Развитие искусства и его взаимодействие с культурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности: сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.
Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................2

ГЛАВА 1. Искусство как важнейшая часть культуры……………….4
1.1. Истоки происхождения искусства.......................................................4
1.2.Основные черты и классификация искусств………………………...9

ГЛАВА 2.Развитие искусства и его взаимодействие с культурой….16
2.1 Развитие современного искусства…………………………………...16
2.2. Взаимодействие искусства и культуры..............................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................30

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство как феномен культуры.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Основными формами эстетического отношения к действительности, обобщёнными характеристиками её эстетических свойств являются категории эстетики. Выделяют шесть основных: прекрасное - безобразное, возвышенное- низменное, трагическое- комическое[14,c.43]

Основные черты искусства. Искусство является особым видом деятельности, продукты которой обладают художественной ценностью.

К существенным чертам искусства как области культуры можно отнести:

  1. искусство представляет собой мир чувств, форму чувственного восприятия и субъективного воспроизведения действительности;
  2. важнейшей особенностью искусства является образность. Художественный образ - это способ связи действительности и мира искусства.

                    3) произведения искусства представляют собой синтез образно- тематического содержания и формы. К внешней форме художественного образа относят чувственно воспринимаемую сторону (цвет, свет, тембр), к внутренней - композиционные приёмы, способ организации содержания произведения;

      4) в искусстве важен игровой, условный момент, оно представляет собой « целесообразность без цели»;

      5) искусство - форма деятельности, в которой существенная роль принадлежит зрителю, субъекту художественного восприятия. Возможности понимания, интерпретации великих произведений являются неисчерпаемыми. Условием жизненности художественного произведения является его многозначность. Неразгадонность, метаморфоза художественного текста позволяет каждой эпохе вносить в произведение новый смысл;

    6) настоящее искусство  отражает сущность человеческого мира, его всеобщую основу, в которой преодолеваются границы между низменным и возвышенным, тривиальным и прекрасным, между человеческим и божественным.

    7) искусство добывает  истину путём сгущения, уплотнения реальности в пространственной  и временной композиции произведения.

      8) мастера искусства  создают вторую, художественную реальность, стремятся к духовному удвоению себя средствами искусства, творческое признание становиться для них формой культурного бессмертия;

    9) искусство обладает  суггестивной, внушающей способность. В основе искусства лежит механизм эвокации, использование определённых приёмов и средств, позволяющим заражать определённым переживанием[14,с.45]

        Функции искусства. Искусство как основа  художественной культуры выполняет ряд важных социальных функций:

        1) эстетическая функция заключается в способности искусства создавать эстетические вкусы и потребности и тем самым ценностно ориентировать в мире;

       2) в преобразующей функции искусство творит особую художественную реальность и тем самым даёт основу для преображения окружающего мира в соответствии с эстетическими идеалами;

      3) познавательная функция позволяет художественными средствами проникать в те стороны жизни, которые не доступны для рационального, научного понимания;

           4) в компенсаторной функции художественное произведение утешает, снимает внутреннее напряжение;

             5) коммуникативная функция позволяет людям обмениваться ценностями и приобщаться к разнообразному социокультурному опыту;

        6) в информационной функции искусство обеспечивает возможность взаимопонимания представителей различных культур, поскольку язык произведений искусства легче воспринимается, предстаёт как более образный в сравнении с обычным языком;

         7) в воспитательной функции искусство воздействует на ум и сердце, формирует тонкие измерения личности, расширяет границы жизненного опыта человека;

       8) прогностическая функция обеспечивает предвосхищение тенденций общественного развития;

       9) суггестивная (внушающая) функция формирует определённый строй мыслей и чувств многопланово воздействует на человека;

      10) в гедонистической функции художественное творчество доставляет людям эмоциональное и интеллектуальное наслаждение, радость.[14,с.46]

Классификация искусств. Искусство как важнейшая часть культуры проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, сложность которых увеличивается в процессе культурного развития.

Существуют различные системы классификации культур. 
Выделяются семейства искусств, виды и разновидности, роды и жанры искусства. Различают семейства словесных, музыкальных, изобразительных, зрелищных, технических искусств. Внутри семейств выделяют отдельные виды. Так, в семействе изобразительных искусств выделяются такие виды, как живопись, графика, скульптура. Вид искусства характеризуется формой эстетико - художественно освоения мира, особенностями художественной образности способом воплощения художественного содержания. Существуют разнообразные классификации  видов искусства. Например, по способу восприятия могут выделяться аудиальные (музыка), визуальные (живопись), аудиально - визуальные (театр) виды искусства. По способу  раскрытия художественного образа выделяются пространственные (архитектура, изобразительное искусство), временные (музыка), пространственно-  временные (театр) виды искусства. В зависимости от особенностей художественной формы искусства подразделяются на выразительные, изобразительные и смешанные. К синтетическим видам искусства относятся театр, балет, эстрадное искусство[14,с.47].  
     Разновидности искусства выделяются в рамках видов. Разновидностью графики являются рисунок и гравюра. Разновидности рисунка определяются материалом: тушь, уголь,  сангина. 
      Литература. Литература является искусством слова, все проявления человеческого опыта и мышления могут найти выражение в слове. Поэтому в литературном творчестве раскрываются широкие возможности передачи нюансов человеческого бытия[ 14,с.48 ].

К основным родам литературы относятся: эпос, его основные жанры: эпопея, роман, повесть, басня, наиболее значительным является роман; лирика, основные жанры гимны, оды, сонеты, кантаты, элегии, баллады; драма, её принято считать высшим родом поэзии, поскольку эпическое и лирическое в ней соединяются. Основными видами драмы являются трагедия и комедия.

        Изобразительное искусство. Изобразительное искусство передаёт осязаемое, пространственное изображение действительности. К его видам относятся живопись, графика, скульптура. По функциональному назначению  живопись, скульптура и графика делятся на станковую и монументальную. Станковые произведения не связаны с архитектурными и прикладными задачами. Монументальными называются произведения большого масштаба, связанные с окружающей средой и архитектурными проектами. К монументальной живописи относятся росписи, фрески, панно, мозаика.[14,с.49].

В станковой живописи и графике существует исторический, бытовой жанр, натюрморт и др. к видам скульптуры относятся статуя, бюст, портрет.

К средствам выразительности относятся композиция, рисунок, ритм, перспектива, передающая изображения предметов в соответствии с их восприятием[14,с.49]. 
         Живопись. Живопись - это вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления передаются на плоскости посредством цвета и рисунка. Цвет является главным средством живописного языка. Цвета разделяются на локальные и тональные

Графика. Графика - вид изобразительного искусства, имеющий разнообразные формы, такие как книжные иллюстрации, этикетки, рисунки и гравюры, плакаты и почтовые марки, торговая реклама. Письмо осуществляется с помощью пера или кисти, создающих на листе одноцветную линию. Постепенно понятие графики расширялось, в него включались различные виды гравюры, литографии, рисунки чёрными и цветными карандашами[ 14,с.50 ].

Скульптура. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объём, силуэт, пропорции, светотень. Скульптурное произведение правдиво передаёт облик, фигуру, характер, переживания, настроения человека. Существуют два основных вида скульптуры: круглая, обозреваемая со всех сторон, и рельеф – объёмное изображение на плоскости. Рельеф подразделяется на горельеф ( изображение выдвинуто над плоскостью больше чем на половину объёма), и барельеф (изображение выдвинуто  меньше  чем  на  половину  объёма)[14,с.50]. 
       Архитектура. Принадлежит к числу прикладных  видов искусств и связана  со  строительством . Её практическое назначение состоит в организации жизненной среды человека на основе определённых эстетических закономерностей. К основным стилям можно отнести античный, романский, ренессансный, барочный, ампир, модерн, и др. в развитии архитектурных форм выделяются этап архаики, на котором архитектурная форма отставала в своё развитии от конструкции, классики, обеспечивающей их гармоничное соединение, и модерн на котором развитие формы  опережает  конструктивные  начала.  
         Декоративно – прикладное искусство. Декоративно – прикладное искусство призвано создавать прекрасные предметы, привносящие красоту в повседневную жизнь человека. Предметы из глины, ткани, стекла, металла, дерева обладают художественными свойствами, украшают облик, жилище, окружающую среду[14,с.51].

Музыка. Это вид искусства, создающий мир интонационно – звуковых художественных образов. Музыка оказывает на человека эмоционально- духовное, психологическое и физиологическое воздействие. Многие народы использовали музыку как средство врачевания телесных и психических недугов.

Мелодия – главное средство музыкальной выразительности, создающее эстетический образ. Лад, регистр, динамика, тембр являются важными средствами музыкальной выразительности. Гармония позволяет достигнуть созвучия, благозвучия. Основными видами музыки являются классическая, эстрадная, авторская, фольклорная и роковая. К основным музыкальным жанрам относятся вокальные, инструментальные, симфонические, оперные, камерные[14,с.52]. 
    Театр. Эстетические особенности театрального искусства заключаются во взаимодействии драматурга, режиссёра, актёров и зрителей, В театральном произведении соединяется искусство литературы, живописи, музыки, хореографии. Драматургия лежит в основе искусства театра. Литературно – драматургическое произведение имеет самостоятельную художественную ценность [14,с.53].

        Хореография. Представляет собой синтетический вид искусства, соединяющий музыку и танец, создающий оригинальную образность, художественный язык и систему выразительных средств. 
        Балет является разновидностью хореографического искусства, соединяющей музыку, хореографию, литературный сценарий, разнообразные выразительные средства. Пластика балета строиться на трёх хореографических видах танца: пантомиме, действенном танце и дивертисменте. Позы исполнителей пантомимы условны и символичны, её художественные средства приближаются к актёрской игре. Действенный танец раскрывает сюжет, раскрывает черты героев. Дивертисменты представляют собой большие праздничные вставные номера, обычно исполняемые в финале спектакля. Главным выразительным средством балета служит  классический  танец[14,с.54]. 
       Кино – синтетический вид искусства, объединяющий художественные возможности литературы, живописи, музыки и театра. Основным художественным приёмом кинематографа является монтаж, с помощью которого создаётся целостное художественное полотно.

        Телевидение. В телевидении соединены богатые информационные художественные возможности. Используются такие выразительные средства как крупный план, монтаж, композиция. Телевидение не просто информирует о событиях реальной жизни. Используя свой арсенал художественных средств, оно раскрывает эстетическую сущность явлений, возвышает мир повседневной жизни до художественной значимости[14,с.55].

 

 

          ГЛАВА 2. Развитие искусства и его взаимодействие с культурой

          2.1.Развитие современного  искусства 
       
          В ХХ веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыки, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия [4,c.56].

Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог ХХ века Х. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур[4,c.56]. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя - знатных и плебеев - существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. “Новое искусство, - считает Ортега-и-Гассет, - разделяет публику на два класса - тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются”[11,c.80]. Другой современный мыслитель Г.Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, “безвкусицы в искусстве”, относящейся к самым нижним пластам массовой культуры: “Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал. ... Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство” ”[11,c.85]. В словарь: Этимология слова “кич” восходит к английскому “for the kitchen” - для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала ХХ века “Kitch” - халтура. Законы “кичевого” искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания [8,c.52]. Голландский культуролог Й. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.

Информация о работе Развитие искусства и его взаимодействие с культурой