Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования - изучение понятия правового сознания и правовой культуры, их структуры, уровней проявления, видов, функций, правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Задачи курсовой работы: 1. дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь; 2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
- организовать сеть общественных
юридических консультаций для
правовой помощи гражданам (особенно
малоимущим) по социальным вопросам
и гражданскому законодательству;
- определить объем юридических
знаний, которыми должны обладать
специалисты, работающие в той
или иной сфере, а также их
обязанности по соблюдению правовых
норм в своей отрасли. Подготовить
и издать соответствующие требования;
- обеспечить издание популярной
юридической литературы, правовых
справочников и комментариев
для населения;
- уделять особое внимание
правовому воспитанию молодежи;
- создать единые центры
правовой информации с использованием
электронно-вычислительной техники.
Усовершенствовать систему доведения
законов и других правовых
актов до населения, обеспечить
свободный доступ к правовой
информации граждан, предприятий, учреждений,
организаций, а также ряд других
мер.
Только тщательно продуманная
и эффективная система правовой пропаганды
сможет повысить правовую культуру общества
и будет способствовать повышению уровня
правосознания граждан.
2.2. Способы повышения
уровня правовой культуры
Современное российское общество
переживает глубокий духовный кризис,
вызванный социально-экономическими переменами
в стране. Кризис наблюдается и в правовом
сознании граждан: правовой нигилизм,
юридический беспредел, правовое бескультурье
стали процветающими в современном обществе
явлениями.
К сожалению, в наши дни нельзя
говорить не только о высоком, но даже
и о среднем уровне правовой культуры
российского общества. Кризис современного
правосознания во многом определяется
именно низким уровнем правовой культуры.
Повысить его способны тщательно продуманная
правовая пропаганда в средствах массовой
информации, широкий доступ к нормативно-правовой
базе, разработка и внедрение действенных
форм вовлечения граждан в правотворческую
и правоохранительную деятельность.
Для распространения знаний
о праве и правопорядке государство должно
использовать все имеющиеся в его распоряжении
средства: литературу, искусство, школу,
церковь, печать, радио, телевидение, специальные
юридические учебные заведения.
Основным элементом целенаправленного
воздействия на развитие личности является
правовое воспитание. Его необходимо выстраивать
как многоуровневое и непрерывное. Оно
должно начинаться в школе и продолжаться
всю жизнь. Особенно необходимо уделить
внимание правовому воспитанию молодежи,
ведь от того, насколько будет образован
и воспитан молодой человек, зависит будущее
России.
В формировании правосознания
молодежи должны участвовать разные социальные
институты - семья, учебные заведения,
органы государственной власти, правоохранительные
органы, общественные организации, учреждения
культуры. Их усилия должны быть объединенными
и системными, их действия и работа должны
регламентироваться законодательно.
К сожалению, воспитательная
составляющая плохо просматривается в
содержании законодательства, например,
уголовного и административного. Даже
в таких нормативных актах, как Федеральные
законы «Об образовании» и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»,
воспитательная составляющая отчетливо
не прослеживается. Некоторые новые перспективы
право воспитательного процесса связаны
с Приказом Министерства образования
РФ «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»
от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен
общеобязательный минимум содержания
Государственного образовательного стандарта.
В нем впервые определен правовой статус
учебной дисциплины «Право», прописаны
основные темы, необходимые для усвоения
школьниками, определены цели и задачи
каждого этапа образования, обязателен
минимум правовых знаний, а также сформулированы
требования к уровню правовой подготовки
выпускников школ. Однако эти изменения
касаются только обучения, в то время как
право воспитание отходит на второй план,
а право воспитательная работа носит бессистемный
характер и держится на энтузиазме педагогов
и юристов.
Что касается взрослого населения
России, здесь также в первую очередь возникает
проблема «правового минимума» - обязательного
уровня знания права, которым должен обладать
каждый гражданин независимо от его социального
статуса. Исследования показывают, что
примерно треть россиян не ориентируются
в нормах законодательства, знание которых
диктуется повседневными жизненными потребностями.
Многие из них подвержены правовому нигилизму.
Все это снижает предупредительную силу
закона, затрудняет справедливое и своевременное
решение вопросов, возникающих у граждан
в социальной сфере и процессе их хозяйственной
деятельности, отрицательно сказывается
на эффективности пользования конституционными
правами и свободами, а также на состоянии
общественного порядка и преступности.
К сожалению, государственные
органы, призванные решать эту проблему,
действуют разобщенно. В настоящее время
практически не ведется последовательная
пропаганда действующего законодательства.
Право воспитательные мероприятия проводятся,
как правило, бессистемно, без учета состояния
законности и правопорядка, а также потребности
населения в тех или иных юридических
знаниях. Средства массовой информации
зачастую демонстрируют пренебрежительное
отношение к праву, правовым принципам,
законодательным нормам, во многих публикациях
и выступлениях бросается в глаза низкий
правовой уровень журналистов. Некоторые
государственные и политические деятели
нередко допускают в своих высказываниях
примиренческое отношение к фактам нарушения
законности, существования организованной
преступности и коррупции.
Необходимо отметить, что состояние
правовой культуры общества во многом
определяется степенью участия профессионалов-юристов
в работе по формированию правосознания
граждан, а также их собственным уровнем
культуры. Правовое воспитание и пропаганда
должны стать неотъемлемой частью профессиональной
деятельности юристов, ведь именно их
профессия основана на совершенном владении
правовыми средствами.
В советские времена, в годы
перестройки в России немало делалось
для правового информирования граждан,
повышения их правовой культуры: велась
активная лекционная и издательская деятельность
с привлечением ученых-правоведов, практиков
из числа правоохранительных органов,
юрисконсультов. Сегодня участие юристов
в правовом воспитании практически и правовой
пропаганде практически не рассматриваются
как их служебная обязанность. А между
тем имеет смысл вернуться к разъяснению
действующего законодательства, к правовой
пропаганде и право воспитанию с непосредственным
участием в них юристов путем консультирования,
чтения лекций, выступления в печати, по
телевидению и радио.
Хорошим примером организации,
основным направлением деятельности которого
является формирование правовой культуры
и развитие правосознания населения, является
организованный в 1999 году на базе Тульской
областной библиотеки Публичный центр
правовой информации. Это один из первых
в России центров, основной задачей которого
является обеспечение конституционного
права граждан на получение официальной,
исчерпывающей и оперативной правовой
информации. Особая роль в работе центра
отводится воспитанию молодежи Тульского
региона. В нем была открыта «Школа правовых
знаний для всех». На базе этой школы проводятся
различные мероприятия с участием сотрудников
УВД, Комитета по делам молодежи Управы
города, корреспондентов телевидения,
преподавателей юридического колледжа,
настоятелей храмов Тулы и области. Занятия
проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий,
подкрепленных иллюстрированными выставками,
слайдами, фильмами, фотографиями. На примере
жизненных реалий специалисты знакомят
слушателей с основами юридических знаний,
которые помогают каждому защитить свои
законные права и права своих близких,
обеспечить юридическую защиту профессиональной
деятельности.
Успешное решение задач правового
воспитания неразрывно связано с активной
научной разработкой проблем правовой
культуры и правового просвещения граждан,
внедрением рекомендаций юридической
науки в повседневную практику право воспитательной
работы. Юристов-ученых должны интересовать
не только практические модели право воспитательной
деятельности, но и теоретические основы
проблемы. Так в последние годы научному
исследованию подвергались проблемы взаимодействия
правового воспитания и правовой культуры
общества, изучались различные аспекты
деформации правосознания граждан и др.
Научная значимость проблемы
подчеркивает необходимость проведения
специальных исследований по проблемам
правовой культуры, правосознания, правового
воспитания и юридического образования.
Важное место среди них должно быть отведено
конкретно социологическим исследованиям
правовой культуры молодежи и других категорий
граждан как в целом по стране, так и в
отдельных ее регионах. Представляется,
что проведение таких исследований могло
бы предусматриваться в деятельности
центральных юридических ведомств, Министерства
образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских
учреждений. Активное участие в их реализации
могут принять юридические и педагогический
институты, занимающиеся повышением квалификации
кадров.
Вместе с тем нельзя забывать,
что не меньшее, а может быть и большее
воспитательное значение имеет и вся повседневная
практическая деятельность юридических
органов и учреждений. Представления,
взгляды, отношение граждан к действующей
правовой системе формируются не только
в результате ознакомления с законодательством
и другими нормативными актами, но в значительной
мере в зависимости от информации о работе
правоохранительных органов и учреждений.
Сегодня становится очевидным, что совершенствование
деятельности юридических органов невозможно
без существенного повышения общей и правовой
культуры самих юристов.
При повышении уровня правовой
культуры общества особое внимание необходимо
уделить средствам массовой информации.
В современных условиях они оказывают
огромное влияние на сознание людей. Бросается
в глаза низкий уровень правовой культуры,
несформированность и деформированность
правосознания журналистов. Во многих
публикациях и выступлениях усматриваются
различные проявления антикультуры СМИ.
Дело не только и не столько в юридических
знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько
в отношении к праву, правовым принципам,
законодательным нормам. Очень часто СМИ
наглядно демонстрируют пренебрежение
к правовым требованиям вплоть до полного
отрицания всех запретов. В журналистской
практике представлена вся палитра отношений:
от правового инфантилизма (юридическая
беспечность) через правовой нигилизм
(пренебрежение к праву) к правовому негативизму
(отвержение права). В этом усматривается
основная проблема, создающая угрозу формирования
отрицательного отношения к праву.
В связи со всеми вышеупомянутыми
проблемами, а также в целях создания стройной,
взаимосвязанной системы правового воспитания
и просвещения граждан Российской Федерации,
включающей в себя государственные органы,
средства массовой информации и общественные
объединения, было бы целесообразно:
1) Министерству Юстиции
РФ возглавить работу по правовому
просвещению
населения, а также осуществлять
координационное и методическое руководство
в области правового воспитания всеми
государственными органами и организациями;
2) разработать и принять
Указом Президента Российской
Федерации федеральную программу
развития правовой культуры в
стране;
3) создать определенный
совет по правовому воспитанию,
в состав которого должны войти представители
правоохранительных органов, деятели
культуры, кино, телевидения, представители
научных и учебных юридических институтов
и др. Данный орган должен заниматься изучением
уровня правовой просвещенности населения,
обобщением форм и методов работы по распространению
юридических знаний и организации правового
воспитания, анализом правовых материалов
и форм их подачи, определением наиболее
актуальных направлений право просветительской
работы, разработкой рекомендаций и методических
указаний;
4) разработать и внедрить
во всех типах учебных заведений
программ
специального курса по изучению
основ российского законодательства,
восстановить практику подготовки преподавателей
права;
5) разработать и осуществлять
конкретные мероприятия по организации
пропаганды законодательства и повышению
правового сознания населения путем активного
участия в этой работе судей, сотрудников
прокуратуры, внутренних дел;
6) организовать сеть общественных
юридических консультаций для
правовой помощи гражданам (особенно
малоимущим) по социальным вопросам
и гражданскому законодательству;
7) определить объем юридических
знаний, которыми должны обладать
специалисты, работающие в той или иной
сфере, а также их обязанности по соблюдению
правовых норм в своей отрасли. Подготовить
и издать соответствующие требования;
8) обеспечить издание
популярной юридической литературы,
правовых справочников и комментариев
для населения;
9) создать единые центры
правовой информации с использованием
электронно-вычислительной техники.
Усовершенствовать систему доведения
законов и других правовых
актов до населения, обеспечить
свободный доступ к правовой
информации граждан, предприятий, учреждений,
организаций, а также ряд других
мер.
Только тщательно продуманная
и эффективная система правовой пропаганды
сможет повысить правовую культуру общества
и будет способствовать повышению уровня
правосознания граждан.
2.3 Правовое воспитание
как средство формирования правовой
культуры в Российской Федерации
Под правовой культурой мы понимаем
определённый уровень правового мышления
и чувств восприятия правовой действительности,
а также надлежащую степень знания населением
законов и высокий уровень уважения норм
права, их авторитета. Правовая культура
включает в себя специфические способы
правовой действительности (работа правоохранительных
органов, конституционный контроль и т.д.),
законы и системы законодательств, судебная
практика как результат правовой деятельности.