Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:23, реферат
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.
1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 5
4. Научные знания .................................. 9
5. Литература .......................................... 11
6. Зодчество ............................................ 12
7. Скульптура и резьба ......................... 13
8. Живопись ........................................... 14
9. Музыка театр ..................................... 15
10. Заключение ....................................... 16
11. Список литературы .......................... 17
письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой
развития демократического, светского направления в литературе XVII
века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело од-
ной из важных
своих предпосылок
грамотных людей в семнадцатом веке.
Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться
неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. зна-
чительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие го-
родской жизни, а также системы государственного управления вызвало
боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,
сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России
среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей
- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Мож-
но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в
различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-
не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-
гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-
ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла. К концу
семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450
подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные
подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие
документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-
щее делопроизводство.
Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее
распространение получали и рукописные книги. Несмотряна развитие
книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим
спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготов-
лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди
хранили книги.
Большое распространение
в которых модержались различные материалы - и духлвенского, и
светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях
были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть
книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло
письменное делопроизводство государственных учреждений - московских
приказов, приказных изб в городах.
С
1671 г. для царя стали
своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.
В
середине века были
ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-
ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-
нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-
сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол-
ландии.
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились
берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Как
и прежде, писали специально
сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-
зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с
Воробьевых гор.
Книги "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-
вались различные металлические украшения. В виде украшений выполня-
лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-
вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис-
ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
Большим совершенством
века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в
этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна-
ментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому
стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", ха-
рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель-
ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.
Особенно богато украшались
ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.
На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-
транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял
собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-
ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200
названий книг. Распространение книг приобрело значительно более
широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах
распространялась переводная литература. Стали составлять обширные
библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, поль-
ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го-
лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописности печатной литера-
Туры выдвигало потребность более организованного обучения
грамоте и письму.
Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц,
подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в
семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания
учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-
терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-
вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"
патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.
В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -
Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации
школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу-
чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие
представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в
самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные
школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий
возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще-
ник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенс-
кой церкви.
В 1665 г. открылась школа в
главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих
русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся
"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-
тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах
Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных
при ее открытии.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г.
Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-
ками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-
ние, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-
тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-
раста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов-
ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз-
витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины
XVIII в.
Распространение грамотности и просвещения в России продрывало
вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам
светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное
место в истории русского просвещения.
Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного
производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали
предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний XVII в. Коне-
чно, и в это время продолжала распространяться старая литература о
природе с
ее богословско-мистическим
ний. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе западно-
европейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-
ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого
ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование
и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского
государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реали-
стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и
мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто пракитеская
сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оста-
валась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере
объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-
ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился".
Так,
например, в семнадцатом веке
умели решать многие
задачи по математике, но теоретический уровень математических позна-
ний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдви-
нули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с по-
мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.
Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-
ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-
симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-
жены в "Уставе" практические сведения, сведения в облапсти химии.
Описаны также
различные приборы для
Медицинские знания носили
ческий характер и в немалой степени основывались на многовековом на-
родном отпыте лечения болезней. Широкое распространение получили
переводы иностранных лечебников и "травников".
Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяже-
нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-
ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-
лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый
труд, крупнейшего
ученого эпохи Возрождения
строении человеческого тела".
Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие,
так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные
нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, вре-
менеми года и тому подобное.
В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника,
знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что
на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была по-
зиция церкви.
Большое
развитие получили