Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:40, курсовая работа
Реформа церкви, проведенная в 1650-х гг. XVII века патриархом Никоном, стала отправной точкой преобразований, которые изменили строй жизни русского народа. Русское общество раскололось на тех, кто признал реформу, и тех, кто выступил против неё. Феномен раскола особенно ярко проявился в сферах, непосредственно затронутых реформированием: в церковном обряде и литургических текстах. И по сей день старообрядчество остается сложным религиозным и социально- культурным явлением, которое уже около трёх с половиной веков является фактом, а то и фактором русской истории. В «Письмах о расколе» П.И.Мельников (А.Печерский) писал: «раскол и раскольники представляют одно из наиболее любопытных явлений в исторической жизни русского народа».1
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Семейная праздничная обрядность староверов……………….. .9
Родильные обряды и обычаи……………………………………...9
Крестильные обряды и обычаи…………………………………..14
Свадебный обряд………………………………………………….18
Глава 2.Праздничный календарь старообрядцев………………………...21
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………..32
Таким образом, праздник Троицы слился с элементами культа растительных сил. Со временем празднование Троицы связывалось не только с возрождением природы, но и с сердечными чувствами девушек. Этот праздник был праздником молодёжи, прежде всего девушек, гадающих о счастье.
В целом, в святочных, масленичных, пасхальных и троицких обрядах присутствует весьма развитый когда-то культ предков. Можно сказать, что верования старообрядцев представляли собою сплав, органическое соединение древнерусского язычества и христианства. Старообрядцы одинаково верили и в нечистую силу, и в христианского бога. Традиционные праздничные обряды старообрядческого населения Урала представляли собой конгломерат разновременных по происхождению культов и обычаев, связанных с их бытовым и семейным укладом.
Заключение.
До последнего времени старообрядчество в исторической науке рассматривалось как движение консервативное, направленное на сохранение «отеческой древней веры, незыблемости древнего культа и даже древнего быта».97 Однако изучение праздничной обрядности старообрядцев показывает, что такая оценка старообрядчества в целом неправомерна.
Безусловно, до определенного времени (ХХ в.) в среде старообрядцев отмечалась значительная консервация архаического фонда различных форм культуры, включая праздничные обряды и обычаи. Это объяснялось во многом социальным положением старообрядцев. С одной стороны, старообрядцы преследовались государственной властью и церковью, а с другой – сами обособлялись от православных, признавших реформы церкви. Начавшись на чисто религиозной почве раскол сделал вопросы религии главным содержанием умственной жизни; но преследование его со стороны церкви и государства выдвинуло в его среде вопрос политический – об отношении к государству, а необходимость устроить свою жизнь при таких неблагоприятных обстоятельствах, в каких жили старообрядцы, наложила своеобразную печать на различные стороны их общественного и экономического быта.98 Защищая религиозные обряды, староверы бережно относились к старинным обычаям, нравственным установкам. Трудности усугублялись внутренним нестабильным состоянием, порождавшим дробление на согласия и толки. Именно это и отразилось, главным образом, в обрядовых формах (брак, крещение, праздники). Постепенно происходило уменьшение культурного своеобразия старообрядческих религиозных групп.
Внутренний потенциал духовной культуры староверов нашел отражение в различных формах обрядовой практики. Представление о необходимости порядка внутри календаря требовало четкой приуроченности определенных обрядовых форм к определенным временным периодам. Каждый период имел свои обычаи, своё очертание, требовал магических действий с конкретными функциями. С зимней календарной обрядностью связывались подготовка к свадьбе и сама свадьба. В весенних обрядах на первый план выдвигались молодожены. Основой календарных земледельческих и семейных обрядов явилось представление об единстве человека и природы.
Анализ праздничной обрядности старообрядческого населения Урала XIX - начала XXвв., а именно исследование семейных и календарных праздников, позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, религиозное мировоззрение старообрядческих групп влияло на всю традиционно-бытовую культуру. Для наиболее радикальных толков характерна постоянная тенденция к ограничению обрядовой сферы. Следствием этого было либо исчезновение некоторых обрядовых явлений, либо замена их синонимичными по содержанию христианскими действиями. Перемещались акценты в обосновании необходимости совершать тот или иной ритуал. Совершение обряда обосновывалось прежде всего соображениями не религиозного, а морально-этического характера.
Праздничная обрядность старообрядцев не представляла собой застывшую систему ритуалов. Изменения, происходившие в содержании традиционной культуры всего русского населения, затрагивали и старообрядческую культуру.
Список использованных источников и литературы.
II.Литература.
1 Мельников П.И.(А.Печёрский) Письма о расколе. Собр.соч. в 8 т. М., 1976.Т.8.С.6.
2 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.С.5.
3 Грицевская И.М. История и современность сейминского старообрядчества//Мир старообрядчества. Вып.5. М.,1999. С.260.
4 Литвинова И.В. Возможности отражения традиционной культуры старообрядцев в музеях Верхокамья//Мир старообрядчества. Вып.5. М., 1999. С.199.
5 Превошин Н. Одиннадцать уроков из уральской истории// Тагильский рабочий. 25 янв. 1999. С.6.
6 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. С.8.
7 Грицевская И.М. Указ.соч. С.260.
8 Чагин Г.Н. Заселение и хозяйственное освоение Верхокамья к конце XVIII-первой трети XIXвв.//Мир старообрядчества. Вып.4.М.,1997. С.270.
9 Ревизская сказка 1795 г по сельцу Сепыч// Мир старообрядчества. Вып.5. М., 1999.С.70.
10 Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Омск, 1999.кн.26.
11 Чесноков А. Среди кержаков//Пермская земская неделя. Пермь, 1908.№4.
12 Пермские епархиальные ведомости.1906.№17-19.
13 Хахалкин П.М. Братское слово.1891.Т.2.№18.
14 Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск. 1978.С.36.
15 Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат.1963. С.412.
16
Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы.Семейские.
17 Гриченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, 1922.
18 Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928.
19 Маслова Г.Н. Русский народный костюм Восточной Сибири// Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1962.Вып.3.С.17-26. Лебедева А.А. Некоторые итоги изучения семьи и семейного быта. С.23-37. Маковецкий И.В. Архитектура крестьянских построек.С.138-149.
20 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.
21 Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.
22 Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.
23 Макашина Т.С. О браке и свадебном обряде старообрядцев Северного Приуралья в конце XIX – началеXX вв.//Традиционная духовная и материалная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
24 Агафонова Н.Н.Некоторые аспекты традиционно-бытовой культуры пермского старообрядчества// Труды Камской археолго-этнографической экспедиции. Вып.1-2. Пермь, 2001.
25 Юхименко Е.М. Старообрядчество в России. М., 1994.С.7.
26 На путях из земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северо-уральского крестьянства XVII-XX в. М., 1989.С.279.
27 Там же.
28 Там же. С.280.
29 Чистов К.В. Семейная обрядность и обрядовый фольклор//Этнография славян. М., 1987.С.413.
30 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.279.
31 Чердынский край. Вып.1. Издание общества изучения Чердынского края. 1927.С.5.
32 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.279.
33 Чесноков А. Среди кержаков//Пермская земская неделя. Пермь, 1908.С.30.
34 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.280.
35 Чесноков А. Указ.соч. С.30.
36 Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X-началоXIXвв). М.,1997. С.194.
37 Чесноков А. Указ.соч. С.30.
38 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.
39 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.
40 Мартынов С.В. Печорский край. Спб.1905.С.263.
41 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.
42 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.283.
43 Там же.С.284.
44 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.285.
45 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.268.
46 Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.С.983.
47 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.209.
48 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.269.
49 Листова Т.А. Указ. соч. С.208.
50 Листова Т.А. Указ. соч. С.208.
51 Булгаков С.В. Указ. соч. С.1003.
52 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.270.
53 Там же.
54. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 271.
55 Там же. С. 272.
56 Там же. С. 274.
57 Там же. С. 274.
58 Листова Т.А. Указ. соч. С.212.
59 На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 275.
60 Чесноков А. Свадебные обряды и песни кержаков//Живая старина. Спб., 1911. С.59.
61 Макашина Т.С. О браке и свадебном обряде старообрядцев Северного Приуралья в конце XIX – началеXX вв.//Традиционная духовная и материалная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.225.
Информация о работе Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв