Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:36, реферат
Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких
сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам
разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни
в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги
кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение
собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил
русский народ и нарушил
нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.
I. Введение
II. Основная часть
- Административные механизмы ордынского владычества
- Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига
- Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в
первой половине XIII века
- Распад Золотой Орды и возрождение Руси
- Прямое воздействие монгольского завоевания
- Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии
III. Заключение
периода, он во многих отношениях отличался от своего прототипа. Дворяне не
являлись соратниками князя, они были его подданными. И, в отличие от бояр,
были привязаны к службе: кто-то на время, кто-то на всю жизнь.
После ослабления Золотой Орды московские великие князья получили возможность
использовать при
повинности. Именно на основе
монгольской системы князь
сумел мобилизовать армию, с которой победил на Куликовом поле. Его сын
Василий I еще раз использовал общий призыв при подготовке к нашествию
Тамерлана. В шестнадцатом веке призыв проводили несколько раз. К тому времени
он стал известен как посоха, поскольку требуемая квота рекрутов
устанавливалась посошно.
3) на социальную сферу
Перемены, которые произошли в Восточной Руси за монгольский период в
положении социальных классов, были не столь радикальны, как изменения в
правительстве и администрации, однако они были не менее важными. Можно
сказать, что в течение монгольского периода основы старого социального
порядка – свободного общества – постепенно и настойчиво разрушались, не
задевая поначалу внешней стороны. К моменту, когда Иван III провозгласил
освобождение страны от монгольского владычества и покорил Новгород, основа
новой структуры была готова, и новый порядок, порядок прикрепленного к
службе общества, стал ясно просматриваться. Это особенно справедливо
относительно высшего класса русского общества, бояр; как ни парадоксально это
может показаться, но процесс их подчинения монарху завершился быстрее, чем
строгая регламентация жизни и закрепощение низших слоев.
Московское боярство состояло из разнообразных и разнородных элементов.
Некоторые бояре 14 и 15 вв. принадлежали к древним боярским родам Великого
княжества Владимирского, значительное количество боярских семей были
западнорусского происхождения, другие семьи наши источники относят к
польскому и литовскому происхождению (хотя их точное этническое происхождение
не всегда ясно). И, наконец, некоторые их лучших московских боярских
фамилий были монгольского или тюркского происхождения. К ним можно отнести
Вельяминовых-Зерновых, ветвями рода которых были Сабуровы и Годуновы.
Арсеньевы и Бахметевы поселились на Руси в конце четырнадцатого и в
середине пятнадцатого веков. В последующих столетиях в Москву перемещались
менее значительные татарские фамилии, внося свою лепту в формирование в
Московской Руси класса служилых князей.
В то время как основной обязанностью знати и дворянства, а также основой их
прикрепления к государству стала военная служба, горожане и крестьяне несли
тягло. Их главными обязанностями было платить налоги и отбывать трудовые
повинности, когда это требовалось государству. Консолидация тягловых
социальных классов (которые количественно составляли основную часть нации)
завершилась в течение 17 века. Продолжительный процесс начался, однако, в
монгольский период. Основным фактором на начальной стадии процесса являлась
система всеобщего налогообложения и воинской обязанности, введенная на Руси
монголами.
В период, предшествовавший монголо-татарскому игу, жители крупных городов не
платили налогов, они формировали собственное ополчение, в котором служили как
свободные горожане, а не призванные солдаты. Призыв и налогообложение,
введенные монголами, вместе с ограничением вече коренным образом изменили
статус городского класса в Восточной Руси, и после освобождения от монголов
были использованы великим князем в интересах собственного правительства.
Как известно, церковь и ее владения были освобождены правительством Золотой
Орды от налогов и других повинностей. Поэтому крестьяне на монастырских
землях несли только монастырские повинности, но не государственное тягло.
Напротив, крестьяне на других землях и платили дань, и несли воинскую
повинность. Как ни парадоксально это звучит, привилегии церкви резко
сократились после распада Золотой орды и укрепления власти великого князя
московского. Церковь теперь должна была обращаться к великому князю за
подтверждением своих льгот. Несколько великокняжеских грамот предоставили
церкви административную неприкосновенность, но обложили крестьян церковных
владений налогами. В результате к 1500 году статус монастырских крестьян
приблизился к статусу крестьян других категорий.
4) на духовную и культурную жизнь
В средневековой Руси православная христианская церковь играла главную роль в
духовной жизни нации. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде
ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на
Русь в религиозной сфере. Косвенно, однако, монгольское завоевание влияло
на развитие русской церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый
удар монгольского нашествия был для церкви таким же болезненным, как и для
других сторон русской жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая
самого митрополита, погибли в разрушенных городах; многие соборы, монастыри
и церкви были сожжены или разграблены; множество прихожан убито или уведено в
рабство. Киев, митрополия русской церкви, был так опустошен, что многие годы
не мог служить центром церковной администрации. Из епархий больше всех
пострадал Переславль, и епархию там закрыли.
Только после того, как Менгу-Тимур выдал русским церковным властям охранную
грамоту, церковь еще раз оказалась на твердой почве и могла постепенно
реорганизоваться; по прошествии времени в некоторых отношениях она стала
даже сильнее, чем до монгольского нашествия. И правда, руководимая греческими
митрополитами, посвященными в сан Византии, защищенная ханской грамотой,
церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой либо
иной период русской истории. Это время было также периодом, когда русская
церковь имела возможность создать мощную материальную базу для своей
деятельности. Уровень процветания, достигнутый церковью к концу первого
века монгольского владычества, поначалу чрезвычайно помог в ее духовной
деятельности.
Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача
оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям – от князей до
простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия – завершить
христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось
среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то
время, находилась в городах. В сельских районах христианский слой был
довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в
период монгольского ига сельское население Восточной Руси было более
Информация о работе Становление тюрко-мусульманского евразийства