Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.
Задачи исследования:
Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.
Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4
Определение основных теоретических понятий………..………....4
Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по
детской литературе…………………………………………...……17
Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
Потребители рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей…………………………………………32
Потребители библиографической информации для
детей: теоретический аспект………………………………………32
Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

рекомендательная библиография.docx

— 282.10 Кб (Скачать файл)

· Пособия в помощь всестороннему развитию личности - отражают особо ценную детскую литературу по всем отраслям знаний, ориентированную на определенную возрастную группу;

· Пособия в помощь развитию познавательных интересов и изучению школьной программы составляются для того, чтобы привлечь внимание школьников к самостоятельному изучению школьных предметов, вызвать интерес к науке, расширить и углубить знания по различным учебным дисциплинам;

· Пособия в помощь нравственному и эстетическому развитию детей позволяют обратить внимание детей на темы нравственности и морали, оценить поступки героев книг. Лучшие книги могут способствовать формированию характера школьника. Пособия, отражающие документы по искусству помогают школьникам понять мир прекрасного, обогатить духовный мир ребенка, пробудить интерес к литературе по искусству;

· Краеведческие пособия для детей составляются областными детскими библиотеками. Они играют воспитательную роль, позволяют формировать у ребенка чувство гордости за свой край, национального достоинства, любви к краю и т.п.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие системы рекомендательных библиографических пособий для детей - за счет расширения жанрового разнообразия пособий. Появился ряд публикаций практических библиографов, которые раскрывают методические аспекты составления рекомендательных библиографических пособий. О.Л. Арзамасцева в статье «Среди кубиков и матрешек» [1], И.В. Баркова в статье «Мы талантливы!» [6], Я. Бондаренко и Т. Сафронова в статье «Кто сказал, что библиография - это скучно? Электронная рекомендательная библиография для детей» [8], Н.Л. Голубева в статье «Средство организации семейного чтения» [14], Е.Г. Духанова в статье «Палитра профессионального мастерства» [20] и многие другие рассказывают о методах и способах составления таких уникальных жанров рекомендательных библиографических указателей, как кубики, дайджесты, игрушки, игры, эссе и т.п. Большое внимание библиографы практики уделяют составлению библиографических пособий малых форм.       В ходе составления рекомендательных пособий новых жанров совершенствуется методика рекомендательного библиографирования, идет уточнение принципов, целей, задач рекомендательно-библиографической деятельности. Однако теоретическое осмысление и уточнение вопросов классификации рекомендательных библиографических пособий для детей несколько отстает от практической деятельности детских библиотек. Можно сказать, что решение этой проблемы - дело будущего.

    1. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе

В 2005 г. на форуме сайта для детских и юношеских библиотек «Библиогид» (http: //bibliogid.ru) проходила бурная дискуссия, не получившая, к сожалению, логического завершения, но выявившая, по меньшей мере, две полярные точки зрения на то, какой должна быть современная рекомендательная библиография детской литературы и кому она нужнее всего.          Первая: такая информация необходима лишь взрослым, в первую очередь родителям, и популярность «Библиогида», высокая ежедневная посещаемость этого сайта уже в течение почти семи лет -- лучшее тому подтверждение.           Вторая: рекомендательно-библиографическая информация должна создаваться в соответствии с традицией и для родителей, и для учителей, и отдельно для детей. Причем желателен обращенный к детям российский рекомендательно-библиографический портал -- красивый, анимационный, интерактивный, с информацией о лучших книгах, которые советуют читать друг другу сами дети, а также советуют читать детям писатели, родители, учителя, библиотекари. Однако эта информация не должна быть аналогом печатных изданий, их копией и оцифрована в виде текста, затем представленного в Интернете. Важно, чтобы это была новая рекомендательная библиография, создаваемая с использованием мультимедийных технологий, с учетом возрастных особенностей юных читателей, нацеленная на эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие ребенка, его воспитание как Читателя с большой буквы, способного к восприятию и творческой интерпретации прочитанных литературных произведений.           Думается, что мультимедийный рекомендательно-библиографический портал для детей может стать реальностью. Но необходимо, безусловно, объединение усилий специалистов из разных библиотек под руководством инициативной группы из Российской государственной детской библиотеки.     Изучая рекомендательно-библиографическую информацию в Интернете, можно убедиться, что рекомендации по чтению, как правило являются личностными, потому что, невозможно что-то посоветовать, прочитать, если сам еще не читал, если произведение не оставило в твоей душе никакого смысла; не заставило поволноваться, задуматься, не понравилось. Поэтому в отличие от традиционной библиографии все чаще в Интернете встречается «незасекреченность» того человека, который советует что-то прочитать. Мы видим библиотекарей/библиографов на фотографиях, читаем их фамилии под аннотациями или в конце рекомендательных списков. Сами списки сопровождаются цветными иллюстрациями, обязательно предоставляется возможность рассмотреть обложку книги.      На некоторых сайтах иногда рядом с аннотацией или после нее помещается рисунок-символ в виде раскрытой книги, кликнув по которому, ребенок может прочитать начало произведения. Если оно его заинтересует, то он непременно придет в библиотеку, на абонемент или в читальный зал, чтобы прочитать данное произведение полностью. Такой прием применялся на сайте Нижегородской государственной областной детской библиотеки в разделе «Я читаю - я расту», предназначенном малышам, и если от него отказались, то это плохо (http://www.ngodb.sandy.ru/).     Нельзя не отметить, что многие библиотеки первостепенное внимание направляют на знакомство детей с новинками научно-познавательной литературы. Среди них Ставропольская краевая имени А.Е. Екимцева (http://www.childlib.stavedu.ru и многие-многие другие.    Пропагандируя научно-познавательную детскую литературу на собственных сайтах, библиографы делают это вдумчиво, талантливо, с должным профессионализмом. Об этом можно судить по темам рекомендательных списков, по включенным в них книгам, по аннотациям. Аннотируя научно-познавательную литературу, библиотекари, прежде всего, стараются побуждать ребенка думать над поставленными вопросами и делают это в открытой форме («Какое животное самое маленькое?», «Водятся ли гиганты в глубине моря?», «Можно ли найти в ближайшей луже современника динозавров?»); в скрытой форме («Если земля не шар, то тогда что она собой представляет?»). Или приводят интересные факты («Знаете ли вы, что в мире известно 140 тысяч различных видов бабочек?»), раскрывают разные точки зрения ученых-исследователей на решение одной и той же проблемы (например, такой подход использован на Региональном сайте библиотек Ленинградской области -http://www.deti.spb.ru/).    Такие проблемные ситуации в рекомендательной характеристике книг создают у читателя ощущение незнания и позволяют аннотатору достичь нужного эффекта -- не только заинтересовать книгами, но и пробудить потребность в их прочтении. Аннотации формируют установку и пробуждают стимул к внимательному прочтению текста, чтобы школьник мог получать удовольствие в процессе чтения и находить ответы на заинтересовавшие вопросы. Такие аннотации учат читателя сравнивать разные явления, анализировать мнения, вызывают интерес к современным научным знаниям, находить и выделять главную мысль, научную информацию, стимулируют развитие интеллекта, обогащают эрудицию. Они приводят к разрешению проблемной ситуации непосредственно в процессе чтения.            Еще несколько ярких тенденций - это усиленное внимание к писателям, произведения которых имеют самый высокий рейтинг в библиотеке, в том числе в детской читательской аудитории, к книгам, отмеченным литературными премиями, к произведениям писателя, имя которого присвоено библиотеке. Нельзя также не заметить, что многие библиотеки, наряду с книгами, активно продвигают в интернет-аудиторию детские периодические издания, игровые программы на СВ и ВУВ, обучающие малышей грамоте, репетиторы для подростков в помощь изучению литературы в школе и подготовке к экзаменам. Есть библиотеки, которые от тематических и иных по содержанию рекомендательных списков помогают сделать шаг к электронному каталогу и быстро установить, есть ли издание в фонде библиотеки. (наиболее полно это сделано на упоминавшемся уже Региональном сайте детских библиотек Ленинградской области).  Конечно, не все задачи решаются одинаково успешно. Самая сложная проблема, которая мешает детям полюбить какой-то Сайт («потому что, там занимательно рассказывается об интересных книгах и писателях»), -- это неудобство навигации, долгая по времени загрузка картинок с подложками книг и прочими материалами.         Кроме того, отсутствие красочных заголовков, несвоевременность и неритмичность пополнения сайта новыми сообщениями, отсутствие возможностей детей, еще не научившихся читать или читающих плохо, услышать рассказ о книгах в живом исполнении, и что немаловажно, с элементами театрализации, или услышать чтение вслух короткой сказки или стихотворения.            Чаще всего рекомендуются книги, а как считает М.И. Давыдова, доктор педагогических наук, необходимо рекомендовать, прежде всего, произведения писателей, привлекать внимание к выдающимся литературным явлениям [16].           Конечно, этот совет имеет первостепенное отношение к литературной библиографии для читателей старше-школьного возраста. Но и литературно-эстетическое развитие детей младшего и средне- школьного возраста, формирование их умение относиться к литературе как к искусству слова для рекомендательной библиографии является тоже важной задачей.   Обращает на себя внимание малое количество на сайтах даже областных детских библиотек литературных викторин и других художественных творческих и интеллектуальных заданий, стимулирующих обращение к библиотечным книгам углубляющих восприятие прочитанных произведений литературы.           Ряд списков для детей не имеют аннотаций или имеют аннотации справочке характера, зачастую они незанимательные, не всегда однотипные; к одним книгам даются рекомендательные, а к другим, в этом же списке, справочные.           Проявляет себя неосведомленность многих родителей, учителей, писателей и юных читателей о том, что в библиотеке есть сайт.     Пока не встретились в электронном и печатном виде красочные рекламные материалы, посвященные как сайтам детских, детско-юношеских и школьных библиотек, так и заслуживающим внимание электронным полнотекстовым библиотекам у детей: универсальным, тематическим, жанровым персональным.        Приходилось сталкиваться и с такой проблемой, как невозможность скачать свой компьютер рекомендательные списки литературы для детей или сразу передать их на принтер. Если это не секретные материалы, то не понятно, почему родителям или детям не предоставляется такая возможность? Казалось наоборот, библиотека всегда должна быть заинтересована в том, чтобы ребенок записал на жесткий диск, дискету или компакт-диск рекомендованные ему книги. И чтобы список был при нем, он приходит в библиотеку, и ему было комфортно выбирать книги, мог показать список друзьям и таким образом помогать им в поиске интересных книг. Увы, придумываются какие-то хитрости по защите сайта и представленной на нем любой информации. И становится ясно, что в педагогическом отношении что-то недоработали, с информационно-правовой точки зрения допустили применительно к детям явный перегиб.      В 2006 г. многие библиотеки приступили в первую очередь к переоформлению своих маломощных по «памяти» и неудачно структурированных сайтов. Это весьма важный и показательный факт. Но деструктурируя сайт, разрабатывая его новый дизайн, каждый библиотечный коллектив первоначально должен серьезно поразмышлять том, для кого он предназначен. Самоочевидно, что сайт детской библиотеки должен быть обращен к детям дошкольного и школьного возраста только потому, что ко всем остальным возрастным категориям читателей такого типа библиотек.    Следовательно, необходимо, чтобы возобладали принципы дидактические и психолого-педагогические: дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к его оформлению и наполнению, принцип наглядности, доступности, последовательности, системности, связи с жизнью, включая и советы по выбору книг.       На сайте должно быть больше изобразительных элементов и «детскости», что легко достигается с помощью игровых приемов и методов педагогической работы, главная цель которой - не просто приобщение к книге и библиотеке, а буквально приручение к ним удаленного пользователя, особенно, если он был не приучен с малых лет к чтению.    В завершение далеко неполного анализа рекомендательной библиографии детской литературы в Интернете считаем возможным констатировать:

· сегодня рекомендательная библиография стала более видимой и доступной миллионам читателей;

· развитие рекомендательной библиографии в электронной форме - это отражение профессионального мастерства и творчества библиотекарей/библиографов библиотек для детей, которые первыми приступили к информатизации своей деятельности; в решении сложной задачи социализации ребенка, воспитания читательской культуры с юных лет ее роль и место в жизни растущего человека -- удаленного пользователя трудно переоценить;

· эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать;

· будущее электронной рекомендательной библиографии детской литературы в глобальном пространстве зависит от умелого применения мультимедиа-компонентов (звучащее слово библиотекаря или артиста-чтеца, музыкальные заставки, бегущая строка текста, всевозможные цветовые подсветки книг и «открывающихся» в них страниц, «живые литературные герои», вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений и т. п.).

Рекомендательная библиография детской литературы на сайтах библиотек должна быть разнообразной, занимательной, а самое главное - интересной, причем не только детям, но и взрослым.

 

    1. Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии.

     

Одной из важных задач детской библиотеки является создание информационной среды, обеспечение открытого и оперативного доступа читателя ко всему многообразию источников информации, организация свободного библиографического общения.    Информационная среда - это не только фонды библиотеки, это - еще окружающее маленького читателя определенным образом организованное пространство детской библиотеки, чьи компоненты соответствуют особенностям читательского развития ребенка. Среди них: система информационных выставок, библиографическое ориентирование, библиографические пособия, система каталогов и картотек, стендовая информация; в будущем - компьютерные игры, раскрывающие книжный фонд библиотеки. Каждый из компонентов информационной среды - это очередной способ, с помощью которого воспитывается информационная культура читателя. Многие детские библиотеки пытаются отойти от традиционных форм, раскрывающих книжные фонды, создают иную информационную среду.          Говоря об организации информационной среды, нельзя не согласиться с мнением Бубекиной Натальи Владимировны, заведующей методическим отделом РГДБ: "Главный принцип организации любой информационной среды - уважение к личности читателя, его характеру, его праву идти на контакт с библиотекарем только добровольно, а не по необходимости. Зачастую, в силу разных причин, в том числе и особенностей темперамента, настроения, читатель не хочет общаться с библиотекарем. И это его право. Следовательно, всё должно быть организовано так, чтобы любой ребенок мог самостоятельно разобраться, где и как найти интересующую его информацию (это касается даже маленьких детей), т.е. библиотека (в том числе и справочный аппарат) должна быть "видимой" для читателя... Однако не стоит забывать, что библиотекарь всегда должен быть готов прийти на помощь читателю, угадать его желание общаться".     Галина Семеновна Ганзикова подчеркивает, что вводить ребенка в мир библиографической информации надо постепенно (через сенсорное восприятие, развитие интуиции, образного мышления).  Обращаясь к теме рекомендательной библиографии для детей в своих публикациях, она сетует, что не так много людей озабочены рекомендательным библиографированием детской литературы. Но сама тема от этого не становиться менее актуальнее. Пособия, имеющиеся в фондах детских и школьных библиотек, морально устарели. Новых же поступлений практически нет. Подготовка и издание пособий областными, республиканскими, краевыми детскими библиотеками тормозится экономическими трудностями. Сегодня рекомендательная библиография, как и библиография вообще, продолжает оставаться в положении Золушки.          Конечно, важно обсуждать и проблему формирования системы пособий, и их содержание, круги чтения детей разного возраста, но не менее значительна жанровая специфика и та форма, в которую она облечена. Так вырисовывается одна из главных проблем современной рекомендательной библиографии для детей – привлекательность формы, внешний вид бумажного пособия и внутренняя организация материала, чтобы от удивления не у библиотекарей раскрылись глаза широко-широко, а у ребенка, чтобы испытывал он блаженство, удовольствие, чувство радости, увидев что-то яркое и необычное. Привлечем внимание к пособию – решим задачу-минимум. А надо максимум - помогать не только выбирать книги, но и читать их внимательно, с пользой для личностного развития. Может быть, стоит наполнять пособие «вставками»? Например, стихами, отрывками из произведений, в том числе с пропущенными строчками, словами, которые нужно найти в тексте и вставить, пословицами и поговорками, всевозможными другими литературными ребусами и заданиями развивающего характера? Спросите, зачем? Чтобы стимулировать познавательную активность…(можно через игру)… Чтобы мог ребенок читать, размышлять, творить.… Чтобы ребенку всё было интересно, и главное, было ему по силам с учетом возраста.      Важен положительный знак в эмоциональном состоянии ребенка, когда ему рассказывают и показывают, как легко самому научиться выбирать книги в библиотеке. Значение игры в детской жизни трудно преувеличить. Игровой метод воспитания и обучения взят на вооружение в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования и, естественно, библиотеках. Неплохие результаты дает он и в рекомендательной библиографировании литературы. Поэтому специалистами    библиотек с пониманием воспринято теоретическое обоснование важности введения творчески-игрового компонента в библиографические пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игрушки и игры не заменяют окружающий мир, а приближают его, делают более понятным, помогают в нем освоиться.       Игрушки и игры многофункциональны. Библиоигрушки — не исключение. Наблюдения показывают, что дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко вспоминают известные им сказки, рассказы, пересказывают их, а это развивает речь, дети проявляют желание что-то перечитать, нередко импровизируют, придумывая продолжения полюбившихся историй об известных литературных персонажах. Библиоигрушки стимулируют развитие фантазии, воображения, мышления, побуждают к творческой активности. Нельзя забывать и о важности работы мелкой моторики пальцев рук, влияющей на умственные способности, так как ребенку приходится брать в руки не очень большие предметы (сделанные из пластилина, глины, вырезанные из картона, бумаги) и что-то переставлять, переодевать кукол, нанизывать, раскрашивать, лепить и т. п..  Эмоционально-духовная активность ребенка, его непроизвольное внимание на яркую необычную библиоигрушку также имеют немалое значение для гармоничного развития каждого маленького читателя и продуктивности восприятия новой информации.        Придумать свою библиоигрушку способен каждый, работающий с детьми. Библиоигрушки по совокупности общих и отличительных черт можно Г. С. делит на две группы: предметные (кубики, куклы, мячики, машинки, трансформеры и т. д.) и имеющие форму книжек-игрушек (фигур, раскладушек, панорам, затей и др.). Нестандартными, педагогически действенными получаются библиоигрушки, сочетающие в себе признаки различных книжек-игрушек и игрушек предметных. Основа — книга-фигура, внутри — элементы книги-затеи (музыкальной, логической или математической). К этому могут быть добавлены поднимающиеся, как в книге-панораме, красочные рисунки, или "спрятанные" в кармашки, в окошки нарисованных домиков фигурки литературных персонажей, вместе с которыми небезынтересно создать свой "театр на столе".      Дети любят что-то покрутить, повертеть, разобрать и собрать, и надо предусмотреть в конструкции пособия движущие элементы (круг со стрелкой или солнышко с лучиками, сделать прорези, чтобы можно было изобразить, как катится машина или едет в карете Кот в сапогах). К пособию желательно приложить различные предметы (может быть, библиоигрушка со спрятанной в нее настоящей игрушкой или деталями для конструирования). К тому же все это поддерживает и развивает исследовательский навык ребенка.  Ребенок нередко наделяет волшебными свойствами самые обычные предметы (палочка превращается в коня, опрокинутый табурет в машину, веревочка в речку), он любит, когда с ним играют в слова и словом, он превращает все свое игрушечное хозяйство в маленькую школу, где куклы, мишки, зайки — ученики, а он — учитель. Конечно же, все это тоже надо учитывать в разработке пособий.       Несомненно, библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность в информационную среду библиотеки, помогают усилить ее наглядность, делают дружественной ребенку. Но тиражирование игрушек по образцам, предложенных практиками, должны иметь свои ограничения, некоторый предел. Лучше узнать, что сделали другие, и придумать свою игрушку, цель которой — рекомендация книг. Это может быть одна книга, две, пять—семь, но никак не больше. Надо помнить, что создаем игрушку для маленьких.             Расположить информацию о книгах нужно так, чтобы она выделялась на фоне рисунков. Значит, шрифт должен быть крупным, все буквы ровные, четкие, легко узнаваемые. Имеет значение тематическая связь между текстом небольшой аннотации (одно-два предложения) и рисунками, цветовая символика. В пять-семь лет ребенок уже разбирается в оттенках цветов, но цветовая гамма не должна быть пестрой. И очень важно, чтобы игрушка выполняла главную свою функцию: действительно была дидактической (обучающей самостоятельному поиску и выбору книг) и развивающей ребенка творчески, чтобы она смогла вовлечь ребенка в игру, и через игру, незаметно для него, привлекла бы внимание к рекомендуемым книгам.  Творческие задания как неотъемлемый элемент таких вспомогательных пособий в обучении информационному поиску должны иметь отношение к тематике представленной литературы и обязательно предусматривать не только полную самостоятельность детей в их выполнении, но и свободное проявление фантазии малышей. Можно предложить детям соединить детали костюмов персонажей, придумать героя своей книги (например, о солнце и звездах) и для него необычный костюм. С удовольствием дети рисуют, "сочиняют музыку", сказки, загадки. Дети, умеющие читать и писать, пусть еще печатными буквами, могут написать на листочках название понравившейся книги, имя самого любимого героя и несколько добрых слов о нем (Незнайка — фантазер, Дюймовочка — красивая, нежная). Если помогут родители, то можно прислать письмо герою. И все эти работы надо мудро и умело расположить рядом с библиоигрушками. Они станут еще одной запоминающейся рекомендацией прочитать самые интересные и полезные книги, а для ребенка-автора — похвалой, признанием значимости того, что он делает.           Подходят для заданий игры с буквами и словами, веселые стихи, рифмованные упражнения, грамматические сказки и другие методические приемы, которые в изобилии приводятся в книге учителя начальных классов В. В. Волиной "Учимся, играя" (М.: Новая школа, 1994. 448 с.). Буква потерялась, слово рассыпалось, анаграммы, головоломки, перепутаницы, узнайте сказки, угадайте слово, пирамиды, змейки, звук заблудился, подберите пару, доскажите словечко, грамматическая арифметика, фамилия по профессии, слоговое лото... Эти и многие другие упражнения можно использовать как в качестве автономного игрового компонента пособия, так и творчески интерпретировать для придумывания своих заданий, развивающих у ребенка чуткость к слову в процессе общения с литературными текстами.           Если создается пособие, ориентирующее в книгах по математике, то в его оформлении и в заданиях целесообразно использовать различные геометрические фигуры, понятия "много — мало", "один и много", цифры от 0 до 9. Детей следует учить соотносить цифру с количеством предметов. При этом важна опора на внимание, следует стремиться развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память через стимулирование художественно-творческой деятельности малышей. Например, на отдельных карточках-вкладышах в пособии-игрушке можно нарисовать в верхнем ряду пять кружочков, а в нижнем дать контуры шести яблок. И попросить раскрасить столько яблок, сколько кружочков в верхнем ряду. На больших цветных карточках, которые содержат информацию о книге, изобразить разное количество цветов, листьев, мячиков, черепах, матрешек, елочек, предложить сосчитать их и в маленьком квадратике написать нужную цифру. На одной половине карточки написать цифры, а ниже — квадраты с разным количеством точек, дать задание сосчитать их и предложить соединить линией с подходящей цифрой. Другие задания: раскрасить столько вагонов, сколько указано на паровозике; раскрасить большой мячик красным цветом, а маленький синим, высокий дом зеленым, а низкий — желтым, длинный карандаш оранжевым цветом, а короткий — коричневым. Можно предложить ответить, кто нарисован справа от дерева, а кто слева. Или найти круглые и квадратные предметы. Предложите дорисовать бусы (по точкам); раскрасить полку, на которой мало книг, синим цветом, а ту, на которой много, — красным; раскрасить одинаковые фигуры одним цветом; сосчитать, сколько шарфиков, ковриков и найти пару каждому по внешнему сходству узоров. Если создается рекомендательное пособие "Часы", то и внешне оно должно быть похоже на часы с двигающимися стрелками и иметь рисунки, показывающие разное время.         Было бы неплохо, если бы каждый ребенок, заинтересовавшийся необычной книгой о книгах, имел возможность взять такие карточки или листы домой вместе с выбранной книгой. Компьютерная техника, появившаяся в библиотеках, принтеры, ксероксы позволяют сегодня тиражировать необходимые дидактические материалы в достаточном количестве экземпляров, оформлять их различными геометрическими фигурами и другими рисунками. Желательно оформить специальные тетради с творческими заданиями по прочитанным книгам, и это тоже может способствовать внимательному чтению и улучшению восприятия прочитанного.

К подавляющему большинству известных сегодня библиоигрушек, разработанных специалистами детских библиотек, применимы критерии новизны и оригинальности. Таковы берестяной короб со сказками и глиняными фигурками Машеньки и медведя, книга-панорама "Клубок, крючок и спицы в гостях у малышей", сказочный книжный город с теремами и башенками, занимательная бумажная мозаика, напоминающая паззлы. Собирая разрезанную на части картинку в одно целое, ребенок видит не только то, что на ней изображено, но и описание  книги,  занимательное представление ее содержания в виде короткой аннотации, причем нередко аннотации пишутся в стихотворной форме. Запомнились и такие пособия: "Котик-коток" в форме окошка, где, разумеется, сидела кошка, "Птичий рынок", "Лисичка", "Планета динозавров", "Музыкальная шкатулка", список книг по рукоделию на вязаном фонарике, а по истории — на берестяной грамоте. Пособие "Птичий рынок" относится к библиоигрушкам предметным. Оно было сделано из обычной клетки, которую устлали мхом и другими природными материалами. В нее поместили бумажные фигурки, изображающие разные виды птиц, а на обороте указали названия иллюстрированных книг о птицах. Использование природных материалов позволяет библиотекарям сделать игрушки не только максимально наглядными, выразительными, но и "оживить", приблизить к настоящему миру, окружающему ребенка.

В Кущевской ЦБС Краснодарского края в 1997 году были объявлены конкурсы-смотры малых форм библиографических пособий. Темы участники разработали самые разнообразные: тайны и древние цивилизации, все для дома и для души, гражданско-патриотическое воспитание, экология и многое другое. Книги по рукоделию были представлены на вязанном фонарике; рекомендательный список книг по истории – в виде берестяной грамоты; уютно устроились в матрешкиной корзинке описания книг по домоводству для детей; рекомендательный список «Котик-котик» был представлен в форме окошка, где конечно же сидела кошка. В виде макета сельского дома было выполнено рекомендательно-библиографическое пособие «Что нам стоит дом построить». 1-е место занял коллектив Центральной детской библиотеки («Матрешкины советы», «Котик-котик», «Самый первый - самый верный». «2-е место – коллектив Шкуринской библиотеки для взрослых («легенды о цветах» - библиографическое пособие в карточной форме). 3-е место было отдано Светлане Бессмертной, заведующей Полтавченской сельской библиотекой за рекомендательный список «Сад. Усадьба. Огород». Приз «За оригинальность формы» увезли библиотекари из Красноселья.

В ЦБС Костромы в 2002 году прошел конкурс "На самое необычное, оригинальное библиографическое пособие", который был приурочен к нашему профессиональному празднику — Общероссийскому дню библиотек.

Работники библиотеки № 15 придумали вот что: сидит на столе курица-красавица (в данном случае она была вырезана из картона и ярко раскрашена, но можно сделать ее в виде грелки на чайник), а перед ней в лукошке лежат капсулы из киндерсюрприза. Внутри капсул вложены листочки с описанием книги и аннотацией. Открой такое чудо-яичко - и ты узнаешь о чудесных детских книжках... Оказывается, научиться читать совсем несложно, если на помощь придут известные писатели: А. Барто, Н. Носов, С. Маршак, Э. Успенский. Их добрые, мудрые и лукавые сказки учат делать добро, любить и помогать слабым. У этих сказок обязательно бывает счастливый конец.

Другое пособие, представленное на конкурс: "Вот так Матрена!" (Центральная детская библиотека) приветствует читателей такими словами :

 

Кто матрешку создал я - не знаю,

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, сказочном лесу!

Создал образ милый и прекрасный,

Истинную русскую красу!"

Выстроились по росту на столе красочные открытки — матрешки. Возьмешь в руки такую матрешку, раскроешь, а внутри информация о книге с аннотацией. Первый раздел пособия называется "Биография матрешки''. Список включает книги об игрушках из Крутца, игрушечниках из села Пол-хов-Майдан. Во втором разделе представлена информация о книгах, рассказывающих, из чего можно смастерить своими руками красивую и полезную матрешку: из бересты, в технике макраме или мягкой игрушки. Да из чего угодно! Надо только посмотреть вокруг.

Работники детской библиотеки № 2 выбрали тему "У Лукоморья дуб зеленый...". Почти пять месяцев вынашивали идею, потом создали это удивительное пособие. Над ним трудились не только сотрудники библиотеки, но и маленькие читатели. Во время зимних каникул прошел конкурс детских рисунков по сказкам А. С. Пушкина. Лучшие работы были отобраны для будущего пособия. Из ватмана сделали макет Лукоморья — на листе, поставленном вертикально, изобразили бушующее море и выходящих из его волн "тридцать витязей прекрасных", которых на скалистом берегу ожидал "дядька их морской". Горизонтальный ватман стал чудесным лесом с "неведомыми" дорожками и "невиданными" зверями. У самых бурных волн установили могучий дуб, который изготовили из подручных средств. На ветках дуба повесили "золотую цепь" и поселили "кота ученого" и русалку, и Бабу-ягу... Под дубом — настоящая избушка на курьих ножках, которую дети сами смастерили из спичек. Царевна в темнице, Кощей и леший нашли себе место под волшебным дубом. Но самыми чудесными оказались его листья: на дубовых (бумажных) листочках библиотекари написали свои рекомендации сказок Пушкина и лучших сказок народов мира.

Информация о работе Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации