Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:05, курсовая работа
Проблема воспитания зрительской культуры в наше время стоит достаточно остро.
Сегодня много говорят о формировании зрительской культуры, когда аудитория становится ближе к театру, готова к восприятию спектакля, знает основные формы общения актера и зрителей. Движение зрителя навстречу театру может быть долгим, если не выстраивать обратную связь, когда театр становиться ближе к зрителю: чувствует новые тенденции, пристрастия зрителя, облекают театральные задумки в новые формы.
Правила поведения на концерте.
На концерте симфонической музыки лучшие места – несколько отдаленные от сцены. Именно там вы сможете услышать цельное звучание оркестра. На таком концерте действуют те же правила, что и в театре, только до начала концерта нужно ознакомиться с программой или внимательно слушать объявления ведущего концерта. Если не знаете произведения, подождите пока отреагирует более сведущая публика и присоединитесь к ней. К шуму в залах филармоний относятся еще критичнее. Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы не мешать другим своим кашлем или другим шумом. На концертах не нужно подпевать или подсвистывать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами или дирижировать. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера, до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Во время концерта, кинофильма не следует есть, разговаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт музыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музыкального номера. Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Естественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашляют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в залах классического типа (филармониях и др.).
Правила поведения в кино
В кино можно прийти в течение дня, не готовясь заблаговременно, - отсюда большая свобода действий. Если вы не сняли верхнюю одежду в гардеробе, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка ее нужно снять. На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре театральные, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его. На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим [20].
Разумеется, дело не только в воспитании внешней культуры (не опаздывать к началу спектакля или не уходить до окончания). Нет ли противоречия в том, что современному юному зрителю, выросшему в окружении средств массовой информации, компьютеров, зараженному «комиксовым сознанием», предлагается неспешное общение с искусством, оставшимся в обойме классических ценностей? Диалог предполагает приятие языка общения - приятие и постижение. В постижении важно неспешное существование, прочитывание, расшифровывание смыслов (в сценографии, в мизансцене, в подтексте) и, конечно, получение удовольствия от этого процесса.
1.2. Особенности формирования зрительской культуры
Сегодня много говорят о формировании зрительской культуры, когда аудитория становится ближе к театру, готова к восприятию спектакля, знает основные формы общения актера и зрителей. Движение зрителя навстречу театру может быть долгим, если не выстраивать обратную связь, когда театр становиться ближе к зрителю: чувствует новые тенденции, пристрастия зрителя, облекают театральные задумки в новые формы.
Когда же российская публика, особенно детская, перестала понимать язык Театра? Когда же наши дети перестали аплодировать в конце спектакля, когда они стали уходить из театра после первого действия, думая, что «кино» кончилось? Наверное, тогда, когда воспитание Театрала ушло из детства россиян, когда их умы и души завоевала продукция масс-медия.
Но устои современной жизни таковы, что взрослые и дети вынуждены отдавать лишь крохи своего времени посещениям театра. Взрослым не до воспитания в своём чаде театрала. Они надеются, что это сделает за них школьный учитель. Но…
Но наш учитель по ряду причин не всегда может вывести свой класс в театр. Это и заорганизованность системы образования, и бесконечная отчётность, и психологическая усталость педагога, и отдалённость школы от мест расположения театров, транспортные проблемы и многие другие причины.
Театру принадлежит особое место в культуре нашей страны. Мы гордимся творчеством известных русских драматургов, режиссёров, актёров. Педагоги стараются приобщить к великому искусству своих учеников. К сожалению, можно констатировать, что не каждый старшеклассник хотя бы один раз был в театре. Мы часто сталкиваемся с тем, что, находясь в зрительном зале, школьники не понимают происходящего на сцене, не знают, как вести себя в непривычной для них обстановке.
Несомненно, наиважнейшая роль в формировании зрительской культуры принадлежит семье, но в условиях несформированности этой культуры школа, учитель должны взять ответственность на себя в привлечении детей в театр.
Приобщение зрителя к театру имеет значение не только для театральной культуры личности, но и для художественно–творческого уровня театра, а также его материального благополучия. В современной ситуации искусство вынуждено существовать в условиях рыночных отношений и переходить на самоокупаемость. Поэтому театры должны самостоятельно позаботиться о своем благополучии. И основным источником доходов театров в этой ситуации являются зрители.
Но интерес театров не сводится только к наполняемости залов, их интересует, кто и зачем приходит в театр. Ведь именно зритель, его потребности и понимание сценического искусства будут определять дальнейшую деятельность и уровень театров. Театр должен вести зрителя за собой, поднимать его к высокому уровню, быть впереди, но при этом не имеет права оторваться от зрителя, от его сегодняшних потребностей. Новые художественные концепции войдут в театральную жизнь только тогда, когда зритель будет способен к их восприятию. Таким образом, с одной стороны театр формирует своего зрителя, с другой стороны — зрители создают свой театр.
Для формирования зрительской культуры личности очень важен период введения человека в мир сценического искусства. Желательно, чтобы этот процесс начинался с детства. В данной дипломной работе рассматривается формирование зрительской культуры личности старшеклассников. Во-первых, старшеклассники, как и молодежь в целом, в плане художественных вкусов и культуры — самая прогрессивная группа. Во-вторых, старший школьный возраст — это сенситивный период (интервал времени, в течение которого индивид максимально чувствителен к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий.) в освоении сценического искусства, поэтому именно серьезный театрализованный концерт может стать действенным средством развития личности. Вследствие этого углубленно заниматься искусством стоит именно в этом возрасте. Как справедливо заметил Ю. У. Фохт–Бабушкин, «комплекс целесообразнее формировать из опорных и подключаемых к ним видов искусства» [16, С. 314].
В возрасте старшего школьника человек достаточно активен и независим, поэтому педагог может предоставить учащимся самостоятельность и свободу в выборе спектаклей. Но стоит следить за тем, чтобы не падали качественные показатели выбора театрального произведения и интерес к сценическому искусству.
У старшеклассников интенсивно формируется личность, вырабатываются их мировоззренческие установки, создаются планы и перспективы на будущее, осознается свое место в обществе. Поэтому в спектаклях старших школьников в первую очередь живо интересует проблематика становления характера молодого человека, особенно — выбора им жизненных путей. Приемлемы также спектакли с историческим, приключенческим и романтическим сюжетом.
Старшеклассники в полной мере овладевают абстрактным мышлением, у них появляются стремление и способность к глубокому анализу и обобщению фактов, возникает интерес к морально–этическим проблемам, развиваются научные и эстетические взгляды. Следовательно, спектакли для этого возраста должны содержать острые нравственные вопросы, проблемы идеала, психологические аспекты поведения персонажей. Хотя встречается, когда у старшеклассников возникают противоречия и трудности, связанные с неравномерным развитием личности. Например, отставание нравственного развития учащегося от его умственного и физического развития.
Иной раз скупость реакций современного театрального зрителя склонны объяснять повышением его культуры. Но стоит различать сдержанность реципиента в проявлении эстетических эмоций и безучастность зрителя, его пассивность, неумение сопереживать тому, что происходит на сцене. Сопереживание — одно из основных условий достижения катарсиса, который осмыслил еще Аристотель. В процессе сопереживания будут задействованы такие важные свойства человека как эмпатия (способность к сочувствию), синтония (психологическое настраивание) и рефлексия (способность к самооценке своего внутреннего состояния). Эти способности человека в процессе восприятия театральных спектаклей будут иметь самое непосредственное отношение к проблеме взаимосвязи искусства и морали.
Общеизвестно, что сценическое произведение обладает большим воспитательным потенциалом. Но силу морально–психологического воздействия искусства не следует преувеличивать. Как отметил Аристотель, искусство не обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго. Воспитание сценическим искусством стоит рассматривать не как воздействие, а как взаимодействие, где каждый является активным участником этого процесса. С одной стороны выступает художественное произведение и его качественное своеобразие. С другой — сознание зрителя и его способности правильно понимать искусство. Для того чтобы воздействие спектакля было эффективным, человек должен быть уже в какой–то степени готов оценить предлагаемые ему картины мира [8, С. 206].
Поэтому важную роль в формировании зрительской культуры школьников играет внеурочная работа. Необходимы классные часы, на которых поднимаются проблемы поведения публики в театре, взаимоотношения актёров и зрителей. Например, это могут быть классные часы «Актёры и зритель», «Зритель – соучастник действия на сцене», «Что значит быть воспитанным?» (обсуждение статьи Д.С.Лихачёва «О хороших манерах»), «Театр начинается с вешалки», «Зритель в театре. Манеры поведения» (дискуссия, ролевые игры), «О чём рассказывает театральная программка?» и др. Они вызывают особый интерес у школьников, многие ребята стремятся побывать в театре и применить полученные знания.
Таким образом, при восприятии спектакля необходима предкоммуникативная фаза, включающая в себя предварительную подготовку зрителя к восприятию произведения сценического искусства. На этом этапе в задачи педагога входит: подбор спектакля для коллективного просмотра, подготовка старшеклассника к роли зрителя, его эмоциональная настройка на более глубокое понимание происходящего на сцене, активизация внимания и мыслительной деятельности ученика. Конкретные задания, полученные школьником до восприятия спектакля, способствуют развитию умения смотреть и понимать произведения театрального искусства, разбирать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства. Систематическое использование подобных заданий способствует прививанию «привычки» не бездумно смотреть спектакли, а анализировать их.
Перед посещением учащимися театра ставится общая цель: зачем иду в театр? Что хочу увидеть, узнать, почувствовать? Можно предположить, какой актёр будет задействован в той или иной роли, если спектакль по знакомому сюжету, какие будут декорации, костюмы. Педагог может дать ребятам индивидуальные задания, например, проследить за поведением какого-либо героя (речь, мимика, жесты, походка, действия), проследить за сменой декораций, обратить внимание на музыкальное оформление, роль освещения.
В театре подготовленный к просмотру спектакля подросток сравнивает своё поведение с поведением других зрителей. В зависимости от окружения каждый чувствует себя комфортно или испытывает неудобства. Иногда бывает целесообразно намеренно пригласить в театр на спектакль родителей некоторых учеников, учителей школы: взрослые помогут поддержать творческую обстановку и своим примером привить достойное поведение. В антракте и сразу после спектакля можно обменяться впечатлениями.
Также восприятие театрального искусства требует от зрителя умения анализировать и оценивать постановки — посткоммуникативная фаза, когда проводится соответствующая работа после спектакля. Коллективное обсуждение увиденного позволяет старшекласснику соотнести свою позицию с позицией других, а педагогу диагностировать и корректировать детское восприятие спектакля, как уже просмотренного, так и последующих. Активная совместная творческая работа учащихся открывает возможность для различных предложений, толкований, споров, требующих аргументации выдвигаемых точек зрения.
Анализируя со старшеклассниками просмотренный спектакль, учитель в первую очередь обращается к чувствам ребенка, а потом переводит их в словесную форму. Школьник присваивает мораль лишь в том случае, если она вырабатывается на основе его эмоций. К чувственному восприятию сценического действия подключаем рациональное. Основной методический принцип восприятия спектакля — сочетание эмоционального восприятия и интеллектуального анализа изучаемых фактов и явлений.
Для развития синтеза рационального и эмоционального мы используем аналитические и игровые приемы при разборе спектакля. Это беседы о спектакле, устное или письменное продолжение судьбы персонажа, этюды на воссоздание его логики мыслей, мотива поведения, действий, внутреннего монолога и т. д. Включение элементов творческой игровой импровизации позволяет осуществить этот процесс на языке театрального искусства и благоприятно сказывается как на аналитических, так и на художественно–практических навыках старшеклассников.
Всего С. Раппопорт и Е. Крупник выделяют три фазы художественного восприятия: помимо предкоммуникативной и посткоммуникативной фазы, собственно саму коммуникативную фазу. Она заслуживает отдельного внимания. Особенность театра, которую нельзя игнорировать, в том, что это искусство обращается и воздействует на чувства и мысли не отдельного человека, как книга или картина, которую каждый может прочесть или посмотреть наедине с собой, а влияет сразу на множество людей, собравшихся в зрительном зале, формируя коллективное сознание, основанное на взаимном заражении, на едином чувстве сопричастности к происходящему действию [1, С. 311].