Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа
Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано исключительно с человеком и определено его деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают возможность говорить о наличии каких-то его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире отыскать невозможно.
Задание………………………………………………………………………………………..3
Сущность культуры………………………………………………………………………….4
2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7
3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13
4. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17
5. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18
6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20
Список используемой литературы……………………………………………………..........23
2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:
Советском энциклопедическом словаре, "смысл" поясняется как идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.).
В реальной жизни человек как индивид, личность просто живет, постоянно занимаясь разными личностно - или общественно-полезными делами, наполняя свою жизнь определенным содержанием, следовательно и смыслом. При этом он не только обходится без философских категорий, но практически даже не задумывается о смысле жизни, о своем назначении.
Понятия "смысл" и "назначение",
отождествление которых имело место
в истории философии.
"Смысл" обозначает, на наш взгляд,
всю полноту целенаправленной жизнедеятельности
человека, прежде всего индивида как представителя
человеческого рода, то есть имеет преимущественно
личностный и конкретно-исторический
характер, он многообразен, достаточно
динамичен и локален. Такая характеристика
смысла объясняется тем, что человек в
сущности своей социально-творческое,
деятельное существо и в процессе своей
жизни постоянно ставит перед собой новые
и все более сложные цели и задачи. Такое
обновление и наполнение жизнедеятельности
человека определяет ее смысловую сторону,
"Назначение" же является понятием,
которое выражает некоторую "предельную"
(конечную) цель человека как родового
существа, то есть выражает смысл самого
смысла его как индивида, личности.
В рамках космоцентризма человек рассматривается как микрокосмос, жизнь его определяется макрокосмосом, изначальной космической гармонией, космической мудростью и космической справедливостью. Поэтому человек должен стремиться формировать у себя соответствующие качества, вести мудрый образ жизни на основе познания самого себя: самопознание - начало и основа самосовершенствования, достижения гармонического единства своих целей, мышления, миропонимания и ценностей.
Такое понимание смысла жизни человека, его призвания присуще до Сократовской философии. У софистов и Сократа наблюдается определенный поворот в понимании человека, а именно поворот к миру человека, формируется установка на объяснение человека из его же жизнедеятельности. Так, по Сократу, человеческим призванием является постоянный труд над нравственным совершенствованием, стремление быть добродетельным. У Платона и Аристотеля фактически находим социологический подход к человеку: Космос как детерминант человеческой жизни заменяется социумом (общество, государство, законы и нравственные нормы), который непосредственно детерминирует жизнедеятельность человека. Он должен стремиться к благу и в этом стремлении и заключается смысл жизни человека.
Действительно, в этих философских системах человек - это существо социальное, самостоятельное и свободное в своем выборе. Оно сложное, противоречивое, одновременно и сильное, и слабое существо. В этих философских учениях постепенно осознается диалектическое единство общества и человека, индивида и рода, прогресса общества и процесса самосовершенствования человека.
Начиная с философии
эпохи Возрождения до марксистской
философии в учениях о человеке
утверждаются и обосновываются идеи
гуманизма, освобождения человека от гнета
социальных сил на основе переустройства
самого общества. Во всем этом и заключается
понимание смысла бытия человека,
в котором имплицитно содержится
и ответ на вопрос о назначении
человека.
Весьма глубоки рассуждения И. Канта о
смысле жизни и назначении человека. В
сочинении "Антропология с прагматической
точки зрения" (1798г.) он утверждал, что
человек - это животное, "наделенное
способностью быть разумным", которое
"может сделать из себя разумное животное".
Решающая роль в качестве средства отводится
им культуре, развитие которой способствует
совершенствованию человека, что и составляет
смысл и назначение человека, ибо "он
для себя своя последняя цель".
Естественное назначение состоит в беспрерывном движении вперед к лучшему.
Впоследствии К. Маркс развил идеи Канта, придав им очень сильное политическое звучание. Следует отметить, что упование на разум человеческий характерно для всех философов "линии" Просвещения. Характерным для этой линии в философии человека является общий для них весьма серьезный методологический недостаток – объяснение человека исходя из него самого, порою сопровождаемое отождествлением человека и человеческого общества; этот недостаток неизбежно проявляется в концепциях социокультурной трактовки природы и сущности человека.
Смысл жизни
человека осознается этими философами
как ядро его жизнедеятельности,
а жизнедеятельность
Начинать с человека,
подходя к нему с позиции диалектико-
Возвращения к истокам человеческого
рода, к тем фундаментальным
Целью деятельности является улучшение мира на основе его познания, ибо социальный прогресс ведет к совершенствованию и самого человека: человеческое, "назначение заключается не только в знании, но и в действиях, согласных с этим знанием".
Смысл и назначение
жизнедеятельности человека
"Земная" цель; создавая на земле "разумное бытие, каждое человеческое поколение должно "стать всем".
Фихте, считал, что существует еще "надземный мир" как мир невидимый и непостижимый
Смысла жизни, повинуясь нравственному закону (достижение земной цели), трудиться и для "надземного мира, ибо человек... должен иметь цель, лежащую вне этой жизни".
Важно подчеркнуть, что
Фихте фактически стремится разорвать
"замкнутый круг", проявляющийся
у предшествующих ему мыслителей,
однако попытка эта приобретает
мистический характер. Аналогичную
методологическую позицию занимал
Гегель: человек и смысл его
жизни понимались им лишь как часть
единого объективного диалектического
мирового процесса, поэтому в философии
Гегеля смысл и назначение жизнедеятельности
человека также имеют надличностный
характер.
Идея выхода за пределы жизнедеятельности
человека и человеческого общества была
шагом вперед в философской антропологии.
Однако реализация ее оказалась неудачной.
Тем более это относится к религиозной
философии, стоявшей на позициях геоцентризма.
В религиозном мировоззрении
и философии религии смысл
человеческой жизни определяется через
соотнесенность человека с творцом
как служение Богу и подготовка к
загробной жизни (идея обожания человека,
культ Христа-спасителя: Бог стал
человеком, чтобы человек стал Богом).
К религиозной концепции примыкала и русская
философская мысль, в которой центральное
место занимали преимущественно проблемы
духовности и духовного совершенствования
человека. Это не были чисто религиозные
искания, были искания и светские, т.е.
искания истины человеческого бытия, правды
жизни, которые исходили из самого человека
и развивались в принципиальном согласии
с религией. А в конце ХIX - начале XX вв. проблема
решалась уже на основе философии "цельного
знания" (В. Соловьев и др.) или же - философии
"общего дела" (Н. Федоров и др.).
Смысл жизни и назначение
советского человека определялись идеей
коммунизма: советский человек - строитель
коммунизма. Проблема решалась в основном
на личностном уровне, а понятие
человеческого рода было "отодвинуто"
на окраину философской мысли. Другой
чертой решения проблемы в советской
философии была ярко выраженная ее
политизация: смысл бытия человека,
его назначение сводились к революционно-
Несколько иной
характер имеет книга А.Т. Москаленко
и В.Ф. Сержантова "Смысл жизни
и личность". Обобщение заключается
в следующем: говоря о смысле какого-либо
предмета, мы указываем на его связи
в какой-то более обширной системе.
Поскольку объектом рассмотрения может
быть либо идеальный предает (понятие),
либо реальный, можно говорить о
смысле понятия (наряду с его значением),
устанавливая его связи с некоторой
более обширной истиной, либо о смысле,
(назначении) предмета, имея в виду в
таком случае отношение его к
более широкой сфере
То, что породило
человека (в филогенезе), становится
впоследствии сущностью
Сущность не может не
проявиться, будируя многообразие человеческой
деятельности. На наш взгляд, именно
эта "естественная история человека",
т.е. постоянно развивающаяся
Указанный фактор
обусловливает осознание
Формирующаяся
и развивающаяся
Осознание диалектики саморазвития
материального мира в рамках целостности
природы и общества радикально меняет
статус человека: он начинает относиться
к миру как некоторая мера, так
как благодаря разуму и все
возрастающей мощи своей деятельности
по преобразованию предметного мира
он приобретает способность
Сердцевиной человеческого
самосознания выступает философская
рефлексия над настоящим как
способ проявления прогностической
функции философской мысли. Самосознание
человека, осуществляемое при помощи
философской рефлексии, и есть подлинная
мудрость, способная подсказать ему
цель и задачи его деятельности,
придать им определенный смысл, а
самому человеку - его истинное назначение.
Поэтому нужно говорить о "назначении"
человека, подсказываемом ему его "естественной
историей", порождающей смысл
его бытия, но нельзя говорить о "предназначении"
человека, хотя в действительности
само это "назначение" предопределяется
всей предшествующей историей человечества.
Таким образом, диалектико-материалистическая
методология позволяет
Чем иным является
богатство, как не абсолютным выявлением
творческих дарований человека, без
каких-либо других предпосылок, кроме
предшествовавшего