Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Помимо архитектуры, скульптуры и живописи важную роль в искусстве древних играл танец. Танец возник еще в незапамятные времена, когда люди стремились выразить свои эмоции, подражая движениям животных и птиц. В самом деле, есть неуловимое сходство между играми и танцами тех и других. Каждый танец отвечал характеру народа. Все празднества обычно сопровождались плясками. По преданию, священные пляски перенесены в Грецию из Египта певцом Орфеем. Заметную роль в воспитании греков играли музыка, песни и гимны (см. прил. 5)10.
Культ меры, гармонии пронизывал
все греческое мировосприятие. Вселенную
греки считали целесообразным целым,
внутренне упорядоченной
Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость11.
Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.
Перечисленные выше типологические
черты древнегреческой культуры
и цивилизации своеобразно
2.2.Этапы развития культуры Древней Греции
Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:
1) Уже в 3-м тыс. до н.э. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему «дворцовой экономики», сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, «морские сюжеты» (см. прил. 6). Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тесее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом (см. прил. 7). Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.
Микенская культура
известна образцами городской
архитектуры, дворцами
2) Гомеровский (царский) период (XI –VIII вв. до н.э.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосее (см. прил. 9). Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – «Илиада» и «Одиссея», относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена архейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. «Илиада» описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. «Одиссея» - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою (см. прил. 10).
Одним из самых замечательных
явлений древнегреческой
Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.
3) Архаический период (VII –VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс. жителей), Афины (25 тыс. жителей), Милет (30 тыс. жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. С VII в. уже чеканится монета (см. прил. 12). До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).
В конце архаического
периода наступил кризис
4) V-IV вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры, порой ее классики. Большое значение имела победа, одержанная эллинами в целой серии войн с Персидской державой (500 – 449 гг. до н.э.). Она содействовала росту патриотических настроений, укреплению идеи культурного превосходства эллинов над чужеземными «варварами». Правда, в условиях новой, Пелопонесской, войны (431 – 404 гг. до н.э.), разделившей и опустошившей Грецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце IV в. до н.э. к установлению в Греции македонского господства. На фоне этих бурных социально-политических процессов протекала деятельность величайших мастеров культуры. Скульпторы Фидий («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос»), Мирон («Дискобол»), Поликлет («Копьеносец») создавали образы идеальной человеческой красоты (см. прил. 13).
Авторы трагедий Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь Эдип»), Еврипид («Медея») выводили истории людей, погибающих под ударами судьбы, людей, мучимых сильными страстями, и, вызывая в зрителях сострадание и страх, достигали катарсиса – очищения их душ. Комедиограф Аристофан («Мир», «Всадники») остроумно высмеивал противников демократии и поборников войны. «Отец истории» Геродот написал «Историю» греко-персидских войн, а другой историк, Фукидид, - «Историю Пелопонесской войны». Философ Сократ учил сомневаться в очевидных, казалось бы, вещах и обретать истину в споре. Его ученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества. А ученик Платона Аристотель прославился как крупнейший энциклопедист древности, занимавшийся одновременно философией, историей, математикой, физикой, ботаникой, медициной, политикой, теорией искусства. Вершиной древнегреческой архитектуры явился комплекс сооружений на Афинском Акрополе, включавший парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон (см. прил. 14)14.
5) Далекие завоевательные походы Александра Македонского на Восток (334 – 324 гг. до н.э.) положили начало последнему периоду в истории собственно древнегреческой культуры – эллинистичекому. Это было время интенсивного культурного взаимодействия греков с афро-азиатскими народами, время политической нестабильности, выражавшейся в частых войнах, подвижках границ и государственных переворотах. Оно породило изобразительное искусство, полное драматизма, движения, страсти (характерные примеры: скульптурная группа «Лаокоон», Алтарь Зевса в Пергаме, на котором была изображена битва олимпийских богов с гигантами) (см. прил. 15).
Имело свои выдающиеся достижения
изобразительное искусство
Наблюдался определенный кризис традиционных моральных ценностей. Получили распространение философские учения (эпикуреизм, стоицизм), призывавшие людей отказаться от активной общественной деятельности и заняться вопросами личного усовершенствования. В эпоху эллинизма творили великие ученые: Евклид, создавший элементарную геометрию, Эратосфен, рассчитавший размеры Земли, Аристарх Самосский, высказавший гипотезу о вращении планет вокруг Солнца, Архимед, ставший основоположником теоретической механики и изобретателем многих технических приспособлений и т.д. Крупным научным центром являлся Мусейон (храм муз) в Александрии (см. прил. 16). Эллинистический период завершился в I в. до н. э., когда последнее эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, покорился новым завоевателям – римлянам15.
Изучив основные этапы древнегреческой культуры можно сделать вывод, что древнегреческая культура в каждом периоде внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.
2.3. Важнейшие особенности и доминанты древнегреческой культуры
Перечислим важнейшие
особенности древнегреческой
1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек.
2) Повышенный интерес
к человеку, побуждающий некоторых
авторов говорить даже об
3) Утверждение ценности
полиса как необходимейшего
4) Культ человеческой
телесности и одновременно
5) Аисторизм, т.е.