Теоретические основы формирования зрительской культуры посредством театрализованного концерта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания зрительской культуры в наше время стоит достаточно остро.
Сегодня много говорят о формировании зрительской культуры, когда аудитория становится ближе к театру, готова к восприятию спектакля, знает основные формы общения актера и зрителей. Движение зрителя навстречу театру может быть долгим, если не выстраивать обратную связь, когда театр становиться ближе к зрителю: чувствует новые тенденции, пристрастия зрителя, облекают театральные задумки в новые формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Biserovoy_Olgi.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Ведущий может объявить номера, оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время, и зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера [19, С. 35].

1.3.3. Театрализованный концерт, как средство формирования зрительской культуры

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.  Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в  одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.

Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта.

Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения недопустимо.

В практике часто встречается бездумное расположение номеров в программе, и тогда исполнителю всякий раз заново приходится завоевывать внимание зрителей и вызывать их интерес к происходящему на сцене. Между тем в руках у режиссера огромные возможности для того, чтобы сцементировать программу и создать атмосферу, при которой внимание зрителя будет непрерывным, а, следовательно, и подготовленным к нарастанию.

Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический театрализованный концерт? Прежде всего, четкой идейной выразительности и художественной образности.

Важная задача режиссера концерта – непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.

Когда зритель приходит на концерт и знает, чему он посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересованность, но и взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов.

Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться  большим, мощным номером многолюдного коллектива: это или большой хор, или оркестр народных инструментов, или симфонический оркестр.

К участию в театрализованном концерте следует привлекать все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу, стали неотъемлемой частью театрализованных концертов.

Очень хорошо применять диапозитивы. С их помощью легко меняется место действия, и создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов.

Часто для театрализованных концертов применяется оформление, специально выполненное художником. При этом, наряду с важнейшей задачей – созданием художественного образа – должна предусматриваться организация концерта.

Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия (следовательно, и воздействия) не имеет столь важного значения, как в массовом театральном представлении, нигде так остро не ставиться вопрос о стремительной и органичной «подаче» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделять внутренним и внешним коммуникациям. Это заставляет художника вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых коллективов.

К сожалению, о том, что сцена для театрализованного концерта должна быть особым образом подготовлена, часто забывают. Когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например, замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта неряшливость нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу.

Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естественно, рассеивается, и в этом повинная неслаженность, прежде всего, его монтировочной части.

А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта – непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана, и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.

Форма театрализованного концерта привилась и стала необходимой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь, заинтересовать его? Об этом надо серьезно думать режиссеру.

Каждый концерт, представление могут иметь тысячу самых разнообразных решений, могут привлечь самый неожиданный материал. Режиссер должен быть политически чутким, образованным, любознательным человеком, знающим и профессиональное и самодеятельное искусство, их исполнительские силы и возможности,  иметь единомышленников среди режиссеров и художников для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения.

Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, этого действенного средства эстетического и этического воспитания народа, необходимо овладение сложной его режиссурой, путь к которой идет через изучение и обобщение огромного опыта, накопленного в этой области искусством [15, С. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного концерта «Мама – Родина – Россия»

2.1. Литературный сценарий театрализованного концерта «Мама – Родина – Россия»

(На сцену выходит  одна из женщин ансамбля и  рассказывает о России)

Нередко к слову «родина» прибавляют слово «мать». Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, защищает и бережет она нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Россия!!!

Песня «Россия»

Песня «Ой заря ты зорюшка»

(выходят мама и дочь из разных кулис)

Мама: Здравствуй доченька!!! 

( пытается обнять дочь, та отталкивает ее).

Дочь: Мам, только вот не надо тут эмоций!!! А ты, я смотрю в своем репертуаре, опять эту старину слушаешь.

Мама: Да, что ты – это же настоящее искусство!!!

Дочь: Это искусство? Ну, ты мать даешь!!! Это же прошлый век!!! Вот у меня искусство, дак искусство, на послушай (Дает маме наушники, включается……)

Нарезка

Мама: Да что ты доченька!!! Это уж  точно не искусство, от такой музыки…………

Дочь: Ой, мам, не понять тебе нынешнюю молодежь.

