Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа
Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано исключительно с человеком и определено его деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают возможность говорить о наличии каких-то его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире отыскать невозможно.
Задание………………………………………………………………………………………..3
Сущность культуры………………………………………………………………………….4
2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7
3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13
4. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17
5. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18
6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20
Список используемой литературы……………………………………………………..........23
Процессы культуры прежде всего проявляется как динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни 1-2 поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества); динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта)и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением). Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы Процессы культуры. В конечном счете все Процессы культуры функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ (в том числе и в случаях процессов деструкции неэффективных систем, становящихся помехой функционированию и развитию более перспективных образований).
В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:
1. Порождение культурных явлений
(генезис адаптивных и
2. Распространение культурных
3. Функционирование культурных
4. Социокультурное
5. Аккумуляция социально
6. Восприятие и интерпретация
культурных явлений субъектами
культуры (процессы индивид, и
коллективного понимания —
7. Социальное и историческое
8. Изменчивость культурных
Процессы
культуры представляют собой целеориентированную
жизнедеятельностную активность людей
и являются осуществлением более или менее
типовой последовательности процедур:
осмысления людьми своих интересов и потребностей,
возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
разработки технологий (способов)
6. Изменения внутри культуры
и во взаимодействии разных
культур, для которых
Понятие культурной динамики.
Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер”
Понятие динамики культуры тесно связано с широко исследуемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему.
Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Если рассматривать культуру как систему, то культурный процесс можно определить как взаимодействие элементов, протекающее во времени по мере того, как одно состояние системы сменяется другим. Этот процесс ярко описан Л.Уайтом как поток взаимодействующих культурных элементов - инструментов, верований. В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Этот процесс состязательный: инструменты, верования, обычаи могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы - открытия и изобретения культурных элементов.
Типы культурной динамики
1. Фазовый
или этапный тип культурной
динамики, к которому применима
историческая периодизация (либо
формационное деление истории:
первобытное общество, рабовладельческое,
феодализм, капитализм; либо в
соответствии с доминирующим
типом социальных отношений:
2. Культурные
процессы, ведущие к смене духовных
стилей, художественных жанров и
направлений, ориентаций и мод.
3. Культурный
застой как состояние
Культурный застой - это характерная черта устойчиво малых этнических культур. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, например, в различных регионах Востока. Как культурный застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизации древности (древний Египет ), цивилизаций доколумбовой Америки.
4. Культурный
процесс, который определяется
как упадок и деградация
Такой тип
культурного процесса можно рассмотреть
на примере некоторых малых
Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры. Это происходит в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира, так, например, после взлета высокого Возрождения XIV-XV вв. в Италии, Франции или Англии появились упадочные школы “маньеризма”, пытавшиеся подражать классическим образцам. Упадком отмечена русская иконопись в период XVIII - XIX вв., которая воспроизводила лишь слабые подобия высочайших образцов иконописи предшествующих веков.
5. Кризис
культуры определяется как
В историческом
плане социальный и духовный кризис
в древних обществах
В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. в зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной жизни.
6. Циклические
изменения также можно
В качестве
варианта цикличности следует
Далеко идущая
инверсия приводит к разрушению накопленного
ранее культурного достояния, что
приводит рано или поздно к возрождению
прошлого, восстановлению необходимых
компонентов духовной культуры, без
которых жизнь общества оказывается
неполноценной. Так Западноевропейское
Возрождение привело к