Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.
Задачи исследования:
Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.
Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4
Определение основных теоретических понятий………..………....4
Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по
детской литературе…………………………………………...……17
Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
Потребители рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей…………………………………………32
Потребители библиографической информации для
детей: теоретический аспект………………………………………32
Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

рекомендательная библиография.docx

— 282.10 Кб (Скачать файл)

 

В одном прекрасном царстве

Это пособие рекомендует книгу с аналогичным заглавием, но книгу особую для пермской детворы. Написал сказки, загадки, стихи, песенки, составившие ее содержание. Лев Иванович Кузьмин (1928—2000). Он был большим другом читателей всех возрастов Пермской областной детской библиотеки. Теперь она официально носит его имя. Пособие задумывалось как подарок читателям "кузьминки". Оригинальность его в том, что это — библиоигрушка музыкальная. Для ее создания использована музыкальная открытка. Открывает ребенок открытку и слышит приятную мелодию, видит поднимающиеся рисунки. В прекрасном царстве его встречают звездочет, сверчок, кот Воркот и многие другие жители. Конечно же, детям предлагается не только прочитать книгу, но и стать художниками-иллюстраторами, оформить свои рисунки к понравившимся произведениям. К этому сообщению о пособии следует добавить, что музыкальные открытки легко превратить и в библиоигрушки. посвященные темам: "До свидания, детский сад" "Здравствуй, школа", "Рождество", "8 Марта", «День рождения», "До, ре, ми, фа". Они дарят ощущение праздника, удивляют, завораживают. Такие музыкальные книжки о книжках со стихами о маме, бабушке может приготовить и сам ребенок как подарок в женский день. естественно, прочитав сначала книжки, чтобы найти добрые, светлые стихи. А родители, в свою очередь, тоже порадуются сами и порадуют малыша, если приготовят самодельную книжку о книжках из музыкальной открытки как символический, но запоминающийся подарок ребенку в день рождения ил» новогодний праздник: "На день рождения к Винни-Пуху" (рекомендует книгу А. Милна), "Веселый праздник Новый год" (рекомендуется выучить стихи и песенки к новогодней елке) Использование современных открыток для создания пособий облегчает участь библиотекарей, воспитателей детских садов, учителей, у всех не так много свободного времени, не все художники. Открытки красочные, с окошками и без них: открытки-фигурки, открытки со стихотворными текстами, мини- и макси-открытки — выбор столь богат, что жаловаться на недостаток фантазии их создателей не приходится. В конце концов, если текст не нравится, то его можно заклеить внутри открытки аккуратно подготовленным на компьютере проаннотированным списком книг с рисунками-аппликациями. Но библиоигрушек форме красивых кисок, щенков, мишек (все это открытки) можно придумать много. И не надо обращаться художнику-оформителю.

 

Грибочки.

        Указатель  сопровождает игровую полку «По лесным тропинкам» сканированные изображения съедобных и несъедобных грибов в форме двойных мини-открыток. Но только у съедобных грибов внутри есть описание книг, к которым необходимо обратиться детям для поиска ответов на вопросы игры «По лесным тропинкам».

 

Волшебная карусель

Этот указатель-игрушка представляет из себя игрушечную карусель, выполненную на высоту книжной полки и вращающуюся вокруг своей оси. На платформе были размещены вырезанные из картона фигурки. Это известные ребенку литературные сказочные герои: Снегурочка, Кот в сапогах, Айболит, Золушка, Колобок, Аленький цветочек. В кармашках под каждой фигуркой помещены карточки с библиографическим описанием книг, в которых есть эти герои. Дети должны были разгадать спрятанное здесь слово. Оно составлялось из первых букв названий сказок, в которых живут эти герои. Играя с каруселью, угадывая героев и их сказки, читатели узнавали, в каких книгах находятся каждая из этих сказок.

 

Ежик в тумане

Указатель в виде музыкальной открытки «Ёжик в тумане» по одноименной книге Сергея Козлова.

Обращение: На этой полке тебя ждет необычный указатель-игрушка. Открой его – ты услышишь музыку и узнаешь кое-что интересное о книге Сергея Козлова «Ежик в тумане».

А теперь закрой указатель и прочти на последней странице обложки отрывок из книги. Тебе наверняка захотелось ее прочитать!

 

Книжные паззлы

Указатель в виде занимательной бумажной мозаики в виде паззлов. Били красочно оформлены обложки нескольких книг  и размещены на внутренних (задней и боковой) стенках стеллажа. Обложки содержали минимальные библиографические сведения, необходимые для идентификации книги. Часть паззлов «случайно» обрушилась. Собирая «распавшиеся» картинки читатели узнавали, как называются эти книги, и кто их написал. Заглянув в книги, чьи обложки удалось собрать, можно было узнать, когда они появились на свет.

 

 

 Удивительные звери

Указатель в виде книжки-игрушки с понимающимися картинками «Удивительные звери». Представляет 3 книги о животных с аннотациями. Пособие открывается занимательным вступлением: «Ты любишь животных и любишь сказки? Эта затейливая  книжка-указатель представляет лучшие Книги о животных. Открываешь страничку – и оживает Книга. Книга приглашает тебя почитать и поиграть. Игровые задания и подсказки ты найдешь внизу страницы, а ответы – в самой книге, о которой рассказывает указатель». На каждой странице мы разместили не только аннотацию на книгу, но и занимательные вопросы, побуждающие ребенка к прочтению книги, к проявлению своих знаний и способностей. Например: Страница первая. Представлена книга: Сладков Н. Лесные сказки/ Н. Сладков; худож. К. Овчинникова, Т. Капустина. - М., 1984. – 79 с.

Аннотация: «Читаешь эту книгу – и обычный лес вдруг превращается в волшебный. Тебе открываются чудесные лесные тайны, а птицы и звери здесь говорят человеческим языком. Ссорятся пичужки из-за лесной проталинки, сердится медведь на весеннее солнышко, учат зверюшки друг друга прятаться от грозного ястреба…»

Задание 1: Какие звери и птицы спрятались на этой картинке? (на картинке в «замаскированной форме» изображены: Заяц, мышь, медведь, волк, ёж, белка, утка)

Задание 2:     Кем оказался птенец из сказки   «Кто такой»? (Подсказка спрятана за пеньком.)  Подсказка: Прочти об этом птенце на стр. 29. Ответ: Кукушонком.

Так же интересно были представлены и 2 другие книги. Пособие продолжило свою жизнь вне  выставки, как самостоятельная книжка-игра. Она органично вписалась в пространство младшего абонемента, где была организована выставка одного пособия. На ней было представлено само пособие и книги, которое оно рекомендует.  Нами предполагалось, что после знакомства с таким указателем и книгами, представленными в нем, ребенок захочет познакомиться с другими книгами о животных, которые можно найти на абонементе. То есть мы пытались подтолкнуть ребенка пройти путь от библиографического пособия к полкам, от библиографической информации к фактографической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 «Мы читаем о войне» (рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне)

       9 мая 2015 года исполнится 70 лет со дня Великой победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война – это два океана: один океан  - горя. Другой – победной радости. И оба они неразделимы: слёзы печали и слёзы счастья солоны одинаково.

       Мы победили, но победа досталась сверхвысокой ценой. Всё еще зияет огромная брешь, пробитая вражеским  нашествием в нашем народе. Гигантские сражения ВОВ сотрясали весь шар земной. Как рассказать о битвах, в которых с той и с другой стороны были миллионы солдат, тысячи самолетов, танков, орудий? Как рассказать о фронте, протянувшемся от Черного моря до моря Баренцевых – по тундре, по лесам, по степям, по горам, через разрушенные города, через пылающие деревни?  Как описать колебания фронта, отступления, прорывы, приближения к Москве, движение к Берлину и охват столицы фашистской Германии фронтовым кольцом? В ВОВ мы отстояли право на жизнь, отстояли свою землю.

        Никогда не померкнет в памяти народной подвиг солдата – Победителя. О нем помнят не только те, кто с оружием в руках прошёл по дорогам войны, кто самоотверженно работал в тылу, помогая фронту, но и те, кого война не коснулась , кто родился много лет спустя после салюта Победы. Материалов о войне накоплено множество. Знания о ней можно извлечь из воспоминаний военачальников, из рассказов рядовых участников войны, из документальных фильмов, из романов и повестей, из журналистских очерков. Правда, подавляющее большинство военных книг рассчитано на людей взрослых, но много книг, рассказов, повестей написано для детей.

 

 

 

 

 

 

«Мы читаем о войне»

Рекомендательный список литературы для детей

младшего и среднего возраста.

Соболев Л.С. Батальон четвертых. – М.: Детская лит., 1985. – 31с

Книга рассказывает о мужестве военных моряков, самоотверженно защищавших родину в годы войны. Рассказ «Батальон четверых» был написан летом 1942 года по воспоминаниям реальных людей, воевавших с врагом. В этой книге нет ничего выдуманного. Все рассказы – правда.

Разумневич В.Л. Письма без марок. – М.: Малыш, 1980. – 80 с.

В этой повести, в подлинных письмах и дневниках, живёт правда о войне, живёт великая любовь к солдату, который не вернулся с войны, который отдал свою жизнь ради нашей Победы, ради  счастья и мира на земле. 

Дети - герои Великой Отечественной войны: Рассказы. – М.: Дрофа – Плюс, 2007, - 64 с.

В книгу вошли рассказы о героическом подвиге детей в годы Великой Отечественной войны. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Прочитав эти рассказы, читатель узнает, какой подвиг совершили Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Боря Цариков и другие юные патриоты нашей Родины.

Митяев А. Шестой – неполный. М.: Дет. лит.,1987. – 160с. с ил.

Книга А.В. Митяева рассказывает о мужестве наших воинов. Писатель сам участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому он так любит героев своих рассказов – ведь это его фронтовые товарищи. Похожие на них пехотинцы, танкисты, артиллеристы, летчики, моряки отстояли нашу свободу и нашу жизнь.

Очкин А. Иван – я, Федоровы – мы. – М.: Дет.лит.,1973 г – 111с. с ил.

В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор её, Алексей Яковлевич Очкин, описывает боевые дела своего друга, «братишки»  Вани Фёдорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Очкин шестнадцатилетним пареньком добровольно ушел на фронт. Начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, где возглавлял группу “57 бессмертных”, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.

Алексеев С.П. Герои Великой Отечественной войны. – М.: Дрофа – Плюс, 2007. -64с.

В книгу вошли рассказы известного детского писателя о прославленных защитниках нашей родины, таких как генерал Панфилов, летчик Талалихин и других.

Алексеев Сергей. От Москвы до Берлина. – М.: Малыш, 1985. – 111 с. с ил.

В сборник вошли рассказы о буднях военной жизни, о тяготах и лишениях, которые приходилось преодолевать воинам – защитникам нашей страны.

Алексеев С.П. Сто рассказов о войне. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 223 с. с ил.

С боевыми эпизодами Великой Отечественной войны познакомят юного читателя рассказы, составившие эту книгу. Короткие рассказы представляют  единое сюжетное повествование о самых выдающихся сражениях этой великой войны, о героических подвигах советских воинов. 

Рассказы о войне. – М.: Самовар, 2013, - 192с

В сборник вошли рассказы о войне известных детских писателей, таких как Лев Кассиль, Анатолий Митяев, Валентина Осеева и других. В доступной форме рассказывается о тяготах и лишениях, которые приходилось переносить не только солдатам, но и мирным жителям, детям и старикам. О том, как люди приближали долгожданный день Победы.

Митяев А.В. Рассказы о великой Отечественной войне. – М.: Дрофа –Плюс, 2007, -  64с.

В книгу вошли избранные рассказы известного детского  писателя из цикла о Великой Отечественной войне.

Капица П.И. Черноморцы. – Л.: Дет. лит., 1990. – 111с. с ил. 

Повесть о героических катерниках – черноморцах Дмитрии Глухове и Петре Чеслере, прославившихся во время Великой Отечественной войны.


 

 

 

 


Информация о работе Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации