Праздник как объект проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию или мероприятие, предварительно обосновав их идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен предваряющий действие проект.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Теоретические основания социально-культурного проектирования……...5
1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования……………….8
ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………….14
2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации……………………………………………………..14
2.2 Проект «Широкая Масленица»……………………..………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

праздник как объект проектирования 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………………………………………………….5

1.1 Теоретические основания  социально-культурного проектирования……...5

1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования……………….8

ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………….14

2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации……………………………………………………..14

2.2 Проект «Широкая Масленица»……………………..………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию или мероприятие, предварительно обосновав их идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ.

Таким образом, социально-культурное проектирование занимает особое место  в системе специализированных технологий, в силу того что является мировоззренческой и технологической основой целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы - идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Особое место в системе  специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как  мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет  свой предмет, цели, задачи и специфические  средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность  проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Целью курсовой работы является, рассмотрение праздника как объекта социально-культурного проектирования.

Объект исследования: проект «Широкая Масленица».

Предмет исследования: основы социально-культурного проектирования.

Задачи исследования:

- изучить сущность социально-культурного проектирования;

- рассмотреть основные понятия  социально-культурного проектирования;

- проанализировать историческое  возникновение народного праздника «Масленица»;

- подготовить проект  концертно-развлекательной программы  «Масленица».

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО -       КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 

            1.1 Основные понятия социально-культурного проектирования

 

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных  социально-культурных  изменений  заключается  в  том,  что  она сочетает в себе  нормативный  и  диагностический  подходы,  характерные  для программирования и  планирования.

При  разработке  программы  акцентируется нормативная  сторона  изменений,  т.е.  образ  “должного”   доминирует   над диагнозом  ситуации и реальной  оценкой  имеющихся  ресурсов,  поэтому  общая стратегия  программы  оказывается  слишком  абстрактной.

Планирование   же, наоборот,  слишком  детально  предписывает  цели,   результаты   и   способы деятельности. В  отличие от них проектное решение  не имеет  ярко  выраженного директивного  или  отчетного  характера,  т.е.   не   является   нормативным документом  в  строгом  смысле,  который  включает  перечень  намечаемых  на перспективу мероприятий и ожидаемых от  них  результатов. 

Создавая  образцы  решения конкретных социально значимых проблем,  проектирование  обеспечивает научно-обоснованные управленческие  мероприятия,  способствующие  разрешение конкретной  ситуации.  Органично  сочетая  нормативный   и   диагностический аспекты,  проектирование,  во-первых,  разрабатывает  модель  “должного”   в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит  проблему  с  общим образом ее решения,  допуская  альтернативные  пути  и  средства  достижения цели;  в-третьих,  задает  более  обоснованные   временные   рамки   решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации

В качестве объекта социально-культурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социально-культурных проектов.  

 Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление  о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации.

Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия  могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта.

 

           1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования

 

В культурологической и  социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и  социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии.

В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (прежде всего - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Рассмотрим содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений [2].

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений.    Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство производства и потребления - создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

 «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, т.к. в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения.

Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность - это активность, ориентированная на цель, содержание которой задано ролью.

Культурная деятельность - это активность, ориентированная на смысл и ценность.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой - в их сочетании обнаружить не самодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов.

Информация о работе Праздник как объект проектирования