания личности законопослушного гражданина
и юриста-профессионала, включая правосознание,
нравственные идеалы, правовые установки
и ценностные ориентации, специальные,
профессионально необходимые знания.
Очень важно сформировать положительное
отношение к праву, правовым явлениям
и потребность к постоянному расширению
и углублению правовых знаний. Особенно
это важно для юристов-профессионалов,
государственных служащих, служащих органов
местного самоуправления.
Только в этом случае можно
считать, что человек будет не только декларировать
теоретические знания, но и что сумеет
овладеть ими в надлежащей мере и правильно
применить в юридически значимых ситуациях.
Таким образом, правовое воспитание
и правовое обучение состоят в передаче,
накоплении и усвоении знаний, принципов
и норм права, в формировании соответствующего
отношения к праву и практике его реализации,
умения использовать свои права, соблюдать
запреты и исполнять обязанности. Отсюда
возникает необходимость в осознанном
усвоении основных положений законодательства,
в выработке чувства глубокого уважения
к праву.
Все полученные знания должны
стать личными убеждениями, должны перерасти
в прочную установку строго следовать
правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю
потребность и привычку соблюдать правовой
закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую
активность.
Правовая культура общества
нуждается в систематическом рационально
формировании, стимулировании, позитивном
социальном развитии. Система мер, направленных
на формирование политико-правовых идей,
норм, принципов, представляющих ценности
мировой и национальной правовой культуры,
выступает как правовое воспитание. Другими
словами, правовое воспитание - это формирование
у граждан и в обществе правовой культуры.
Данный процесс осуществляется государственными
органами, должностными лицами, учебными
заведениями, обществом в целом.
Правовое воспитание - это целенаправленная
деятельность по трансляции (передаче)
правовой культуры, правового опыта, правовых
идеалов и механизмов разрешения конфликтов
в обществе от одного поколения к другому.
Правовое воспитание имеет целью развитие
правового сознания человека и правовой
культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании
в широком и узком смысле. В первом случае
речь идет, скорее, не о правовом воспитании,
а о правовой социализации человека, когда
он «воспитывается» окружающей обстановкой
в целом, всей юридической практикой и
поведением людей, должностных лиц - представителей
государственного аппарата в правовой
сфере. При этом у граждан, должностных
лиц, государственных органов, осуществляющих
правовую деятельность (правомерную или
неправомерную), нет прямой цели оказать
на других право воспитательное воздействие.
Однако такое воздействие на окружающих
все-таки оказывается. Что касается правового
воспитания в узком смысле, то оно отличается
своей целенаправленностью на повышение
правовой культуры человека, группы людей
и общества в целом.
Содержанием правового воспитания
является приобщение людей к знаниям о
государстве и праве, законности, правах
и свободах личности, понимание сущности
правовых учений, доктрин, выработка у
граждан устойчивой ориентации на законопослушное
поведение.
Конечно, некоторые правовые
ценности, имея основу и происхождение
в моральных нормах, усваиваются личностью
в процессе разнообразной социальной
практики. Однако целью правового воспитания
является «создание специального инструментария
по донесению до разума и чувств каждого
человека правовых ценностей».4
Рассмотрим основные элементы
механизма правового воспитания как деятельности,
направленной на повышение правовой культуры
человека. Прежде всего, это конкретные
способы организации воспитательного
процесса, такие как правовое обучение,
правовая работа в связи с теми или иными
конституционными мероприятиями (референдумы,
выборы и т.д.), пропаганда права средствами
массовой коммуникации, художественной
литературой.
Другим «важным элементом механизма
правового воспитания выступают разнообразные
методы право воспитательной работы -
приёмы, способы разъяснения политико-правовых
идей и принципов в целях воздействия
на сознание и поведение личности в интересах
правопорядка». К ним относятся многообразные
приёмы эмоционального, педагогического
воздействия на воспитуемых: убеждение,
предупреждение, поощрение, принуждение.
