Праздник как объект проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию или мероприятие, предварительно обосновав их идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен предваряющий действие проект.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Теоретические основания социально-культурного проектирования……...5
1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования……………….8
ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………….14
2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации……………………………………………………..14
2.2 Проект «Широкая Масленица»……………………..………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

праздник как объект проектирования 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Таким образом, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Рассмотрим второй аспект содержания социально-культурной деятельности - как способа осуществления определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач.

Эта деятельность может быть как  объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и предметом практического овладения - в форме освоения различных социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социально-культурной сфере и др.).

Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона - здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом - культурологическая.

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и «планку» культурной деятельности в целом.

 Вот почему эта категория  используется и для обозначения  особой сферы духовного производства (высшей, совершенной и этом смысле наиболее «культурной»), и для указания на качество культурной деятельности, на «технику» приближения к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы и т.д.

Особенностью культуры как процесса человеческой деятельности заключается в том, что культура здесь ответственна не столько за что, сколько за как.

В этой связи следует  отметить, что процесс культурной деятельности, характеризуемый, в основном, его технологическими качествами, может быть безразличным к ее результатам. Можно довести до высочайшей культуры технологию обмана (искусство мошенника), уничтожения человека (например, восточные техники в руках преступника). Даже само искусство, обеспокоенное проблемой как, превращает форму в самоцель и становится безразличным к своему содержанию (искусство для искусства).

В контексте проблем  социально-культурного проектирования культура на процессуальном уровне будет рассматриваться как определенная система ценностей и качество человеческой деятельности в различных сферах социальной практики и общественного сознания: в искусстве (или в сфере художественной культуры), в политике (в сфере политической культуры), экологии (экологической культуры) и т.д.

Анализ данного среза  культуры позволяет выйти на решение двух основополагающих проблем:

- определить приоритетные области проектной деятельности (и соответствующие им виды социально-культурной активности личностей, групп, социальных институтов в сфере художественной, экологической, политической, духовно-нравственной культуры);

- выявить социальную базу проектных решений, т.е. приоритетные категории и социальные группы населения, которые могут рассматриваться в качестве реальной или потенциальной аудитории проектов.

Проектные решения на этом уровне анализа феномена культуры предполагают: поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на уровне личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом; создание условий оптимизации становления и развития различных субъектов культуры (самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений); выработку методологических оснований государственной культурной политики; поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих развитию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

         ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

 2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

 

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной  для каждой исторической эпохи. В  этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями  качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется  с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник — понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных  трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта  праздника – это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим  образом: «Праздник соединяет людей  узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Неотъемлемой чертой праздника  является застолье. Однако не любое  безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника  обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической  и другими, которые активно проявляются  в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и  взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных  действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной  стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника  – своя тема, отражающая историю  народа, страны, мира.

Праздник – тогда праздник, когда  привлекает его участников к творческому  взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются  достаточно определенными, близкими детям  и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Возникновение и становление праздника  как любого вида духовного бытия  человека связаны не в меньшей  мере и с удовлетворением такой  потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с  которыми сталкивается ребенок в  процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно  влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками.

Мотивационно-потребностная сфера  личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит  растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего  развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и  празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в  нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим  событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные  даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе.

Социальная общность, празднующая  такое событие, по существу безгранична  – это весь российский народ, все человечество.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических  и территориальных общностей, различных  коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Информация о работе Праздник как объект проектирования