Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:40, курсовая работа
Реформа церкви, проведенная в 1650-х гг. XVII века патриархом Никоном, стала отправной точкой преобразований, которые изменили строй жизни русского народа. Русское общество раскололось на тех, кто признал реформу, и тех, кто выступил против неё. Феномен раскола особенно ярко проявился в сферах, непосредственно затронутых реформированием: в церковном обряде и литургических текстах. И по сей день старообрядчество остается сложным религиозным и социально- культурным явлением, которое уже около трёх с половиной веков является фактом, а то и фактором русской истории. В «Письмах о расколе» П.И.Мельников (А.Печерский) писал: «раскол и раскольники представляют одно из наиболее любопытных явлений в исторической жизни русского народа».1
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Семейная праздничная обрядность староверов……………….. .9
Родильные обряды и обычаи……………………………………...9
Крестильные обряды и обычаи…………………………………..14
Свадебный обряд………………………………………………….18
Глава 2.Праздничный календарь старообрядцев………………………...21
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………..32
Свадебный обряд, состоящий из большого количества ритуальных действий магико-сакрального. игрового и символического характера, формировался из множества различных компонентов. Целый комплекс обычаев и бытовых норм, религиозных представлений, сложившихся среди старообрядцев, предопределил некоторую специфику свадебного ритуала. Однако типы свадеб, свадебные обряды у старообрядцев разных направлений и у православных во многом схожи. Комплекс свадебной обрядности старообрядцев Урала включал в себя все основные элементы предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов и обычаев русского народа.
Глава 2. Календарные праздники старообрядцев.
Календарь, обряды, обычаи старообрядцев Урала берут свои истоки в общерусском календаре и в основном аналогичны ему.
Ещё в глубокую старину основным занятием русского населения было земледелие. Поэтому праздники и связанные с ними обряды носят земледельческий характер.
У восточных славян святки – первый праздник, которым завершается старый и начинается новый год. Праздновали их с рождества до крещения (с 25 декабря по 6 января ст. ст). Происхождение святок связано в основном с занятием славян земледелием. От того, какой будет урожай, зависело благополучие или неблагополучие жизни. Поэтому люди старались «заглянуть» в будущее и «повлиять» на урожай при помощи заклинаний, магических действий и обрядов.69
Святки начинались с сочельника (24 декабря ст. ст.), который, завершая пост, отмечался весьма скромной трапезой. Работа в этот день по хозяйству выполнялась, но никаких «грешных» дел совершать было нельзя.70 Кутью готовили и ели, но не во всех семьях.
С сочельника вечерами подростки бегали по улицам сел, стучали в окна домов и спрашивали у хозяев: «Суженого-ряженого как зовут?» И те в ответ называли самые нелюбимые имена и прозвища. Молодёжь, женщины, мужчины надевали старую одежду, вывернутые шерстью вверх шубы, личины (маски) со вставленными из брюквы зубами, преображаясь в «медведей», «гусей», «чертей», «коз», в «цыган», «китайцев», «стариков» и «старух». Ряженые заходили в дома и просили хлеб, пироги, шкварки, капусту. Хозяева же просили их сплясать, и ряженые плясали, кто во что горазд. Получив подаяние, шли дальше. Если хозяева скупились, то просители требовали, даже угрожали. Иногда дело доходило до оскорблений.71
Бытовал обряд ношения «курицы». Кого-либо из колядующих наряжали курицей, которую перетаскивали из дома в дом, а она, квохча, ходила по избе. Вождение кобылки, козы, курицы совершалось с магической целью.72 По-видимому, это пережитки солнечного культа плодородия, характерного для языческого мировоззрения восточных славян.
Зооморфные маски в святочной обрядности старообрядцев: кобылки, козы, медведя, курицы, гуся и т.д. – остатки старинных обрядов. Прообразы этих масок играли немалую роль в новогодней обрядности: являлись не только стимуляторами и носителями плодородия, но и маскирование под них способствовало различным вольностям, которые в другое время были бы непристойны и осуждались.73
В первый день рождества не гуляли, сидели дома. Готовили обильную еду: жаркое, пироги с рыбой, оладьи, пирожки с морковью, черёмухой, капустой, ягодами. За стол садились всей семьей, разговлялись скоромным. На святках вообще старались есть много мясного.
На второй день рождества начинались гулянья молодежи. Парни катали девушек на тройках вкруговую по улицам села. В доме солдатки или вдовы устраивали игрища. На игрища девушки старались одеться как можно наряднее. На игрищах водили игры и «приговаривали жениха», т.е. девушки находили свою судьбу.74 На святках девушки вязали варежки, но прясть не разрешалось. Водку на игрищах не пили.
