Русская культура 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 5

4. Научные знания .................................. 9

5. Литература .......................................... 11

6. Зодчество ............................................ 12

7. Скульптура и резьба ......................... 13

8. Живопись ........................................... 14

9. Музыка театр ..................................... 15

10. Заключение ....................................... 16

11. Список литературы .......................... 17

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКАЯ_КУЛЬТУРА_17_ВЕКА.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

письменную  литературу. Народное творчество явилось  настоящей основой

развития  демократического, светского направления  в  литературе  XVII

века. Усиление влияние народного творчества на литературу  имело од-

ной из важных своих предпосылок значительное  расширение  количества

грамотных людей  в семнадцатом веке.

    Хотя  масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться

неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII  в. зна-

чительно возросло, особенно в среде посадских людей.  Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало

боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке  в  России

среди помещиков  было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских  людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков  - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент  грамотных в

различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-

не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла.  К концу

семнадцатого  века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме  того, в городах были еще так  называемые  "площадные

подьячие", которые за плату составляли всякие  челобитные  и  другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

    Помимо  значительно  расширявшейся   письменности,  все   большее

распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотряна  развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все  более возраставшим

спросом. Расширялось  производство книг на продажу наряду  с изготов-

лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,

в которых  модержались  различные материалы -  и духлвенского,  и

светского содержания, отрывки из летописей, сказания.  В  монастырях

были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями.  Часть

книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло

письменное  делопроизводство государственных  учреждений - московских

приказов, приказных  изб в городах.

    С  1671 г. для царя стали изготовляться   рукописные  "Куранты"  -

своеобразные  газеты, состоящие из переводных иностранных  известий.

    В  середине века были предприняты  попытки организации производст-

ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-

ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-

нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-

сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из  Франции  и Гол-

ландии.

    Кроме  того, в XVII веке писали также  на  бересте  -  сохранились

берестяные  грамоты и даже целые книги  сбора ясака в Сибири.

    Как  и прежде, писали специально приготовленными   чернилами, при-

сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-

зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с

Воробьевых  гор.

    Книги  "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-

вались различные  металлические украшения. В виде  украшений выполня-

лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-

вались тканями - бархатом, атласом. Искусство  изготовления рукопис-

ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

     Большим совершенством отмечена  книжная миниатюра семнадцатого

века. Так  называемый растительный  "травный  орнамент"  получил  в

этой  период широкое распространение наряду со старопечатным орна-

ментом.

     Со второй половины столетия  стал заметен переход к новому

стилю книжной  миниатюры - так называемому "прусскому  барокко", ха-

рактерной чертой  которого  было сочетание изображения раститель-

ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.

     Особенно богато украшались орнаментами,  заставками, инициала-

ми царские  грамоты, писавшиеся на пергаменте.

     На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-

транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял

собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором  работа-

ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200

названий  книг. Распространение книг приобрело  значительно более

широкое значение,  чем  в предыдущее время. В больших  количествах

распространялась  переводная литература. Стали составлять обширные

библиотеки.  Большие собрания книг на русском, латинском, поль-

ском,  греческом языках были у патриарха Никона,  князя В.В. Го-

лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

    Дальнейшее  распространение  рукописности  печатной  литера-

Туры выдвигало  потребность более   организованного   обучения

грамоте и  письму.

    Обычно  дети и подростки обучались  грамоте у духовных  лиц,

подъячих или родителей,  причем  женщины,  как правило,  даже  в

семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания

учебных пособий  значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-

терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-

вались широким  спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"

патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

    В  40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -

Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации

школ в  Андреевском монастыре. Молодые  дворяне и сам Ртищев стали  обу-

чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие

представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в

самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные

школы все  же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий

возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще-

ник Иван Фомин  на свои средства построил школу в  Барашах при Введенс-

кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во

главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих

русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся

"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-

тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах

Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных

при ее открытии.

     Первые частные школы в Москве  подготовили основание в 1687 г.

Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными  гре-

ками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-

ние, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-

тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-

раста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов-

ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз-

витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины

XVIII в.

    Распространение  грамотности и просвещения в  России продрывало

вековое господство религии и церкви, все более  расходилась по рукам

светская  литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное

место в истории  русского просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

                       

                                

 

 

 

 

                                     НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

 

    Начавшееся  ослабление позиции церкви, развитие  ремесленного

производства  и торговли, рост связей с зарубежными  странами создали

предпосылки для дальнейшего накопления научных  знаний XVII в. Коне-

чно, и в это время продолжала распространяться старая литература о

природе с  ее богословско-мистическим истолкованием  различных явле-

ний. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе западно-

европейского  Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-

ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого

ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование

и распространение  научных взглядов. Сами условия жизни  Российского

государства в XVII в. требовали перехода к более  конкретному и реали-

стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и

мистического  ее истолкования. При этом развивалась  чисто пракитеская

сторона научных  знаний, в то время как ее теоретическая  сторона оста-

валась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере

объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-

ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился".

  Так,  например, в семнадцатом веке  умели решать многие практические

задачи по математике, но теоретический уровень  математических позна-

ний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдви-

нули необходимость  определения расстояний. Эти задачи решались с по-

мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав  рат-

ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-

симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-

жены в "Уставе" практические сведения, сведения в  облапсти химии.

Описаны также  различные приборы для артиллерийского  дела.

     Медицинские знания носили также  преимущественно узкопракти-

ческий характер и в немалой степени основывались на многовековом на-

родном отпыте лечения болезней. Широкое распространение получили

переводы  иностранных лечебников и "травников".

   Наряду  с практическими знаниями в  области медицины на протяже-

нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-

ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-

лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый

труд, крупнейшего  ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О

строении человеческого тела".

   Астрономические  знания в XVII в. также получили  свое развитие,

так как потребность  вычисления праздников и различные  хозяйственные

нужды требовали  и более точного знания времени  смены фаз Луны, вре-

менеми года и тому подобное.

   В  середине века в Россию стали  проникать сочинения Коперника,

знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что

на пути развития астрономических знаний серьезным  тормозом была по-

зиция церкви.

   Большое  развитие получили географические  знания. Одно только

Информация о работе Русская культура 17 века