Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности средствами художественно-зрелищных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что кинотеатр
« Родина» вносит большой вклад в развитие культуры нашего города , т.к. показывая хорошие фильмы, он формирует понятия и представления о жизни у подрастающего поколения, давая пищу для размышления, а так же право выбора. Проблема: недостаточное внедрение художественно-зрелищных методик в работу кинотеатра
Цель исследования - раскрыть особенности организации СКД кинотеатра средствами художественно-зрелищных методик.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации СКД в кинотеатрах средствами художественно-зрелищных методик 7
1.1 Состояние проблемы формирования кинозрительской культуры……………………………….....................................................................7
1.2 Характеристика художественно-зрелищных методик 14
Глава 2. Организация СКД кинотеатра «Родина» средствами художественно-зрелищных методик. 15
2.1. Анализ СКД кинотеатра «Родина» 15
2.2. Диагностика досуговых интересов. 19
2.3.Методические рекомендации по организации СКД в кинотеатре «Родина» средствами художественно-зрелищных методик 25
Заключение 31
Список использованной литературы: 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 154.84 Кб (Скачать файл)

                         Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный  Университет Культуры и Искусств

 

 

Факультет: Социально-культурных технологий

                                                                             Кафедра: Социально-культурной деятельности

                                                                            

 

 

 

 

         Курсовая работа

Тема: «Состояние и пути совершенствования  социально-культурной деятельности  средствами художественно-зрелищных методик»

 

 

                                                     Работу выполнила:

                                                                    Студентка 3 курса группы 30304

                                                                 Данелия Екатерина Андреевна

 

 

                             Преподаватель: 

                                                                              Литвинцева Г.Ю

 

 

 

 

                                                  Санкт-Петербург

                                                            2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты  организации СКД в кинотеатрах средствами художественно-зрелищных методик 7

1.1 Состояние проблемы формирования кинозрительской культуры……………………………….....................................................................7

1.2  Характеристика художественно-зрелищных методик 14

Глава 2. Организация СКД  кинотеатра «Родина» средствами художественно-зрелищных  методик. 15

2.1. Анализ СКД кинотеатра «Родина» 15

2.2. Диагностика досуговых интересов. 19

2.3.Методические рекомендации по организации СКД в кинотеатре «Родина» средствами художественно-зрелищных методик 25

Заключение 31

Список использованной литературы: 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования:  На данный момент кинотеатр Родина единственный  в городе детский кинотеатр, а также кинотеатр, в котором показывают классику мирового кинематографа. Он ориентирован на некую элитарность жанра. Для нашего города кинотеатр значим  тем, что воспитывает в зрителях эстетические чувства, показывает фильмы ставшие легендой и открывает имена новых талантливых режиссеров. Он является некой школой для подрастающего поколения, которая учит восприятию качественного, нравственного и духовного фильма.

Кинотеатр интересен для  исследования тем, что в городе является одним из не многих, который хочет  нести в массы в первую очередь  искусство, так как большая часть  кинотеатров отдает предпочтение коммерчески  выгодным фильмам не несущим никакого интеллектуального и творческого  развития.

  Актуальность  данного исследования заключается в том, что кинотеатр                  

 « Родина» вносит  большой вклад   в развитие  культуры  нашего города , т.к. показывая хорошие фильмы, он формирует понятия и представления о жизни у подрастающего поколения, давая пищу для размышления, а так же право выбора. 

          Проблема: недостаточное внедрение художественно-зрелищных методик в работу кинотеатра

          Цель исследования -   раскрыть особенности организации СКД кинотеатра  средствами художественно-зрелищных методик.

Объект исследования -  социально культурная деятельность кинотеатра.

Предмет исследования – процесс организации СКД кинотеатра средствами художественно-зрелищных методик.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику художественно-зрелищным методикам;
  2. Проанализировать социально-культурную деятельность кинотеатра «Родина»;
  3. Провести диагностику досуговых интересов в кинотеатре; 
  4. Дать рекомендации по усовершенствованию СКД в кинотеатре средствами художественно-зрелищных методик.

 

 

Гипотеза исследования: слабое влияние социально-культурной деятельности в кинотеатре «Родина» на молодежь связано с недостаточно частым проведением художественно-зрелищных мероприятий и культурно-просветительских мероприятий, интересных и близких молодежи, отсутствием должной дифференциации потенциального зрителя и низким уровнем досугового обеспечения посетителей кинотеатра.

Методологическая  база исследования - исходные позиции понимания социально-культурной деятельности как профессиональной организационно-творческой деятельности, которая, опираясь на социально-культурную активность личности, позволяет обеспечить рациональный досуг различных групп населения, были сформулированы автором на основе трудов, посвященных теории культурно-просветительной работы  в кинотеатрах. (Жорж Садуль,  Иоскевич Я.) и теории социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, Э.В.Соколов). 

С точки зрения социально  – культурного подхода, деятельность кинотеатра  анализируется как  средство распространения, освоения ценностей  кинематографа (киноискусства) и реализация познавательных и эстетических потребностей человека.

Степень разработанности  проблемы:

Эта проблема нашла свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского,  И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. К изучаемой проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных  авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

 

 

 

Методы исследования:

Эмпирические методы: анкетирование, метод наблюдения,

Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Методика и  организация исследования- методика исследования включает три этапа:

- Теоретический этап. Методом  теоретического анализа раскрыта  психологическая особенность молодежи  и выявлена потребность к нехватке  качественного кино.

-Прямое наблюдение и  анкетирование. С помощью наблюдения  определилось процентное отношение  посетителей кинотеатра, а с помощью  анкетирования составлен приблизительный  образ посетителя.

-Методический этап. С  учетом выводов, сделанных на  основе прямого наблюдения определилась  потенциальная аудитория кинотеатра  и  исходя из этих данных была разработана программа по усовершенствованию С.К.Д. в кинотеатре Родина, которая смогла бы своей работой привлечь внимание большего количества разновозрастной публике.

Новизна исследования проявилась в обосновании  взаимодействия кино и зрителя, а так же в потребностях кинозрителя, что приводит к изучению  программы С.К.Д. в кинотеатре «Родина».

Практическая значимость исследования заключается в определении  потенциальной аудитории кинотеатра для составления его обобщенного  портрета, что поможет разработать  программу усовершенствования С.К.Д.

База исследования: кинотеатр «Родина»

Положения, выносимые  на защиту:

  1. Особенности организации  СКД в кинотеатре средствами художественно-зрелищных методик;
  2. Методические рекомендации.

 

Кинотеатр – зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются  фильмы (определение словаря)1. В нашей стране инфраструктура кинотеатров очень развивается и из кинотеатра с одной функцией показа фильмов он превращается  в мультиплексы, которые базируются, как развлекательные центры. Современный мультиплекс превращается в развлекательный центр с многозальным кинотеатром, множеством других развлечений и непременным «киноссешн» — кафе или кинобарами. Причем и развлечения, и «киноссешн» рассматриваются уже как обязательный элемент инфраструктуры, приносящий доход в размере от 40% до 60% денежных поступлений кинотеатра. Об этом сообщают admarket.ru и РБК (в своей работе «Исследования рынков»).

В настоящее время российский рынок  кинотеатров продолжает развиваться  быстрыми темпами. Новые кинотеатры появляются во всех регионах России. Растет количество многозальных кинотеатров. Преимущество такого формата — гибкая репертуарная политика с одновременным  показом разных фильмов или демонстрацией  одного фильма в разных залах с  интервалом в 20–30 минут.

Основными тенденциями развития российского  рынка кинобизнеса на сегодняшний  день являются: концентрация кинотеатров  в крупных городах с имеющим  высокий доход населением; стремление к объединению и созданию крупных  сетей; строительство кинотеатров  в торговых центрах. Всего в России насчитывается порядка 500 современных  кинотеатров. Около 55% современных кинотеатров  приходится всего на 19% населения  России, живущего в 13 городах — миллионниках.

Современные  кинотеатры  рассчитаны на показы  хорошо окупаемого продукта, которые не всегда могут отвечать требованиям хорошего кинематографа. Главная их задача это не показы нравственного, эстетического кино, а показы кино массового восприятия. Если брать для примера кинотеатры нашего города, то можно сказать, что  в целом они очень хорошо оборудованы, со вкусом выполнен интерьер, и на каждого  жителя города можно подобрать любимое  место для просмотра современного модного фильма, будь это огромный мультиплекс или маленький кинотеатр. Единственная проблема заключается  в том, что кинотеатры современного характера не пытаются демонстрировать  фильмы, которые по настоящему являются образцовым примером настоящего кинематографа, которые могли бы прививать населению  чувство хорошего вкуса, и восприятие неподдельной  красоты.2  И поэтому, не смотря на весь блеск и огромный размах  строительства новых кинотеатров, в них нет самого главного – это внедрения в массы населения киноискусства, а не  очередного дорогого и глянцевого кино в виде очередного блок-бастера, триллера и т.д.

Но несмотря на большое  количество в Санкт – Петербурге кинотеатров с отстраненным  от настоящего  кинематографа показов фильмов, в городе все таки существует несколько салонов  и кинотеатров, где  отдают дань настоящему искусству кино, как уже ставшей классикой, так  и современному искусству разных стран. Одним из таких кинотеатров является кинотеатр «Родина». Он  несет в себе две функции, как детский кинотеатр, так и взрослый. Поэтому эта работа будет посвящена С.К.Д. кинотеатра  «Родина», так как его деятельность отличается спецификой ассортимента и  главной его особенностью является  развитие культуры и искусства в нашем городе.

Глава 1. Теоретические аспекты организации СКД в кинотеатрах средствами художественно-зрелищных методик.

1.1 Состояние проблемы формирования  кинозрительской культуры

Функциональное  многообразие кинематографа предусматривает  удовлетворение потребностей с разным содержанием и « человеческого» и «животного» - от потребности к  красоте и истине до игры, компенсации  повышенного расхода жизненной  энергии, гиподинамии и т.п.

Сложившаяся с  момента рождения кино наиболее  устойчивая и развитая форма фильмопотребления представляет собой многоуровневую систему, знание закономерностей которой с большей или меньшей интенсивностью, но неизбежно сказывалось на представлениях кинематографистов об их будущей аудитории, а стало быть, и на качестве их фильмов.

Известно, что  « потребление воспроизводит  потребности». В связи с этим в  зависимости от условий потребления  возможно ли адекватное  удовлетворение потребностей, когда фильм изначально учитывает зоны дефицита, и тогда  при отсутствии соответствующего «  кинотовара» зритель избирательно воспринимает, реагирует и оценивает те фрагменты фильма, которые так или иначе способны удовлетворить его потребности? Самый распространенный знак такого расхождения между потребностью и качеством фильма – это «неуместный смех», почти неизбежный элемент массовых киносеансов.

В основном можно  согласиться с выводом К.Э.Разлогова:                «художественный процесс в своем естественном развитии… ориентирован в первую очередь  на обслуживание текущих потребностей, причем не исключительно художественных. Его характеризует элитарность в самом смысле этого слова».

Конечно, следует  иметь в виду и то, что одной  из базовых потребностей в художественном процессе является потребность в  творчестве и на этапе создания артефакта, и на стадии его восприятия.3 Что касается кинопотребностей, то здесь прагматические, утилитарные, вне художественные аспекты очень значительны.

Как известно, основной контингент  кинозрителей – почти во всех регионах земного  шара это явление единообразно –  составляют подростки и молодые  люди в возрасте 15-20 лет. В то же время  отмечено исследователями, что наиболее  активный контакт с художественным творчеством у людей в возрасте 10-25 лет. Напомним, что это и период наиболее  активной социализации человека; что касается контактов с искусством, то и здесь в этот возрастной  период формируется различение сфер художественного и вне художественного.

Это  обстоятельство указывает на еще один общеметодологический параметр закономерностей сложившейся  формы фильмовосприятия в кинотеатре. Именно это обстоятельство важно иметь в виду при оценке зрителя – эксперта, для которого отчетливая оппозиция художественного – вне художественного является  базой отношения к кинопродукции.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности средствами художественно-зрелищных методик