К новогодним праздникам был приурочен ряд примет, связанных непосредственно с хозяйственной жизнью крестьян: солнце на лето, зима на мороз; году начало – зиме середка, если на рождество идёт снег – к урожаю; на крещение снег – к урожаю; много звёзд на святках – к урожаю на ягоды.75
Большое место в святочной обрядности старообрядцев занимали гадания, или ворожьба.76 Девушки на выданье и холостые парни, стараясь предугадать свою судьбу, ворожили в течение всего святочного периода. Гадания начинались под сочельник. Особенно много гадали в сочельник, в ночь накануне крещенья, когда, по мнению старообрядцев, неистово буйствует нечистая сила.
В гаданиях все старания девушек были направлены на то, чтобы узнать, выйдут ли они замуж, какой будет муж и какая жизнь их ожидает в замужестве. Это основные мотивы гаданий.77
Ворожили в степи, на росстанях, на развилке дорог. Выбирали места, где страшнее: в подполье дома, в бане, на кладбище (здесь ворожьба считалась более действенной).
При ворожьбе часто использовали предметы быта, домашнего очага, одежду, некоторые кушанья и вещи, связанные со свадебной и семейной обрядностью. Стучали ложкой или поварёшкой в паз новой избы и спрашивали о своей судьбе. Если чудилось, будто лёд шумит, муж утонет. Бросали через ворота валенки, куда носками лягут – туда и замуж идти. На новый год пекли блины и с первым блином выскакивали на улицу: кто первым повстречается, за того или за его родственника замуж выйдешь. Гадали и дома, в избах. Например, гадающей девке завязывали глаза, клали перед ней лестовку, уголь, хлеб и ставили стакан с водой. Возьмет девушка лестовку – оставаться ей в старых девах.78
Многие гадания похожи на приметы. Святочные гадания старообрядцев в основном варьируют тему личной судьбы человека и его брачного союза.79 Но были и чисто колдовские церемонии. Например, поиски косточки-невидимки, обладающей такой же магической силой, как и цветущий папоротник, добытый в ночь Ивана-травника.80
В целом вопросы к грядущему, остро выраженное стремление определить возможности плодородия, благополучия, довольства в семье и личной жизни человека, так богато и разнообразно разработанные в новогодних гаданиях, характерны вообще для всей святочной обрядности.81
Новый год старообрядцы ночью не встречали и елку не наряжали. Отмечали праздник обильной едой: в некоторых семьях целиком жарили маленького поросенка.
Завершались святки крещением (6 янв. ст. ст.). Рано утром брали воду из проруби. Этой водой «разговлялись» все члены семьи. Затем эту воду ставили в туеске в подполье, где она и хранилась до следующего крещения. Применяли её в случае, когда необходимо было что-нибудь очистить. Некоторые старообрядцы с целью очищения купались в прорубях.82
Таким образом, в святочной обрядности старообрядцев прослеживаются сплетённые с элементами христианства черты мировоззрения и культовой обрядности древних славян-земледельцев.
В их основе лежат представления о «рождающемся новом солнце», а также целая серия магических обрядов и примет, связанных со стремлением людей получить хороший урожай, обеспечить плодородие животных и семейное счастье.
Большую роль в жизни старообрядческого населения играли такие праздники, как Масленица, Троица и Пасха.
Масленица была одним из любимых, шумных и весёлых праздников у русского населения.
Для празднования масленицы нет постоянной даты, т.е. это праздник «не в числах». Староверы определяют его начало, не прибегая к сложным расчетам, не по пасхе. как это принято в определении большинства праздников, не имеющих постоянной даты. Рождество Христово начинается 25 декабря (7 января). Масленица после него отмечается примерно через 2 месяца. На масленой неделе месяц обязательно должен «окунуть рог в масло», т.е. народиться. Таким образом, если месяц народился до рождества, то «маслена» ожидалась через 6 недель. Если же луна нарождалась после рождества то – через 9 недель.83
Начинали праздновать масленицу с понедельника. К этому дню пекли горы блинов на сливочном масле, ели обязательно яичницу, пекли шаньги с творогом, пирожки с яйцами и крупами, оладьи и лепёшки, варили кашу из пшена. Мясная пища исключалась.84
К четвергу масленичной недели делали изображение масленицы в форме куклы или чучела в виде мужчины или женщины. Чучело со смехом и прибаутками водили по всей деревне. Это называлось «встречать масленицу». В течение четверга, пятницы и субботы кукла оставалась в деревне. Её могли ставить на верхушку горы, с которой катались.85 Провожали масленицу с таким же шумом, как и встречали.
Масленичные игры в целом носили несколько иной характер, чем игры святочные. Со святок было перенесено ряжение, но оно носило случайный характер. Ряженые могли сопровождать процессию встречи и проводов масленицы и тем увеличивали всеобщее веселье. Для масленицы характерно, что часть игр носила характер состязаний, чего нет на святках. Одной из масленичных забав были конские ристалища. Другим видом увеселения были кулачные бои. Они могли проходить в любое время и составляли излюбленное масленичное развлечение: «После захода солнца начинали драться край на край, верхний с нижним. Сначала кулаками, затем хватались за стяги (колья, палки). Были убийства».86
Всю неделю катались на лотках с гор. Парни катали девушек на конях, на тройках, увешенных колокольчиками, заряженных в кошевки, тарантасы.
Последний день масленицы назывался прощеным. Молодежь ехала к родителям просить прощения, сосед приходил к соседу, родственники – друг к другу. Все просили прощения друг у друга с тем, чтобы не ссориться и не таить зла.87
Считалось, чем веселее и шумнее гулянье, тем счастливее и урожайнее будет год.
После широкой и разгульной масленицы наступал великий пост, длившийся семь недель вплоть до Пасхи. Всю посуду, в которой готовили скоромные блюда, выносили в погребицу или казенку. Её заменяли посудой постной. Те, у кого не было такой замены, всю скоромную посуду выжигали в печках, накаливая сковороды докрасна, затем обваривали кипятком и чистили речным песком.88
В Великий пост староверы в гости не ходили, песен не пели. Шла обычная хозяйственная работа. Заготовляли дрова, лес для построек, возили в погреба лёд, чистили дворы и т.д. В последнюю неделю перед пасхой работы прибавлялось. старообрядцы мыли дома внутри и снаружи, причем шоркали так, чтобы стены словно жар горели, а сосновые венцы (яруса бревен) отливали янтарным блеском.89
Вербное воскресенье – шестое воскресенье великого поста. В этот день освящали вербу. Считалось, что освященная верба влияет на чадородие женщин и плодовитость скота. Дома освященную вербу ставили на божницу и хранили в течение года, применяя её в знахарских и магических обрядах. ё крошили в семена, предназначенные для посева, хлестали животных в определённые дни. По вербе примечали: верба хорошая – урожай хороший.
Четверг последней недели перед пасхой назывался «чистым». В этот день женщины «обновляли» иконы, мыли избы внутри. В чистый четверг, как говорят старообрядцы, ворон своих детей до свету купает. Пока птица не запела, нужно сжечь старые вещи – нечисть не будет водиться. В этот день в загнетку клали в тряпочке соль. Она лежала там до воскресенья, после этого ею полоскали зубы, т.е. применяли как лекарство.
Пережигали соль и золу, заливали их водой, а затем использовали при посадке лука, капусты и огурцов.
В «чистый» четверг ничего никому не давали, полагая, что можно потерять память. В целом «чистый» четверг – это день, связанный с хозяйственными делами и очистительными обрядами.90
Пасху праздновали 8 дней. Готовились к ней заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили в «луковых перьях», т.е. в луковой шелухе. Окрашивали по 100-200 яиц. В течение пасхи их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись сами всей семьей.91 Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну. На божницу к иконам клали крашеное вареное яйцо. По поверью, если проверить это яйцо в рождество, то оно окажется наполовину высохшим, а пролежав до пасхи, становится вновь полным.92 Это пасхальное яйцо бросали при пожаре в огонь, и тот начинал «гореть столбом» и не шел в стороны.
Кроме ритуальных обрядов устраивалось увеселение. На пасхе катали яйца в лотке по желобку. Каждый норовил при катании разбить яйцо своего противника, после чего оно переходило в собственность хозяина уцелевшего яйца. Взрослые ездили в гости друг к другу. Парни и девушки шли на качели или на карусель.93 В течение всей пасхи не работали.
Дни поминовения умерших предков у староверов назывались родительскими. Их было 4 в году. Первый отмечается после пасхи во вторник. Затем следует родительская суббота перед троицей, родительская суббота перед масленицей и родительский день 24 октября (6 ноября) перед Дмитриевым днем. Умерших поминали, приносили им пищу.
Одним из самых любимых и почитаемых праздников была Троица. Это был праздник весны. В этот день рубили березку и наряжали её лентами, шелковыми платками, бусами. У березки собиралось много народу. На улицу вытаскивались столы – пили чай, жарили и ели яичницу. Потом шли к реке, там вкапывали березку в землю и водили вокруг неё «круги» (хороводы).94 Люди старшего поколения, а иногда и молодежь, взяв с собой еду и самовары, выезжали на весь день на луг и гуляли там.
Во время троицы проявлялось как бы вражда между девушками и парнями. Иногда ребята нападали на девушек, несущих березку, отбирали её, разламывали на части и бросали в речку, тем самым лишив их определенного превосходства в день праздника, т.к. Троица – это, в первую очередь, праздник кумовства женщин.95 Завивание венков, ветвей березки, кумление девушек, поедание ими обрядовой пищи – это символ не только союза женщин, но и союза с ритуальным деревом, приобщение их посредством всего этого к божеству – духу растительности, чтобы взять у дерева его чудодейственную силу.96
Информация о работе Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв