Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.
Задачи исследования:
Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.
Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4
Определение основных теоретических понятий………..………....4
Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по
детской литературе…………………………………………...……17
Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
Потребители рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей…………………………………………32
Потребители библиографической информации для
детей: теоретический аспект………………………………………32
Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

рекомендательная библиография.docx

— 282.10 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы, большее число респондентов записано в библиотеку более месяца назад (месяц - 43 %, более года - 27 %) и, таким образом, уже имеет представление об интересующем нас вопросе, то есть предположительно использовали при подборе книг рекомендательные библиографические пособия. Однако наиболее полное представление о читательском опыте в библиотеке дают ответы на следующий вопрос - о частоте посещения библиотеки. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

Таблица 3

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Как часто ты приходишь в библиотеку?

         

Каждый день

2

7

4

13

 

Один раз в неделю

5

17

6

20

 

Один раз в месяц

8

27

5

17

 
           

 

Судя по ответам респондентов, большая их часть - 27 % мальчиков и 17 % девочек (всего - 44 %) посещают библиотеку один раз в месяц, еще 17 % мальчиков и 20 % девочек приходят туда раз в неделю (37 %). Меньшее количество детей - 7 % мальчиков и 13 % девочек (20 %) бывают в библиотеке чаще - каждый день.         Таким образом, все респонденты являются достаточно активными читателями, и, следовательно, должны быть сведущи в вопросах использования рекомендательных библиографических указателей. Последующие вопросы анкеты должны были подтвердить или опровергнуть это.

Второй вопрос анкеты призван был определить источники получения информации о книгах для прочтения. Как выяснилось, основное число читателей-детей в первую очередь обращают внимание на рекомендации своих друзей (23 % мальчиков и 30 % девочек). В целом же картина выглядит следующим образом:

Таблица 4

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Чье мнение для тебя более важно при выборе книг для чтения?

         

Друзей

7

23

9

30

 

Родителей

2

7

3

10

 

Библиотекаря

5

17

1

3

 

Выбираю сам

1

3

2

7

 
           

 

Как видно из приведенной таблицы, на первом месте среди источников информации, которые влияют на выбор детьми книг, стоит рекомендация друзей (для 23 % мальчиков и 30 % девочек). Дальше мнения мальчиков и девочек расходятся. Первые больше прислушиваются к советам библиотекаря (17 % мальчиков против 3 % девочек), вторые - родителей (10 % девочек против 7 % мальчиков). Самостоятельно книги подбирает всего 10 % детей (3 % мальчиков и 7 % девочек). То, что самостоятельный выбор книг отметили только 10 человек, может говорить об общей низкой читательской компетентности детей.         Дляисследования наиболее интересными являются ответы тех ребят, которые выбирают книги самостоятельно. Можно предположить, что они для этих целей используют рекомендательные библиографические пособия. Следующий вопрос анкеты позволил нам уточнить - насколько компетентны наши респонденты в вопросе подбора книг в библиотеке, сценарий их поведения в ней (то есть в условияхё когда рядом нет родителей или друзей). Вопрос касался книжных выставок.        Как отмечают в устных беседах работники библиотек, наиболее подготовленные, информационно-грамотные дети, пользуются книжными выставками, но часть посетителей не знают, что книги с выставки можно брать на дом, читать их в читальном зале. Следовательно, обращение детей к выставке - показатель их информационной культуры. Кроме этого, книжная выставка - это скрытая, опосредованная рекомендация библиотекаря. Таким образом, ответы на данный вопрос позволили уточнить правдивость и объективность ответов на предыдущий вопрос.

Таблица 5

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Обращаешь ли ты внимание при выборе литературы на книги, которые стоят на книжных выставках?

         

Да

7

23

9

30

 

Нет

5

17

6

20

 

Не всегда

2

7

-

   
           

 

Как видно из таблицы, процент детей, которые подбирают книги сами - изменился. Следовательно, при ответе на предыдущий вопрос респонденты не всегда были правдивы. По результатам ответов 7 мальчиков (23 %) и 9 девочек (30 %) постоянно пользуются книжными выставками при выборе книг для чтения. Еще 7 % мальчиков обращают внимание на выставки время от времени. Интересно, что из девочек этот вариант не отметил никто. Однако немало читателей-детей не рассматривает книжные выставки, как источник подбора книг: 17 % мальчиков и 20 % девочек ответили, что не пользуются выставками (всего 37 %). Один человек не дал ответа на вопрос.    Большой процент детей, не обращающих внимание на книжные выставки, наводит на размышление об их невысокой эффективности для рекомендации литературы. Работникам библиотеки полезно было бы провести дополнительный опрос подростков, чтобы установить причину.    Следующий вопрос анкеты уже непосредственно относился к теме исследования: «Знаешь ли ты, что такое рекомендательное библиографическое пособие»? Ответ на этот вопрос в большинстве своем был положительный - 43 % мальчиков и 37 % девочек. Только 2 мальчика (7 %) и 4 девочки (13 %) ответили отрицательно. Такой результат нельзя назвать неожиданным, поскольку в ЦБ ЦСДБ им. А.С. Пушкина проводятся библиотечные уроки, в ходе которых ребятам рассказывают о СБА библиотеки и о рекомендательной библиографии.

Таблица 6

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Знаешь ли ты, что такое «рекомендательное библиографическое пособие»?

         

Да

13

43

11

37

 

Нет

2

7

4

13

 
           

 

Несмотря на утвердительные ответы, исследователям показалось интересным уточнить - насколько правильно дети представляют себе эти библиографические пособия или правдивы при ответах. Поэтому следующим вопросом анкеты было: «Как бы ты объяснил своим друзьям, что такое «рекомендательное библиографическое пособие»? Выяснилось, что большая часть детей действительно имеют представление о пособиях рекомендательной библиографии, хотя описывают их по-разному, и не всегда при объяснении могут выделить главные их признаки. То есть их представления о рекомендательной библиографии можно назвать «смутными» или неточными, неконкретными. Среди ответов показались интересными следующие формулировки: «рассказ об интересных книгах», «список книг и описание их содержания», «рассказ о том, что интересного есть в книгах» и т.п. Условно можно сказать, что 8 мальчиков (27 %) и 10 девочек (30 %) могут объяснить друзьям, что такое рекомендательное пособие. Неточность объясняется не только недостаточно четкими определениями, которые давали дети, но и тем, что часть подростков списывали ответы друг у друга (или отвечали коллективно). 7 мальчиков (23 %) и 5 девочек (17 %) не ответили, что говорит о том, что они сами не имеют представления об этом виде информационных изданий. Следовательно, при ответе на предыдущий вопрос не все респонденты были честны.  Объяснение нечетким формулировкам при описании рекомендательного библиографического пособия нашлось при изучении ответов на следующий вопрос. Выяснилось, что большая часть детей видела рекомендательные библиографические пособия исключительно на библиотечных уроках. Только 2 мальчика (7 %) и 3 девочки (10 %) использовали рекомендательные библиографические пособия для подбора книг. 43 % мальчиков и 40 % девочек не имели возможности поработать с ними.

Таблица 7

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Приходилось ли тебе пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями при выборе книг?

         

Да

2

7

3

10

 

Нет

13

43

12

40

 
           

 

Как показали ответы на следующий вопрос «Какие рекомендательные библиографические пособия нашей библиотеки ты использовал при выборе книг?» формулировки, которые применялись при описании рекомендательных библиографических пособий детьми, объясняются типом пособия, которым ребята пользовались в библиотеке. Большая часть пособий библиотеки - дайджесты, поэтому, например, и возникло определение «рассказ о том, что интересного есть в книгах».

Среди рекомендательных библиографических пособий, которыми пользовались респонденты при подборе книг, наиболее популярными оказались: «Пусть поколения знают» (о Великой Отечественной войне), «День Святого Валентина» и «Память бессмертна». Самым популярными, судя по ответам, является дайджест, посвященный Дню влюбленных - им воспользовались 3 девочки. Остальные указатели, названные в анкете, ребятам неизвестны или не вызвали интереса.

Таблица 8

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Какие рекомендательные библиографические пособия нашей библиотеки ты использовал при выборе книг?

         

Пусть поколения знают

1

3

-

   

Наука выживания для подростка

-

 

-

   

Дело - табак!

-

 

-

   

Какой у Вас темперамент

-

 

-

   

День святого Валентина

-

 

3

10

 

Память бессмертна

1

3

-

   

Моя будущая профессия

         
           

 

Обязательным условием для успешного рекомендательно-библиографического обслуживания является постоянное изучение эффективности рекомендательных пособий. А для этого важно следить за реакцией читателей, использующих их.       Следующий вопрос анкеты и был нацелен на определение одного из важных параметров - удобства использования. На данный вопрос отвечали только те, кто пользовался указателями: «Удобно ли было пользоваться рекомендательным указателем? Легко ли было выбрать интересную книгу?» Как видно из таблицы, большая часть респондентов легко работала с указателем - 1 мальчик (3 %) и 2 девочки (7 %). У двоих респондентов возникли трудности - 1 мальчик (3 %) и 1 девочка (3 %).

Таблица 9

 

Вопрос

Мальчики

Девочки

 
 

А.ц.

%

А.ц.

%

 

Удобно ли было пользоваться рекомендательным указателем? Легко ли

         

было выбрать интересную книгу?

         

Легко

1

3

2

7

 

Были трудности

1

3

1

3

 

Пришлось обратиться за помощью к библиотекарю

         
           

 

Ответы на данный вопрос показали, что библиотекарям еще предстоит работать для доведения рекомендательных указателей до более высокого уровня, или проводить дополнительные занятия для повышения библиографической грамотности подростков.       Для того, чтобы выяснить информационные потребности и интересы респондентов, а также для совершенствования системы рекомендательных пособий библиотеки, нам показалось важным уточнить: «Рекомендательные библиографические пособия, по каким темам ты бы хотел видеть в библиотеке?» Так как вопрос был открытым, провести подсчет ответов оказалось невозможным - произошел большой разброс по темам. Ребята называли не только темы, но и жанры художественной литературы или отрасли знания: математика, история, литература, фантастика, детектив, праздники, рыцарство и т.п. Однако можно отметить, что большая часть тем (в тех случаях, когда действительно назывались темы) не связана со школьной программой - в основном это спорт, музыка, кино и т.п. развлекательная тематика.         Предполагалось, что на последний вопрос анкеты («Ты бы рекомендовал своему другу или однокласснику пользоваться при выборе книг рекомендательными пособиями?») ответят только те, кто ими пользовался, но ответили все респонденты.      Подавляющее количество ответов положительные: 9 мальчиков (30 %) и 11 девочек (37 %). Меньшее число подростков такой рекомендации не дадут - 2 мальчика (7 %) и 2 девочки (7 %). Еще 4 мальчика (13 %) и 2 девочки (7 %) затруднились ответить.       Тревожен тот факт, что среди тех, кто не определился с ответом - один из мальчиков уже пользовался рекомендательным пособием и столкнулся с затруднениями. Следовательно, качеством указателя он остался недоволен.

Таблица 10

Информация о работе Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации