Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:07, доклад
«Народный танец,один из древнейших видов народного искусства…складывался и развивался под влиянием географических,исторических и социальных условий жизни.Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства,главным образом с музыкой. Народный танец-результат коллективного творчества.Переходя от исполнителя к исполнителю,из поколение в поколение,из одной местности в другую,он обогощается,достигая в ряде случае высокого художественного уровня,виртуозной техники.У каждого народа сложились свои танцевальные традиции,пластический язык,особая кооординация движений,приемы соотношения движения с музыкой».
Работа с коллективом народного танца
«Народный танец,один из древнейших
видов народного искусства…складывался
и развивался под влиянием географических,исторических
и социальных условий жизни.Он конкретно
выражает стиль и манеру исполнения каждого
народа и неразрывно связан с другими
видами искусства,главным образом с музыкой.
Народный танец-результат
коллективного творчества.
О разнообразии народных танцев,их различии по характеру и манере исполнения,а также об условиях,влияющих на формирование тех или иных черт в народных танцах,образно писал Н.В.Гоголь: «Посмотрите,народные танцы являются в разных углах мира:испанец пляшет не так как швейцарец,шотландец,как теньеровский немец,русский не так,как француз,как азиатец.Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец.Северный русс не так пляшет,как малороссиянин,как славянин русский,как поляк,как финн:у одного танец говорящий,у другого бесчуственный;у одного бешенный,разгульный,у другого спокойный;у одного напряженный,тяжелый,у другого легкий,воздушный.Откуда родилось такое разнообразие танцев?Оно родилось из характера народа,его жизни и образа занятий.Народ,проведший горделивую и бранную жизнь,выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах;народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность».
Народное исскуство танца в настоящее время превратилось в массовую форму самодеятельного творчества.Тысячи танцевальных коллективов,от небольших кружков до онсаммблей танца и балетных театров успешно демонстрируют сегодня расцвет многонационального исскуства нашей страны.Сегодня самодеятельные танцевальные коллективы решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением его национального колорита,выразительных средств и,самое главное,с современной трактовкой содержания,чтобы он являлся образным отражением нашей жизни.
Хореографическое произведение,
В основном эти навыки приобретают в процессе учебной работы.Поэтому,она играет такую важную роль в любом народном танцевальном коллективе.Если учебная работа поставлена хорошо,исполнители быстро и легко овладевают техникой танца.Остается только добиваться четкости,образности и выразительности.
В раздел учебной работы входят:
а)тренировочные занятия у станка и на середине зала;изучение парных движений;
б)разучивание и отработка отдельных танцевальных элементов и композиций на основе которых будет осуществляться постановочная работа.
Цель и задачи учебной
работы-овладение танцевальным мастерством,танцевальной
техникой.Без танцевальной техники не
может быть творческого роста коллектива.Одна
из задач учебно-тренировочной работы-правильная
постановка корпуса,ног,рук и головы,развитие
и укрепление суставно-связочного аппарата,развитие
силы и ловкости,выработка эластичности
мышц. Освоение народного танца помогает
развить координацию движений,различные
виды мышц,связок,суставов,
Никогда не нужно спешить
в начале обучения.С первых же шагов
следует приучать участников относиться
к занятиям серьзно,сознательно,
Директора домов и дворцов культуры наносят вред тем,что требуют с первых дней вновь создавшийся коллектив народного танца заниматься созданием репертуара.От этого страдает качественный показатель в коллективе.
С первых же дней занятий участников народного танцевального коллектива необходимо научить понимать сущность учебно-тренировочных и репетиционных занятий.
Занятия у станка преследуют следущие цели:разогревают участников,постепенно подготавливают к выполнению технических движений,развивают эластичность связок и развивают и укрепляют мыщцы.Способствуют овладению техникой танца,вырабатывают силу и вместе с тем легкость движений,способствует развитию выразительности движений.
После упражнений у станка
урок продолжается на середине зала.Середина-это
главное на занятиях.Занятия на середине
развивают у исполнителей танцевальность,
В самодеятельном танцевальном коллективе подготовка к созданию новой постановки начинается задолго до её показа на сцене.Руководитель заранее включает в учебные занятия отдельные элементы лексики намеченного к работе танца,стиль его исполнения,отдельные жесты и позы.На середине зала осваиваются танцевальные движения,комбинации,в этюдной форме проверяется выразительность отдельных фрагментов,композиционных рисунков и переходов.Совершенное овладение техникой танца необходимо для создания образной выразительности.
С чего начинаем разучивание движений?
Во время разучивания движения педагог-балетмейстер говорит его название,затем показывает движение и называет основной принцип движения.Музыкальный темп во время разучивания движения.Балетмейстер-педагог показывает движение в «полную ногу» в быстром темпе,затем в отдельности в медленном,в среднем.Затем пробуют участники исполнить движения в медленном темпе,в среднем,в быстром.После того как участники попробовали сами исполнить двидение,педагог еще раз в среднем темпе и акцентируют внимание участников на двух трех главных деталях.Не следует сразу говорить все замечания исполнителям,они никогда не воспримут,будут следить за всем,в результате ничего не добьются.Язык балетмейстера-педагога должен быть ясным и лаконичным.Движения рук отрабатываются отдельно,так как перемена положений рук во время движения в целом очень важна.Поэтому надо знать,как рука поднимается,как опускается,раскрывается в сторону,переводится из одного положения в другое и т.д.Движения рук тесно связаны с движениями корпуса и головы.Не следует оговаривать допустимые варианты,что в конечном счете приводит к множеству неточностей,к уничтожению стереотипа и выработке неверного стереотипа.
Изучение движений в парном исполнении имеет огромное значение.Здесь,помимо технического усовершенствования,характера танца,стиля,манеры исполнения,необходимо следить за тем,чтобы между танцующими было общения.Юноша должен знать,как себя держать с девушкой,исполняя то или иное движение,девушка так же.Танцуя в парах,исполнители обычно смотрят друг на друга.Не следует участникам во время исполнения движений часто смотреть на себя в зеркало.
Надо стремиться развить у участников чувство ансамбля,начиная с отработки движений.Главное,добиваться в исполнении движения ощющения воздуха,а не исполнять движение в пол.Работу над танцем руководитель ведет не мучая исполнителей бесцельными прогонами.Он все время ставит перед ними конкретные задачи.
Танец разучивается не сразу,а
по частям:экспозиция,завязка,
На каждой постановочной репетиции надо дать репетиции надо дать участникам коллектива 2-5 раз без остановки повторить разученный фрагмент в музыкальном темпе как при разучивании экспозиции.
Самая распространенная ошибка руководителя при разучивании нового танца-многократное его повторение без замечаний и поправок,как говорят,для памяти.Вследствии этого исполнители повторяют свои ошибки,которые впоследствии балетмейстеру очень трудно исправить.
Разучивая танец с участниками коллектива,руководитель должен наметить для себя план его отработки.Отработка танца начинается с внимательной проверки драматургического развития действия.Руководитель еще раз внимательно проверяет правильность и гармонию соотношения асех частей,силу и яркость выразительных средств.Просмотрев все,он приступает к отработки техники исполнения,проверяет,как понята и передана лексика в общей композиции танца.Затем начинается работа над каждым движением.Когда техника отработана настолько,что не отвлекает внимание исполнителей,руководитель постепенно переходит к закреплению композиционного рисунка танца.Он разъясняет исполнителям,как данный рисунок помогает раскрытию содержания танца,какую выразительную нагрузку несет,как его надо исполнить,чтобы создать необходимое художественное впечатление.Вместе с тем,работая над выразительностью рисунка,руководитель добивается одинаковости интервалов в рисунке танца,следит за чистотой развития.Так идет работа над выразитеностью техники исполнения.Балетмейстер,кроме многих качеств,должен обладать острым взглядом.Он обязан видеть все горешности исполнения в массе танцующих и замечать,кто именно их совершил,следить за правильностью их выполнения каждого отдельного движения и общей композицией,за точностью рисунка-размещением танцующий по сценической площадке.
По мере освоения технических трудностей балетмейстер постепенно все больше уделяет внимание стилистическим особенностям языка танца,манр исполнения,которя проявляется во внутренней эмоциональности,в характерных движениях рук,корпуса и головы,в особенности походки,осанки,жестикуляции и мимике.Балетмейстер стремится,с одной стороны,к стилистическому единству исполнения,а сдругой стороны-к сохранению творческой индивидуальности каждого участника.Совершенствуя манеру исполнения танца,он всегда напоминает о характере художественного образа.Чтобы музыка и танец органически сливались в одно целое и раскрывали содержание.Балетмейстер вместе с музыкантом-аккомпаниатором добивается выявляния всех динамических оттенков,необходимых для передачи темпа исполнения.
Немаловажную роль играет творческая атмосфера на репетиции.В работе с участниками самодеятельности балетмейстер должен быть очень собран,спокоен и терпелив,но в тоже время и настойчив.Если балетмейстер пришел на репетицию взвинченным и раздраженным,настроение руководителя немедленно передается колективу,работа в обстановке нервозности не даст нужных результатов.тоже произойдет,если балетмейстер явится в состоянии апатии,будет репетировать вяло,инертно.Атмосфера скуки и уныния-не стимул для творчества.
«Труд,в котором все основано на эмоциях,должен протекать в хорошей обстановке.Эмоциональность в работе имеет первостепенное значение»
Когда горячая увлеченность балетмейстера передается исполнителям,зажигает их-это и есть творческая атмосфера,которая сама по себе обеспечивает настоящую дисциплину,и зависит она в первую очередь от балетмейстера.
Хореографический номер не знает пределов отработки.Чем больше существует номер на сцене,тем он профессиональней,тем выше качество исполнения.Иногда мы у нас в Кузбассе,видим обратное явление.В народных ансамблях танца хореографические номера живут на сцене 5-6 лет и более и за это время происходит деградация номеров.