Теоретические основы античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Помимо архитектуры, скульптуры и живописи важную роль в искусстве  древних играл танец. Танец возник еще в незапамятные времена, когда  люди стремились выразить свои эмоции, подражая движениям животных и птиц. В самом деле, есть неуловимое сходство между играми и танцами тех и других. Каждый танец отвечал характеру народа. Все празднества обычно сопровождались плясками. По преданию, священные пляски перенесены в Грецию из Египта певцом Орфеем. Заметную роль в воспитании греков играли музыка, песни и гимны (см. прил. 5)10.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную  греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в  их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда – соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела  важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному  Аристотелем, девиантным является любое  поведение, которое нарушает меру. Философ  одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость11.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно  боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой  культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к  анализу которых мы обращаемся.

 

2.2.Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация  прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

  1. крито-микенский (III –II тыс. до н.э.);
  2. гомеровский (XI – IX вв. до н.э.);
  3. архаический (VIII – VI вв. до н.э.);
  4. классический (V – IV вв. до н.э.);
  5. эллинистический (IV – I вв. до н.э.).

1) Уже в 3-м тыс. до н.э. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему «дворцовой экономики», сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, «морские сюжеты» (см. прил. 6). Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тесее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом (см. прил. 7). Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

 Микенская культура  известна образцами городской  архитектуры, дворцами крепостного  типа. В шахтовых гробницах Микен  были обнаружены золотые погребальные  маски, украшения, оружие (см. прил. 8). Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения12.

2) Гомеровский (царский)  период (XI –VIII вв. до н.э.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосее (см. прил. 9). Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – «Илиада» и «Одиссея», относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена архейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. «Илиада» описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. «Одиссея» - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою (см. прил. 10).

Одним из самых замечательных  явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых  песен, которые пели, облачаясь в  козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия. Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги. Театры поражали своим величием и красотой, самые знаменитые: Театр Диониса в Афинах (см. прил. 11)13.

Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII –VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс. жителей), Афины (25 тыс. жителей), Милет (30 тыс. жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. С VII в. уже чеканится монета (см. прил. 12). До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).

 В конце архаического  периода наступил кризис тирании,  и в ярде полисов устанавливается  демократическое или олигархическое  правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе, обликом которой стала Химера.

4) V-IV вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры, порой ее классики. Большое значение имела победа, одержанная эллинами в целой серии войн с Персидской державой (500 – 449 гг. до н.э.). Она содействовала росту патриотических настроений, укреплению идеи культурного превосходства эллинов над чужеземными «варварами». Правда, в условиях новой, Пелопонесской, войны (431 – 404 гг. до н.э.), разделившей и опустошившей Грецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце IV в. до н.э. к установлению в Греции македонского господства. На фоне этих бурных социально-политических процессов протекала деятельность величайших мастеров культуры. Скульпторы Фидий («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос»), Мирон («Дискобол»), Поликлет («Копьеносец») создавали образы идеальной человеческой красоты (см. прил. 13).

Авторы трагедий Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь  Эдип»), Еврипид («Медея») выводили истории  людей, погибающих под ударами судьбы, людей, мучимых сильными страстями, и, вызывая в зрителях сострадание и страх, достигали катарсиса – очищения их душ. Комедиограф Аристофан («Мир», «Всадники») остроумно высмеивал противников демократии и поборников войны. «Отец истории» Геродот написал «Историю» греко-персидских войн, а другой историк, Фукидид, - «Историю Пелопонесской войны». Философ Сократ учил сомневаться в очевидных, казалось бы, вещах и обретать истину в споре. Его ученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества. А ученик Платона Аристотель прославился как крупнейший энциклопедист древности, занимавшийся одновременно философией, историей, математикой, физикой, ботаникой, медициной, политикой, теорией искусства. Вершиной древнегреческой архитектуры явился комплекс сооружений на Афинском Акрополе, включавший парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон (см. прил. 14)14.

5) Далекие завоевательные походы Александра Македонского на Восток (334 – 324 гг. до н.э.) положили начало последнему периоду в истории собственно древнегреческой культуры – эллинистичекому. Это было время интенсивного культурного взаимодействия греков с афро-азиатскими народами, время политической нестабильности, выражавшейся в частых войнах, подвижках границ и государственных переворотах. Оно породило изобразительное искусство, полное драматизма, движения, страсти (характерные примеры: скульптурная группа «Лаокоон», Алтарь Зевса в Пергаме, на котором была изображена битва олимпийских богов с гигантами) (см. прил. 15).

Имело свои выдающиеся достижения изобразительное искусство эпохи  эллинизма. Были созданы значительные памятники архитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно стремление к грандиозности и великолепию. Характерна натуралистичность в портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

Наблюдался определенный кризис традиционных моральных ценностей. Получили распространение философские  учения (эпикуреизм, стоицизм), призывавшие людей отказаться от активной общественной деятельности и заняться вопросами личного усовершенствования. В эпоху эллинизма творили великие ученые: Евклид, создавший элементарную геометрию, Эратосфен, рассчитавший размеры Земли, Аристарх Самосский, высказавший гипотезу о вращении планет вокруг Солнца, Архимед, ставший основоположником теоретической механики и изобретателем многих технических приспособлений и т.д. Крупным научным центром являлся Мусейон (храм муз) в Александрии (см. прил. 16). Эллинистический период завершился в I в. до н. э., когда последнее эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, покорился новым завоевателям – римлянам15.

Изучив основные этапы  древнегреческой культуры можно сделать вывод, что древнегреческая культура в каждом периоде внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.

 

2.3. Важнейшие особенности и доминанты древнегреческой культуры

Перечислим важнейшие  особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм,  космологизм) от греч. kosmos - организованный  мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек.

2) Повышенный интерес  к человеку, побуждающий некоторых  авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей».

3) Утверждение ценности  полиса как необходимейшего условия  нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой  телесности и одновременно слабый  психологизм. Дохристианская античность  не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю  как единый и направленный  процесс. В Греции появились  авторы-историки, самые знаменитые  – Геродот и Фукидид. Однако  их сочинения – это рассказы  о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

Информация о работе Теоретические основы античной культуры