Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:23, реферат
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.
1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 5
4. Научные знания .................................. 9
5. Литература .......................................... 11
6. Зодчество ............................................ 12
7. Скульптура и резьба ......................... 13
8. Живопись ........................................... 14
9. Музыка театр ..................................... 15
10. Заключение ....................................... 16
11. Список литературы .......................... 17
продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских
побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.
Было составлено несколько карт ( в основном они несли стратегический
характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных
стран (Китая, Монголии).
В развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место как вре-
мя явно определившегося кризиса средневекового мировоззрения и под-
готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.
О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют
проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь лю-
дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли
в XVII в.
В
силу самих условий
дине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних измене-
ний.
При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах об-
щественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церк-
ви на народные массы - приведения церковной организации в соответс-
твии с общим процессом централизации государственной власти. Воссое-
динение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и
украинсокй церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это
выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.
В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,
чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а
креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали кате-
горические требования привести все книги в соответствие не с русскими,
а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.
Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в
1656 году защитников
старых обрядов официально
эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так
произошел церкви.
Как
и в предшествующее время,
заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-
жала и
воплощала в своих
ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-
шие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила
в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в
развитии форм литературного творчества.
Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и
церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-
ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых
защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-
ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.
Новым явлением в литературе было распространение силлабическо-
го стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусс-
кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-
ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-
жил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко
распространенным учебным пособием в России.
В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-
на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-
меона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государтсва и его
правителей, они пампезны и нарядны.
В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль ба-
рокко" второй половины XVII в.
Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, по-
лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-
ведева и Кариона Истомина.
Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-
ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный
шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-
действия религиозной идеологии.
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое
место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой
силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.
По-прежнему
подавляющее большинство
внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и
отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных
строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как
пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили
города и села.
Но
взамен погибших деревянных
вые. Веками
сложившиеся искусство
XVII в. высокого
технического и
произведением
деревянного зодчества был
менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного
старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.
В
деревянном зодчестве с
дожественная культура.
Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.
Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было
развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось
на более высокий уровень.
Каменные постройки появились теперь не только в городах, но
иногда и в селах.
Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века
является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в
1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной
дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-
ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-
этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".
Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали
дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.
Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного
зодчества. Богатством декоративного уюранства отличается Золотое
крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.
Значительной
перестройке подвергся
1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым
возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала
парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-
ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ан-
сабль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-
вый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному
ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.
Замечательные
постройки появились в
ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и РОманове и
другие.
Строгая
церковная регламентация
сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-
честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в
зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два
столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА
Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и
декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву,
камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву яв-
ляется многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие
ретали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.
Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощени-
ем этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украша-
лись дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка
резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обра-
ботки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных
особенностей русской национальной культуры.
Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использо-
вано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу
строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения го-
сударственных заказов.
Дальнейшее
развитие получила и
лось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и
по большей
части выполнялись в
Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на
оружии.
В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изоб-
ражению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица ста-
новились более индивидуализированными. Реалистические тенденции
определились и в этой области искусства.
Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства
на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами
старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедо-
вала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее стро-
го религиозной догматике.
Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и
городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко
отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало
живописцев, наделенных большим талантом.
Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще
очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-
диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-
рошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изоб-
ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были
перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-
жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По-
мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-
ловека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось
изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-
пала перед описанием.
Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке свя-
зана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова