Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Реформа церкви, проведенная в 1650-х гг. XVII века патриархом Никоном, стала отправной точкой преобразований, которые изменили строй жизни русского народа. Русское общество раскололось на тех, кто признал реформу, и тех, кто выступил против неё. Феномен раскола особенно ярко проявился в сферах, непосредственно затронутых реформированием: в церковном обряде и литургических текстах. И по сей день старообрядчество остается сложным религиозным и социально- культурным явлением, которое уже около трёх с половиной веков является фактом, а то и фактором русской истории. В «Письмах о расколе» П.И.Мельников (А.Печерский) писал: «раскол и раскольники представляют одно из наиболее любопытных явлений в исторической жизни русского народа».1

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Семейная праздничная обрядность староверов……………….. .9
Родильные обряды и обычаи……………………………………...9
Крестильные обряды и обычаи…………………………………..14
Свадебный обряд………………………………………………….18
Глава 2.Праздничный календарь старообрядцев………………………...21
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, праздник Троицы слился с элементами культа растительных сил. Со временем празднование Троицы связывалось не только с возрождением природы, но и с сердечными чувствами девушек. Этот праздник был праздником молодёжи, прежде всего девушек,  гадающих о счастье.

В целом, в святочных, масленичных, пасхальных и троицких обрядах присутствует весьма развитый когда-то культ предков. Можно сказать, что верования старообрядцев представляли собою сплав, органическое соединение древнерусского язычества и христианства. Старообрядцы одинаково верили и в нечистую силу, и  в христианского бога. Традиционные праздничные обряды старообрядческого населения Урала представляли собой конгломерат разновременных по происхождению культов и обычаев, связанных с их бытовым и семейным укладом.

 

Заключение.

До последнего времени старообрядчество в исторической науке рассматривалось как движение консервативное, направленное на сохранение «отеческой древней веры, незыблемости древнего культа и даже древнего быта».97 Однако изучение праздничной обрядности старообрядцев показывает, что такая оценка старообрядчества в целом неправомерна.

Безусловно, до определенного времени (ХХ в.) в среде старообрядцев отмечалась значительная консервация архаического фонда различных форм культуры, включая праздничные обряды и обычаи. Это объяснялось во многом социальным положением старообрядцев. С одной стороны, старообрядцы преследовались государственной властью и церковью, а с другой – сами обособлялись от православных, признавших реформы церкви.  Начавшись на чисто религиозной почве раскол сделал вопросы религии главным содержанием умственной жизни; но преследование его со стороны церкви и государства выдвинуло в его среде вопрос политический – об отношении к государству, а необходимость устроить свою жизнь при таких неблагоприятных обстоятельствах, в каких жили старообрядцы, наложила своеобразную печать на различные стороны их общественного и экономического быта.98 Защищая религиозные обряды, староверы бережно  относились к старинным обычаям, нравственным установкам. Трудности усугублялись внутренним нестабильным состоянием, порождавшим дробление на согласия и толки. Именно это и отразилось, главным образом, в обрядовых формах (брак, крещение, праздники). Постепенно происходило уменьшение культурного своеобразия старообрядческих религиозных групп.

Внутренний потенциал духовной культуры староверов нашел отражение в различных формах обрядовой практики. Представление о необходимости порядка внутри календаря требовало четкой приуроченности определенных обрядовых форм к определенным временным периодам. Каждый период имел свои обычаи, своё очертание, требовал магических действий с конкретными функциями. С зимней календарной обрядностью связывались подготовка к свадьбе и сама свадьба. В весенних обрядах на первый план выдвигались молодожены. Основой календарных земледельческих и семейных обрядов явилось представление об единстве человека и природы.

Анализ праздничной обрядности старообрядческого населения Урала XIX - начала XXвв., а именно исследование семейных и календарных праздников, позволяет сделать следующие выводы:

    1. Семейная праздничная обрядность староверов укладывается в схему инварианта русской родильной и крестильной обрядности. Особенностями можно считать сдержанный характер крестильного обеда, отсутствие приуроченных к этому моменту разнообразных игровых и магических действий, традиционный набор обязательных блюд. Картина религиозно-обрядовых реалий, связанных с рождением и крещением, отражает разнообразие религиозных вероучений, распространенных на Урале. Определённый отпечаток накладывала конфессиональная принадлежность на свадебный ритуал старообрядцев, который представлял собой сложный многокомпонентный обрядовый комплекс. От принятых в тех или иных старообрядческих согласиях религиозных норм, отношения к таинству брака зависели некоторые моменты обряда, его характер и ход.
    2. Праздничный календарь показывает, что вплоть до начала ЧЧ в. староверы сохраняли много архаических обрядов и верований. Особенно это заметно в развитом культе предков, зафиксированном на святках, масленице, пасхе и в родительские дни. Многие обряды выполняли магическую защитную функцию. В календарной обрядности старообрядцев наблюдается слияние или тесный контакт язычества и православия. Хотя подобное явление свойственно всему русскому населению. Однако дохристианские элементы верований у старообрядцев сохранились в большей мере, чем у других групп русского населения.

Таким образом, религиозное мировоззрение старообрядческих групп влияло на всю традиционно-бытовую культуру. Для наиболее радикальных толков характерна постоянная тенденция к ограничению обрядовой сферы. Следствием этого было либо исчезновение некоторых обрядовых явлений, либо замена их синонимичными по содержанию христианскими действиями. Перемещались акценты в обосновании необходимости совершать тот или иной ритуал. Совершение обряда обосновывалось прежде всего соображениями не религиозного, а морально-этического характера.

Праздничная обрядность старообрядцев не представляла собой застывшую систему ритуалов. Изменения,  происходившие в содержании традиционной культуры всего русского населения, затрагивали и старообрядческую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

    1. Источники.
  1. Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Омск, 1999. Кн.26.
  1. Пермская земская неделя. Пермь, 1908.№4.
  2. Пермские  епархиальные ведомости.1906. № 17-19.
  3. Ревизская сказка 1795 г. по сельцу Сепыч //Мир старообрядчества. Вып.5.М., 1999.

 

II.Литература.

  1. Агафонова Н.Н.Некоторые аспекты традиционно-бытовой культуры пермского старообрядчества// Труды Камской археолго-этнографической экспедиции. Вып.1-2. Пермь, 2001.
  2. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск. 1978.С.36.
  3. Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья// Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. Т.4.Новосибирск, 1972.
  4. Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.
  5. Грицевская И.М. История и современность сейминского старообрядчества//Мир старообрядчества. Вып.5. М.,1999.
  6. Гриченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, 1922.
  7. Данилко Е.С. Отношение к браку и некоторые особенности свадебного обряда у южноуральских старообрядцев// Старообрядческий мир Волго-Камья. Пермь, 2001.
  8. Лебедева А.А. Некоторые итоги изучения семьи и семейного быта. Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1962.Вып.3.
  9. Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
  10. Литвинова И.В. Возможности отражения традиционной культуры старообрядцев в музеях Верхокамья//Мир старообрядчества. Вып.5. М., 1999. С.199.
  11. Макашина Т.С. О браке и свадебном обряде старообрядцев Северного Приуралья в конце XIX – началеXX вв.//Традиционная духовная и материалная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
  12. Маковецкий И.В. Архитектура крестьянских построек. Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1962.Вып.3.
  13. Маслова Г.Н. Русский народный костюм Восточной Сибири// Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1962.Вып.3. Мельников П.И.(А.Печёрский) Письма о расколе. Собр.соч. в 8 т. М., 1976.Т.8.
  14. Мифы народов мира. М.,1992.
  15. На путях из земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северо-уральского крестьянства XVII-XX в. М., 1989
  16. Очерки истории культуры и быта старого Невьянска. Люди, памятники, документы. Екатеринбург, 2001.
  17. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.
  18. Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества// Мир старообрядчества: история и современность. Вып.5.М., 1999.
  19. Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928.
  20. Превошин Н. Одиннадцать уроков из уральской истории// Тагильский рабочий. 25 янв. 1999.

 

  1. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.
  2. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X-началоXIXвв). М.,1997.
  3. Русское народное творчество. М., 1959.
  4. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы.Семейские.Иркутск.1920.
  5. Старообрядчество в России. М., 1994.
  6. Чагин Г.Н. Заселение и хозяйственное освоение Верхокамья к конце  XVIII-первой трети XIXвв.//Мир старообрядчества. Вып.4.М.,1997.
  7. Чесноков А. Свадебные обряды и песни кержаков//Живая старина. Спб., 1911.
  8. Чистов К.В. Семейная обрядность и обрядовый фольклор//Этнография славян. М., 1987.
  9. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI –XIX вв. М., 1957.
  10. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.

 

 

 

 

 

 

 

1 Мельников П.И.(А.Печёрский) Письма о расколе. Собр.соч. в 8 т. М., 1976.Т.8.С.6.

2 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.С.5.

3 Грицевская И.М. История и современность сейминского старообрядчества//Мир старообрядчества. Вып.5. М.,1999. С.260.

4 Литвинова И.В. Возможности отражения традиционной культуры старообрядцев в музеях Верхокамья//Мир старообрядчества. Вып.5. М., 1999. С.199.

5 Превошин Н. Одиннадцать уроков из уральской истории// Тагильский рабочий. 25 янв. 1999. С.6.

6 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. С.8.

7 Грицевская И.М. Указ.соч. С.260.

8 Чагин Г.Н. Заселение и хозяйственное освоение Верхокамья к конце XVIII-первой трети XIXвв.//Мир старообрядчества. Вып.4.М.,1997. С.270.

9 Ревизская сказка 1795 г по сельцу Сепыч// Мир старообрядчества. Вып.5. М., 1999.С.70.

10 Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Омск, 1999.кн.26.

11 Чесноков А. Среди кержаков//Пермская земская неделя. Пермь, 1908.№4.

12 Пермские епархиальные ведомости.1906.№17-19.

13 Хахалкин П.М. Братское слово.1891.Т.2.№18.

14 Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск. 1978.С.36.

15 Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат.1963. С.412.

16 Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы.Семейские.Иркутск.1920.

17 Гриченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, 1922.

18 Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928.

19 Маслова Г.Н. Русский народный костюм Восточной Сибири// Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1962.Вып.3.С.17-26. Лебедева А.А. Некоторые итоги изучения семьи и семейного быта. С.23-37. Маковецкий И.В. Архитектура крестьянских построек.С.138-149.

20 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.

21 Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.

22 Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.

23 Макашина Т.С. О браке и свадебном обряде старообрядцев Северного Приуралья в конце XIX – началеXX вв.//Традиционная духовная и материалная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

24 Агафонова Н.Н.Некоторые аспекты традиционно-бытовой культуры пермского старообрядчества// Труды Камской археолго-этнографической экспедиции. Вып.1-2. Пермь, 2001.

25 Юхименко Е.М. Старообрядчество в России. М., 1994.С.7.

26 На путях из земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северо-уральского крестьянства XVII-XX в. М., 1989.С.279.

27 Там же.

28 Там же. С.280.

29 Чистов К.В. Семейная обрядность и обрядовый фольклор//Этнография славян. М., 1987.С.413.

30 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.279.

31 Чердынский край. Вып.1. Издание общества изучения Чердынского края. 1927.С.5.

32 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.279.

33 Чесноков А. Среди кержаков//Пермская земская неделя. Пермь, 1908.С.30.

34 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.280.

35  Чесноков А. Указ.соч. С.30.

36 Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X-началоXIXвв). М.,1997. С.194.

37 Чесноков А. Указ.соч. С.30.

38 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.

39 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.

40 Мартынов С.В. Печорский край. Спб.1905.С.263.

41 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.281.

42 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.283.

43 Там же.С.284.

44 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.285.

45 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.268.

46 Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.С.983.

47 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.209.

48 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.269.

49 Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

50 Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

51 Булгаков С.В. Указ. соч. С.1003.

52 На путях из земли Пермской в Сибирь…С.270.

53 Там же.

54. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 271.

55 Там же. С. 272.

56 Там же. С. 274.

57 Там же. С. 274.

58 Листова Т.А. Указ. соч. С.212.

59 На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 275.

60 Чесноков А. Свадебные обряды и песни кержаков//Живая старина. Спб., 1911. С.59.

61 Макашина Т.С. О браке и свадебном обряде старообрядцев Северного Приуралья в конце XIX – началеXX вв.//Традиционная духовная и материалная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.225.

Информация о работе Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв