Праздник как объект проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию или мероприятие, предварительно обосновав их идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен предваряющий действие проект.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Теоретические основания социально-культурного проектирования……...5
1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования……………….8
ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………….14
2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации……………………………………………………..14
2.2 Проект «Широкая Масленица»……………………..………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

праздник как объект проектирования 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Это самый подвижный, многообразный  слой праздников. Сюда относятся и  праздники по профессиям, и праздники  отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто  выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней»[1].

Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности  по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно  подвижны, так любая празднующая  общность становиться ярким, праздничным  зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.

 

                   2.2 Проект массового мероприятия «День Молодежи»

 

История возникновения  Масленицы уходит своими корнями  глубоко в древность. Масленица  — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.  
         По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.  
         Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. 

Масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой  масленицы: в первые три дня крестьяне  ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. На каждый день масленичной недели существовали определённые обряды и каждому дню масленичной недели, дано было свое имя.

Понедельник «Встреча». В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны.

Вторник «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты.

 Среда «Лакомка». Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг «Разгул». На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси.

Пятница «Тёщины вечера». Раньше зять должен был вечером лично пригласить тёщу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось тёще почестей.

Суббота «Золовкины посиделки». В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужауже были замужем, тоневестка приглашала родню замужнюю и совсем поездом развозилагостей по золовкам.

Воскресенье «Прощённый день». В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тёщу, сватов и дружек за свадебные подарки. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».

Цели и задачи проекта:

1) сохранение и развитие национальных традиций и культурного наследия; 
2) развитие у  населения города навыков культурного отдыха. 
3) познакомиться с историей и традициями праздника «Масленица» 
4) привлечение к участию максимального количества людей.

Проблема проекта:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности учащихся прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

              

            

 

 

 

 

 

 

            Сценарий городского мероприятия «Широкая Масленица»

 

Праздник начинается с утра, по городу на санях ездят  скоморохи или другие «ряженые»  персонажи. Они выкрикивают зазывалки, приглашая всех на праздник.

 
- «Белолица, круглолица, красная девица — приходи на масленицу».

- «Катится, катится блин масляный, да большой — заходи на ярмарку народ честной».

- «Провожаем зимушку, провожаем, чучело зимы поджигаем».

- «Всех, всех, всех приглашаем силой померяться, приходите поглядеть». 
 
         На площади, где проводиться массовое гуляние, должна быть смонтирована сцена, в центре устанавливается чучело Зимы. Его делают из соломы и одевают в сарафан фартук и платок.

Кроме этого, необходимо организовать для детей ледяную горку для катания и пару-тройку лошадей с украшенными санями. Маршрут так же заранее должен быть согласован. Необходимо установить ледяной столб, на который подвешивают наиболее ценные подарки, так как забраться на него очень сложно. А так же, должна быть организована ярмарка-распродажа, с различной выпечкой и т. д.

Необходимы на площади  бесплатные чаевни и кофейни, особенно если день выдался морозный.

                     Веселая музыка звучит на всю площадь.

 
1 скоморох: 
—Зима моя зимушка, 
Разлюбезная кумушка, 
А я зимушку люблю, 
По тому ее хвалю, 
Хорошо зимой кататься, 
И в сугробах поваляться, 
И до сыта всем смеяться 
Я пришел вам возражать 
Не нужно Зиму провожать! 
 
2 скоморох: 
— Ты сошел с ума Петрушка, 
Это же ведь не игрушка, 
Надоела нам Зима, 
Пусть теперь придет Весна, 
Пусть снежок тихонько тает, 
Пусть цветочки расцветают, 
Пусть становиться светлее, 
Солнышко пускай пригреет. 
В общем, тут ни дать не взять, 
Зиму надо провожать! 
 
1 скоморох: 
— Нет не надо! Иж какой! 
Агитируешь Весной! 
Я любому докажу 
Если нужно покажу, 
Что прекрасней Зимы нет! 
В протяженье многих лет 
Люди точно не соврут, 
Посмотрите, как поют! 
 
(Вокальная или хоровая группа исполняет песню, желательно на зимнюю тематику.) 
2 скоморох: 
— Ну, поют тебе и что ж? 
Танец то же ведь хорош, 
Хороши весной цветочки, 
Распускаются все почки. 
И полянки не узнать 
Так и тянет танцевать! 
 
(Танцевальный номер. Можно устроить танцевальный флеш-моб, небольшая группа со сцены выполняет несложные танцевальные движения и все подхватывают. Для большей уверенности, в народ, нужно запустить подготовленную группу, тогда будет легче завести большое количество людей.) 
 
1 скоморох: 
— Люди добрые скажите? 
Для чего нужна Весна? 
Зимушку то не смешите 
А не то пойдет пурга! 
 
2 скоморох: 
— Ты Петрушка не пугай, 
Погрозил да меру знай 
Холодов мы не боимся 
Хочешь, так давай сразимся! 
 
(Начинают бороться, но силы равны и никто не побеждает, тогда они бросают это дело.)

1 скоморох: 
— Нет, с тобой не сваришь каши 
Вот бы молодцов бы наших 
Испытать на силушку 
Доставай-ка гирюшку! 
 
2 скоморох: 
— Я ее давно достал 
Килограммы посчитал 
Вряд ли молодец найдется 
Видно нам с тобой придется... 
 
1 скоморох: 
— Силы у меня так мало, 
Что придумал я подарок 
Кто поднимет больше всех 
Ждет в коробке сей, успех! 
 
(Поднимает над головой коробку, в которой лежит подарок. Проводится конкурс на самого сильного человека в городе. Тому, кто больше всех поднимет гирю, вручают подарок и большую нарисованную медаль «Силач города».) 
 
2 скоморох: 
— Что бы солнышко сияло 
Чтоб Весна скорей настала 
Испекли мы вам блинов 
Кренделей и пирогов 
Тому, кто съест их все, друзья 
Подарю подарок я! 

(Проводиться конкурс на поедание блинов, тот, кто съедает самое большое количество блинов, становится обладателем подарка и медали «Гурман города».) 
 
1 скоморох: 
— Зима снежком искрится, 
Душа просит веселиться, 
А вы хотите Зиму вон! 
Весну сажаете на трон, 
Руки прочь Зиму не тронь, 
Лучше послушайте гармонь! 
 
(Звучит музыкальный номер с использованием гармони, или баяна, можно пригласить какого либо знаменитого гармониста, которые обязательно имеются в каждом городе. Можно провести небольшое соревнование между гармонистами, с привлечением народа.) 
 
2 скоморох: 
— Нет, наш спор не потушить, 
Предлагаю его решить, 
Себе команду набирай, 
Мне, конечно не мешай, 
Так же набирать ребят, 
Вот тебе и мне канат. 
 
(Проводиться соревнование на перетягивание каната, тем, кто победит вручают медовый леденец, или пряник.) 
 

1 скоморох: 
— В круг вставай честной народ, 
Заводите хоровод, 
Возьмитесь за руки друзья, 
Вместе с вами встану я, 
Будем петь и танцевать, 
Зиму будем прославлять. 
 
(Можно использовать фонограмму, можно вставить хороводную песню, под которую будет удобно водить хоровод вокруг чучела Зимы. 
 
Звучат фанфары, раздается звон и шум, появляется Солнце-повелитель, в руке у него горящий факел.) 
 
Солнце: 
— Время вышло, настала пора, 
Свой срок отслужила честно Зима, 
Часы пробили, пролистан календарь, 
Так было вовеки, так было в старь, 
И я завершаю Зимы полет, 
И я растоплю вокруг нее лед. 
Масленица — гуляй народ! 
 
Все: 
— Масленица — гуляй народ! 
 
(Солнце поджигает чучело Зимы, звучит веселая музыка. Дальше концерт продолжается выступлением различных коллективов) 

 

 

  

                                            

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы убедились, что проектирование культурного  пространства существенно отличается не только от традиционной конструкторской, но и системотехнической деятельности.

Проектирование  социально-культурной деятельности выходит за пределы традиционной схемы "наука - инженер - производство" и включается в самые разнообразные виды социальной практики (например, в обучение, обслуживание и т.д.), где классическая конструкторская установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение.

Создавая  образцы решения конкретных социально  значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Органично сочетая  нормативный и диагностический аспекты, проектирование:

-    разрабатывает модель "должного" в соответствии с наличными ресурсами;

- соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

- задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Социально-культурное проектирование является необходимым  элементом социально-культурной деятельности, ее специфическим способом, средствами, воздействия на личность. Оно осуществляет системное упорядочение реальности, посредством организации культурного обслуживания, а также его упрощает, адаптирует до достижения соответствия с возможностями субъекта, что способствует его гармонизации.

Успешность  деятельность специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975. - С. 58.

2. Козлова Т.В. Социально-культурное проектирование: от идеи до реализации. – М., 2007. – 136 с

3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования. Учебное пособие // СПб - 1997 г.

Информация о работе Праздник как объект проектирования