Теоретические основы античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Идея исторической колесницы  развязывает руки, дает право в  любой последовательности перечислять все подряд события и институты, лишь бы они были после рода и перед феодом. Но она не избавляет от самого главного и от самого для нас важного - от ответа на вопрос: почему именно Средиземноморье (а не Китай, Индия, Междуречье, Египет) оказалось полигоном для всемирно-исторических упражнений в моделировании новых типов мысли, новых мировоззрений, новых психологических установок, новых форм социальности.

Вся история культуры начинает вращаться вокруг античности, как Солнце, планеты и звезды вокруг Земли в системе Птолемея. Люди готовы идти на все стороны света с античной меркой, готовы в попытках объяснить от античности своеобразие других цивилизаций.

Мы можем теперь попытаться сложить мозаику частных подходов к античности в самую общую рабочую гипотезу становления и развития античной культуры.

Античность возникает  на базе и на материале олимпийской  культуры как отклонение от нормы  в таких условиях социального  окружения, когда в военно-олимпийском типе социальности становится невозможным государственное регулирование по отрицательной обратной связи. В бассейне Эгейского моря практически вся пригодная для сельского хозяйства земля оказалась подверженной опасности нападений с моря, и в условиях равнораспределенной опасности нападений земледелие вынуждено было накапливать оборонительный навык, а с ним и ряд сопутствующих гражданских навыков. Как результат этого первичного накопления впервые в истории человечества возникает целостная личность4.

Вряд ли существует бесспорный способ соединения всех оснований в преемственную и непротиворечивую картину поэтапного, или стадийного, развития античности, в которой любой синхронный срез мог бы получить бесспорное и однозначное объяснение, но практическая неизменность основной технологии (земледелия) и застойный характер всего технологического ритуала делают античную историю векторным.

Искажение олимпийской  системы в бассейне Эгейского  моря, накопление земледелием государственных  и пиратских навыков, возникновение  комплексных личностей вводят нас в первичный хаос творения античности из олимпийского материала. Отсюда берет начало античность и отсюда нам следует начать анализ античной культуры.

1.3.Античная культура, ее основные черты и особенности. Место человека в художественной культуре античности

 

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств.

Общими чертами для античных государств были особая форма собственности и пути социального развития - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, она была неотделима от жизни этого общества. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры5.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской  цивилизации и культуры. Именно здесь  были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Античная культура строилась вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община. Полис (община) был тем единственным местом на земле, где грек чувствовал себя человеком, где он находился под покровительством бога или богов, именем и изволением которого город был создан Юпитера в Риме, Афины Паллады в Афинах (см. прил. 1). Крупнейший философ древнего мира Аристотель писал, что полис это общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни. Поэтому, ничто не было для грека страшнее, чем изгнание из родного города и отнятие гражданских прав. Античные авторы как к неповторимой, высшей, не только общественной, но и сакральной ценности относятся к полису. Цицерон в своем сочинении «О государстве», утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».

Экономической основой  полиса являлась античная двуединая  форма собственности, с одной  стороны, общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства  полиса, с другой, индивидуальная частная  собственность каждого гражданина. В этом заключались истоки гармонии между личностью и обществом в античной культуре, что придает ей классический характер, если употреблять слово «классический» не как оценку, а как термин.

На протяжении всей истории  человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение  творческих сил, формирование духовного облика человека - функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны  бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный  процесс самопознания, заставляя  работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

История искусства в  истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и  традиций, не знающих временных и  географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

Античность завещала последующим эпохам максиму «человек - мера всех вещей» и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном - самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия - образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев - примерами красоты гражданского служения и государственного созидания6.

В античном мире была предпринята  грандиозная попытка соединения Запада и Востока в единой цивилизации, преодоления разъединения народов  и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно  взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих  эпох. Любой подъем в культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен с обращением к античному наследию Античные художественные формы, культурные традиции отличаются тем, что, усваиваясь другой культурой, они органично входят в ее плоть и кровь, становятся «своими».

И в нашем бурном, кровавом, полном страданий, но и великих побед двадцатом веке мы осознаем, быть может, как никогда остро единство человечества не только в пространстве, но и во времени. Мы - звено в цепи поколений. И вслед за многими, жившими до нас, мы с полным основанием гордясь движениями нашего времени и надеясь на лучшее будущее, можем повторить: «Мы видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов». У основания этой пирамиды жизни - гиганты - дети античного мира и в мифологическом, и в духовном смыслах. Античность подарила человечеству не только сказания о гигантах, детях Земли и Неба, но и реальных титанов духа, мысли, слова, искусства и деяний, заложивших фундамент европейской и во многом мировой - цивилизации7.

Античность продолжает жить в нас, питая современную  науку и культуру, проникнув в  ментальность современного человека, даже если он не вполне отдает себе в этом отчет. Античность - основание того мира, в котором мы живем сегодня.   

  1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры

 

2.1.Общая характеристика  древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической  цивилизации, причудливо сочетавшей в  себе свободу и рабство. Рабство  не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация  все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Древняя Греция знала такие формы  политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем  бессмертным созданием греческой  цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества8.

Греки были убеждены, что  человек – это существо политическое. Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера9.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу, как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную  идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая  духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело – это не только объемная пластика мускулов, но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища) (см. прил. 2). Место спортивных состязаний в жизни греков можно проиллюстрировать следующим интересным примером: к западу от Акрополя, на невысоком Рыночном холме, расположен самый сохранившийся древнегреческий храм постройки 450-440 гг. до н.э. Главным же украшением храма являются метопы с изображением спортивного состязания Тесея и Геракла (см. прил. 3).

В древнегреческом искусстве  ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в  пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером. Важнейшей задачей архитектуры у греков, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые, такие как храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и колосс Родосский (см. прил. 4).

Информация о работе Теоретические основы античной культуры