Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 22:42, курсовая работа
Актуальность темы: В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности: сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.
Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................2
ГЛАВА 1. Искусство как важнейшая часть культуры……………….4
1.1. Истоки происхождения искусства.......................................................4
1.2.Основные черты и классификация искусств………………………...9
ГЛАВА 2.Развитие искусства и его взаимодействие с культурой….16
2.1 Развитие современного искусства…………………………………...16
2.2. Взаимодействие искусства и культуры..............................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................30
Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект[8,c.52].
Искусство ХХ в. формалистично или
документально. Оно трагично, потому что
трагичен век. Настоящий художник не может
не чувствовать отчаяния, связанного с
тем, что его значение ничтожно в век идеологий
и научного прогресса, и это отчаяние переносит
в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность
кажется ложной перед лицом духовного
бессилия человека[3с.61].
В идеологизированный век с
искусством борется и часто его побеждает
идеологизированное массовое псевдоискусство-
оружие борьбы идеологии с подлинным искусством.
Пропагандируемое СМИ оно формирует ложное,
идеологизированное представление о мире.
В период кризиса
возникает теория возврата искусства
к мифотворчеству- тоска по «золотому»
веку искусства. Это вызвано и тем, что
первобытное искусство выполняло важную
магическую функцию, которую утеряло.
В начале ХХ в. Вячеслав Иванов выдвинул
идею, что искусство – это мифотворчество,
и даже попытался её реализовать[3,62].
Художники вновь начинают осознавать мифологичность искусства. Современный миф – феномен культурного синтеза. Через миф идёт связь искусства с другими отраслями культуры. Есть произведения в которых миф - подспорье. Таковы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Здесь миф используется для реализации психологически - индивидуалистической идеи.
Настоящий художник не бесстрастно копирует
действительность, создавая бледное подобие
жизни. Он ищет и накапливает материал,
стремясь к победе, заключающийся в шлифовании
художественного мира. Художник вкладывает
в произведение своё знание мира, свои
дух и душу, но погружаясь в стихию творчества,
остаётся земным человеком[3,62].
2.2. Взаимодействие искусства и культуры
Существование искусства основано на
парадоксе, который заложен в самой его
природе. С одной стороны, художник творит,
желая выразить своё индивидуальное видение
мира и своё отношение к тому, что он в
мире видит. Он следовательно, независим
в своём творчестве, ему не надо подчинять
свои мысли и чувства мнениям других людей.
Но, с другой стороны, он творит, желая,
чтобы его труд стал известен другим и
привлёк их к себе внимание. Поэтому он
зависим от потребителей продуктов
своего творчества: если его труд никому
никогда не будет интересен, то, значит,
творчество его никакой ценности не имеет
и все его усилия потрачены зря.
Художника поймут, если то, что пишет
он для своей души, волнует души других
людей. Силой своего художественного дара
он должен уловить типичные особенности
их культурного мира, « заострить типичное»
и выразить его на языке художественных
образов. А читатель, слушатель должен
проявить активность, сделать усилия чтобы
воспринять образы, создаваемые художником[7,с.442].
Художник в своём творчестве отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Он выразитель культурных парадигм – когнитивных, ценностных, регулятивных. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры, в котором мы живём. А искусство в целом- панорама всего многообразия этого мира. Искусство есть «самосознание культуры»[6.c.245].Культура отражается в искусстве, как в зеркале.
Поскольку искусство в художественных образах отражает облик национальной культуры, постольку знакомство с национальным искусством- лучшее средство познать культуру народа. Такое знакомство даёт возможность не только наблюдать другую культуру «со стороны», но и узнать, как она представляется людям «изнутри неё», что она о себе «думает». Через обмен художественными ценностями различные национальные культуры получают возможность усвоить опыт друг друга[7,с.442].
Искусство благодаря своей эмоциональной функции выявляет содержащиеся в культуре установки, без него остававшиеся бы неосознанными для носителей этой культуры. Искусство обнажает и делает доступными для понимания и содержащиеся в культуре скрытые элементы, процессы, тенденции. Не случайно обличение социальных пороков и противоречий чаще всего начинается именно в области искусства.
Решая задачи самосознания культуры,
искусство является не просто пассивно
и равнодушно отражающим её «зеркалом».
Оно принимает формы, соответствующие
особенностям данной культуры и позволяющие
наиболее адекватно отразить её[7,с.442].
Параллельно с
мифом и религией в истории культуры существовало
и действовало искусство. Искусство есть
выражение потребности человека в образно-символическом
выражении и переживании значимых моментов
своей жизни. Искусство создает для человека
"вторую реальность" - мир жизненных
переживаний, выраженных специальными
образно-символическими средствами. Приобщение
к этому миру, самовыражение и самопознание
в нем составляют одну из важнейших потребностей
человеческой души.
Искусство продуцирует
свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения
действительности. Задача искусства сводится
к познанию эстетического, к художественной
интерпретации автором явлений окружающего
мира. В художественном мышлении познавательная
и оценочная деятельность не разделены
и используются в единстве. Работает такое
мышление с помощью системы образных средств
и создает производную (вторичную) реальность
- эстетические оценки. Искусство обогащает
культуру духовными ценностями через
художественное производство, через создание
субъективных представлений о мире, через
систему образов, символизирующих смыслы
и идеалы определенного времени, определенной
эпохи[13c.78].
Роль искусства в развитии
культуры противоречива. Оно конструктивно
и деструктивно, оно может воспитывать
в духе возвышенных идеалов и наоборот.
В целом же искусство, благодаря субъективации,
способно поддерживать открытость системы
ценностей, открытость поиска и выбора
ориентации в культуре, что в конечном
счете воспитывает духовную независимость
человека, свободу духа. Для культуры это
важный потенциал и фактор ее развития[13c.79].
В настоящее время можно выявить взаимодействие искусства и с другими элементами культуры:
Искусство и политика
Проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И, в-третьих, - отношение творцов искусства к политическим событиям в стране[10,c.47].
Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.
Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.
Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода VIII - VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности: оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено.
Отечественный философ А.Ф. Лосев отмечал, что символ - это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой - образ, несущий определенный смысл, содержание[11,c.98]. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон - воплощение Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствует 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове - ушниша - символ его мудрости, положение руки на уровне груди - символ бесстрашия и т.д. [11,c.98].
В мусульманской архитектуре купол мечети - символ божественной красоты, башня минарета - символ божественного величия, письменность на стенах мечети - символ божественного имени Аллаха.
В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля - Ноев Ковчег, который “ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном”; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что “церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире”.[9,c.84]
Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону “умозрением в красках”, утверждал, что за “несравненным языком“ религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли “прочитать” икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Так восточные мудрецы - волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни - все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа - символ печали [2,c.64].
И религия и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы.
Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства.
В ХХ веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин “techne” означал и “науку”, и “ремесло”, и “искусство”[6,c.68]. Аристотель, противопоставляя науку, искусство с одной стороны и ремесло с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: “Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы”[12,c.104]. В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку. [12,c.104].
ХХ век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются “языковые”, выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, голография (Пражский театр “Латерна Магика”). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения - электронный. “Интонационный словарь эпохи” (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.
Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение “электронной музыки” было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна. [11,c.80].
Еще один “синтетический” вид творчества - мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы “Филиппс”[11,c.80]. Данная композиция получила название “Электронная поэма”: три искусства - архитектура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) - оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мультимедиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в “исполнении” используются различные средства - звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.
Информация о работе Развитие искусства и его взаимодействие с культурой