Русская культура 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 5

4. Научные знания .................................. 9

5. Литература .......................................... 11

6. Зодчество ............................................ 12

7. Скульптура и резьба ......................... 13

8. Живопись ........................................... 14

9. Музыка театр ..................................... 15

10. Заключение ....................................... 16

11. Список литературы .......................... 17

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКАЯ_КУЛЬТУРА_17_ВЕКА.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

--



     

                      С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

                                       стр.

1. Введение .............................................. 2

 

2. Материальная  культура ..................... 3

 

3. Устное  народное творчество .............. 5

 

4. Научные  знания .................................. 9

 

5. Литература ..........................................  11

 

6. Зодчество  ............................................  12

 

7.  Скульптура  и резьба .........................  13

 

8. Живопись ...........................................   14

 

9. Музыка  театр .....................................   15

 

10. Заключение .......................................  16

 

11. Список  литературы ..........................   17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

 

                                Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,                                       У ней особенная стать:

                                В Россию надо верить.

 

 

                                          Ф.И. Тютчев

 

 

    Русская  культура - это, по выражению   Д.С.  Лихачева,  громадное

разнообразие  возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных  славян, благот-

ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура  при рождении  была

комбинацией культур многих центров Киевской земли),  свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)

и, конечно, широкие иностранные влияния  и заимствования. Кроме того,

в нашей культуре трудно найти период, когда бы все  ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

    Проникновение  идей и форм европейской культуры,  идейные  споры,

приведшие к  расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового  столетия. По-

является  неудержимое стремление  к  описательности,  декоративности.

Художественное  творчество из священного занятия  превращается  в ре-

месло.  Слабеют связи,  соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

    Вершиной  кризиса средневековой идеологии  стала реформа патриарха

Никона и  возникновение старообрядчества. Церковная  реформа  явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и  от отечественной,

традиционной : от саобытного типа культуры страна  не  отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

                          МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА  

 

   Семнадцатый  век занимает особое место  в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более  укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и  проявлениями начинающихся изменений  в общественно-эконо-

мической жизни России. Новые явления в области культуры  затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени  городах, развитие торговли общение  с другими страна-

ми подрывали  вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная  роль человека проявлялась в занятии  торговлей.  Начало про-

мышленного производства, поиски полезных ископаемых,  далекие походы

в Сибирь и  в другие районы значительно  расширили  кругозор  русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись,  и в

прикладное  искусство.

   События  первого десятилетия XVII в.  привели   к  разорению значи-

тельной территории Российского  государства  и  подрыву  его матери-

альной культуры. Военные действия того времени тяжело  отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось  земледелие. Орудиями земледельческого  труда  также  были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В  области ремесленного производства  произошли значительные сдви-

ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты,  канаты,  сермячные  сукна,  обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных,  отчетливо определяется  процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное  производство.  Более того,  в

XVII в. возникли  первые русские мануфактуры, что  привело к значи-

тельному  обогащению материальной культуры.

    Широкое  распространение получила обработка  металлов -  в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие  мастера обработки

железа производили  в массовом количестве  топоры  и  дверные  петли,

подковы и  сабли, ножи и шашки и другие изделия. С  большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные  замки.  Было  налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

   Русские  мастера-крестьяне, вызванные из  Устюжского  уезда,  Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные  часы для новой Спасской башни  Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка  с винтовой нарезкой.

   Высокого  технического уровня достигла  обработка  благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золо-

той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные предметы царского обихода и другие  драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

   В  середине XVII в. по царскому заказу  в течение одного  года  был

отлит колокол  весом 12500 пудов. Замечательные колокола  были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем  и Филипом Андреевым с

сыном для  митрополитного двора в Ростове.

    Многовековую  традицию имела к XVII веку  обработка   дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки.  Поморские

плотники  умели строить прочные и удобные  суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной  промысел,  а

также производство поташа. Возникли  центры  массового  производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове  и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.  Развивалось также

производство  по переработке шерсти,  например  изготовление  вяленой

обуви, крупным  центром которого стал Углич.

   Значительно  большее по сравнению с предшествующими  временами раз-

витие получило каменное строительство.  В XVII в. в России изготов-

лялся высококачественный  кирпич,  делались  обеспечивающие  большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных  сооружений

достигла  высокого уровня.

   В  30-х годах XVII века появился  первый стекольный завод в  России.

Материальная  культура в XVII столетии получила большое  развитие. Ее

творцами  и  создателями   были   многие   тысячи   народных  масте-

ров-умельцев, воплотивших в своих творениях  творческую силу народа.

    В  этот период сложились устойчивые  группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось  с приглашения иностранных

мастеров, русские  люди быстро овладевали необходимым  мастерством и

выполняли сложные  технические  работы  с  большим  искусством.

 

 

 

          

 

 

 

 

 

     

                         УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

   В  XVII в. появились первые записи  фольклора,  дошедшие  до  нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное  представление  о  народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми  социальными

конфликтами и длительной борьбой России против  внешних  врагов  был

временем  значительного подъема народного  творчества.  Характерно ши-

рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть  популярными различные былины,

песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

   Весьма  интересны пословицы, записанные  в особых  сборниках  конца

XVII века. В  пословицах ярко воплощалась  народная оценка человеческ-

их качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья  не кормят",  "взялся  за

гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы  отразили критические

отношения простых  людей к церковникам и церковным  обрядам: "из одно-

го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими  учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  шиороки,  а со

бвора  узки",  "обещать -  по  дворянски,  а   слово   держать   по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал  воевод", лошадь любит овес, земля  - навоз, а воевода - при-

воз"; возникающее  в народе сознание своей силы: "холопье  слово, что

рогатка". Одним из любимых героев произведений  народного творчества

стал вождь  крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его

имени уже  в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими  чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины  перерабатывались,  и

Степан Разин  оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья  Мурамец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют  восстание

как праздник:

 

              На матушке Волге праздник -

              Сходись, голытьба,  на праздник.

              Готовтесь, бояре на праздник.

 

    Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело   определенные  и

антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на

Информация о работе Русская культура 17 века