Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.
7) Агонистика (греч. аgonia
- борьба) – нацеленность на постоянную
борьбу, соперничество, на то, чтобы
превзойти всех. Агональный дух
буквально пронизывал все
8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает какую-то историческую реальность.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Следующая доминанта греческой культуры – мифология. Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, где понимание мира предстает в соединении реальности и фантазии, в особенной форме запечатлены все стороны действительности и деятельности, образ жизни, нравы, обычаи и мышление людей этой эпохи. Для мифологии характерен такой взгляд на мир, в котором природа одушевлена, одухотворена, богоподобна, т. е. противостоит человеку не как «Оно», а как «Ты»17.
Характеризуя культуру Греции в целом, следует отметить, что в политике и науке и искусстве был сделан шаг вперед. Культура, созданная греками, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно мы будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества. Я считаю, что культуру Древней Греции мы в полном праве можем называть колыбелью европейской культуры.
Заключение
На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены и взаимосвязаны. Структура культуры опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности. Базисные элементы культуры - материальная и духовная.
Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции, можно только говорить об основных чертах этой культуры.
Хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные вначале работы, достигнуты и раскрыты. Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки дали человечеству:
1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;
2) высокоразвитую мифологию;
3) своеобразную религию;
4) великолепную литературу;
5) художественность и образность мышления;
6) изумительный театр, танец, музыку, песню;
7) совершеннейшую архитектуру;
8) непревзойдённую скульптуру;
9) утончённую живопись;
10) разнообразное прикладное искусство;
11) глубочайшую философию (создали новый рациональный тип мышления);
12) науку (дали начала
многим отраслям знаний и
13) сформировали исторический тип мышления;
14) подлинное право, правовую психологию, правовое мышление и правовое поведение;
15) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;
16) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;
17) новые формы социальности,
подчеркнули значимость
18) образцы общения, образования и воспитания;
19) оригинальное военное
искусство, создали идеалы
20) новые формы хозяйствования и экономической деятельности;
21) физическую культуру,
спорт, утвердили ценность
22) открыли человека как творца и творение культуры, открыли дух и человеческую душу, сняли ощущение человеческой неполноценности, сформировали представление об идеале культурного человека и многое другое.
Ни одна культура не может похвастаться столь многочисленной плеядой гениев как античная. В работе была рассмотрена культура Древней Греции, но не стоит забывать, что античная культура это не только культура Древней Греции, но и Древнего Рима. Нет такой сферы деятельности, в которой греки и римляне не сказали бы своего слова.
Однако следует признать, что не всё в Греции и Риме было совершенным. Как и во всякой культуре, в античной, была и обратная сторона. Имели место и жестокость, и насилие, и фанатизм, и казарменность, и детоубийство, и низость, и суд над Сократом, и несправедливое заключение в тюрьму Фидия, и убийство Цицерона, и изгнание Аристарха, и преследование за атеизм, и тирания, и рабство, и дискриминация, и пессимизм, и невежество, и заносчивость, и недооценка других культур, и междуусобицы. Но на фоне величайших достижений негативное явно уходит на второй план. Оно ни в коей мере не сравнимо с теми положительными результатами, которых достигли этот великий народ. Всё это даёт нам право утверждать, что изучение, использование античного культурного наследия должно быть не только хобби, но и долгом каждого просвещённого человека. Симптомы надвигающихся радикальных перемен в культуре вынуждают нас обращаться к величайшей культуре прошлого, незыблемой античной классике. К ней можно относиться по-разному, но оставить без внимания, невозможно.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
http://www.countries.ru/
http://www.countries.ru/
Приложения
1 Поликарпов, В.С. Лекции по культурологи. – М.: «Гардарика», 2002. – С.44.
2 Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. - М., 2001. – С. 27.
3 Кармин, А.С. Культурология. 3-е изд. - М.: Издательство «Лань», 2005. – С.84.
4 Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности. - М., 2002. – 123с.
5 Штаерман, Е.М. Кризис античной культуры. - М., 2006. – С.22.
6 Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. - М.: Издательство «Лань», 2005. – С.74 - 85.
7 Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001. – С.25.
8 Кузищина В. И. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. - М., 2007. – С.13.
9 Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001. – С.35.
10 Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Рима. - М., 2003. – С.25.
11 Бузескул В. П. Введение в историю Греции. - М., 2005. – С.41.
12 Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. - М., 2002. – С.25.
13 Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). - М., 2001. – С.123.
14 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004. – С.46
15 Баумгартен Ф. Эллинская культура. - М., 2000. – 521с.
16 Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. - М., 2001. – С.317.
17 Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь. - М., 2004. – 425с.