Эти способы часто применяются в юридической
практике.
К методам правового воспитания
относится правовое просвещение. Процесс
распространения правовых знаний служит
росту общей правовой культуры. Главная
его цель - «воспитание уважения к праву
и законности как ценностной установки
широких слоёв населения России», овладение
населением основами юридических знаний,
понимание социальной и юридической ответственности.
Воспитательная работа поднимает индивидуальное
правосознание личности до понимания
наиболее общих юридических принципов
и требований, отвечающих интересам всего
общества, государства
Формирование позитивного отношения
к закону, праву, знание гражданами своих
прав и обязанностей перед государством
и обществом является составной частью
правовой культуры.
Система мероприятий правового
обучения включает в себя работу специальных
правовых курсов, школ, семинаров, проведение
которых осуществляют государственные
и общественные органы, как на коммерческой,
так и на бюджетной основе. Задача правового
обучения - ознакомить население с образцами
и идеалами, правовым опытом и традициями
тех стран, где уровень правовой защищённости,
а, следовательно, и уровень правовой культуры,
выше, чем в России. К сожалению, в настоящее
время ценностное, эмоциональное воздействие
правового воспитания очень сильно ограничено
реальной правовой практикой, так как
невозможно воспитать у человека уважение
к тем ценностям, которые отсутствуют
в сознании и деятельности людей данного
общества и не всегда опыт других стран
можно применить в России.
Пустые декларации и демагогические
заявления (как политическими лидерами
перед населением, так и простыми воспитателями
и учителями перед детьми и юношеством)
пагубно сказываются на процессе формирования
правовой культуры общества. К тому же
на роль воспитателя годится далеко не
каждый. В общественном масштабе им может
стать выдающийся человек, который «раскроет»
людям глаза на истинное положение дел
в области правовой культуры общества.
Большую роль в правовом воспитании
играют средства массовой информации.
К формам правовоспитательной работы
через средства массовой информации относятся
беседы на правовые темы, дискуссии по
актуальным вопросам политико-правовых
отношений, тематические передачи, комментарии
нового законодательства специалистами
и т.д. Практикой выработаны такие формы
массовой правовой работы, как лекционная
пропаганда, всевозможные лектории по
юридической тематике, недели, декады,
месячники правовых знаний, научно-практические
конференции, сборы.
Однако, в связи с ломкой общественного
сознания и переориентацией человеческих
ценностей, произошедшей в нашей стране
за последнее десятилетия, их удельный
вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью
в обществе и проводится только в период
избирательных или иных конституционно
необходимых мероприятий.
Особую сложность представляет
собой правовое воспитание лиц, склонных
к совершению антиобщественных поступков.
В этих случаях внедрение в сознание человека
новых убеждений и взглядов должно сочетаться
с его отказом от уже сложившихся позиций
и установок, в совокупности образующих
так называемую негативную правовую культуру.
Не исключено, что указанные лица могут
попытаться использовать знание законов
во вред обществу, тем самым государственную
волю, воплощенную в них. Поэтому акцент
при воспитании, а по существу - перевоспитании
следует делать на осознании ими моральных
принципов общества, на понимании роли
и значения санкций правовых норм как
морально оправдательного средства борьбы
с правонарушениями. Здесь особенно наглядно,
что правовое воспитание неотделимо от
комплекса других воспитательных мер.
Это и понятно, поскольку, как известно,
человек не воспитывается по частям (сначала
в области морали, затем - права и т.д.),
он формируется благодаря совместному
воздействию самых различных факторов.
Ныне общепризнаны следующие
принципы правового воспитания:
- следует учитывать особенности
восприятия правовых норм различными
группами населения;
- необходимо добиваться
осознания воспитуемыми социальной
значимости и моральной ценности
правовых норм, а также усвоения
важнейших прав и обязанностей,
устанавливаемых законом. Эффективность
правового воспитания во многом
зависит от того, насколько оно
опирается на требования нравственных
норм;