Мама: Может и не понять, конечно, каждому свое. Послушай песню наших земляков, вот что по настоящему за душу берет!!!

Песня «Колечко»

Песня «Не забуду»

Мама: Меня раньше моя мама тоже не понимала, все ставила себя в пример.

Дочь: Бабушка что ли???

Мама: Бабушка, бабушка!!!

Песня «Бабушка»

Песня «Лети лето»

Мать: (выходит и поёт) Залетела...

Дочь: (перебивает) Мам, ты серьёзно…

Мама: Что серьезно??? Да тьфу на тебя, я же песню пою!!! Как услышу эти песни, так ноги сами в пляс идут! (уходит)

Дочь: (уходя) А я то думала…

Танец «Красная смородина»

Песня «О родном крае» (акапельно)

Мама: Как поют…

Дочь: Да ничего особенного, и вообще, как вы тут живете? Такая тоска.

Мама: А ты попробуй летом рано встать, босыми ногами пройтись по росе, послушать как кукушка в лесу кукует, как петухи на заре поют, как птицы своими трелями завораживают, нигде ты такого не услышишь, как в российской глубинке.

Песня «Российская глубинка»

Песня «Есть вино»

Дочь: Ой, мам, я тут в аське писала и в контакте была

Мама: Доча, с каким Васькой ты в контакте была???

Дочь: Мама, да это в компьютере.

Мама: Ну, слава Богу, ты смотри там с городскими то осторожнее, а то у нас в деревне такая история была.

Песня «Все потому»

Песня «Звенит частушка»

Песня «Над Россией лебеди» (акапельно)

(дочь выходит в шоке)

Мама: Дочь, что с тобой?

Дочь: Мам, это что сейчас было?

Мама: Где?

Дочь: Да вот здесь, только что.

Мама: Песня.

Дочь: А-а-а. А я думала, что я в сказку попала. (Уходит)

Мама: Не уж то понравилось?

Танец «Дарья»

Песня «Задушевные слова»

Песня «Светит радуга»

Дочь: Мама, наконец-то я поняла, что есть на свете такие песни, которые могут затронуть за душу каждого.

Мама: Так и должно быть, дочка. Потому что народные песни идут от народа, и поются для народа.

Песня «Ивушка»

Песня «За рекой»

Дочь: Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. С самых первых дней нашей жизни мама окружала нас своей заботой и любовью. Мама видит, как ее ребенок делает первые самостоятельные шаги!

Становясь старше, мы делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире, обо всех своих горестях и радостях мы рассказываем, прежде всего, ей, рассчитывая на её поддержку и понимание.

Песня «Мама»

Мама: Спасибо тебе дочь за такие нежные, слова.

Дочь: Сегодня ваш праздник, и пускай все красивые и добрые слова звучат в ваш адрес – дорогие мамочки!!!

Песня «Разгуляйся душа»

2.2. Режиссерская экспликация театрализованного концерта «Мама – Родина – Россия»

  1. Идейно-тематический комплекс:

Тема – Родина, русская народная песня, мать – корневые понятия нашей жизни.

Идея – Русская песня, прославляющая Родину и мать в песне, всегда были и будут.

Сверхзадача – русские люди, любите, пойте, и никогда не забывайте русские песни.

Жанр – театрализованный концерт

Конфликт – непонимание и неприятие молодежью русской народной песни

  1. Сценарный анализ:

Экспозиция – радость встречи ведущей с единомышленниками (любителями песни)

Завязка – неудачная встреча

Развитие действия:

  1. Попытка дочери перестроить мать.
  2. Песни земляков
  3. Извечный конфликт отцов и детей
  4. Эмоциональное потрясение
  5. Деревенские радости
  6. Лебединая песня

Кульминация – признанье дочери

Развязка – благодарность матери, разбудившей высокие чувства дочери.

Финал – «Разгуляйся душа»

Сценарный ход – спор матери и дочери

Фабула – Дочь, живущая в большом городе, вернулась домой в провинцию и отрицает народные песни своей Родины, но встречаясь с различными ситуациями, предоставляемыми мамой, она приходит к пониманию красоты и душевности народной песни.

Интрига – сумеет ли мать с помощью песен переубедить дочь.

Коллизия – найди в себе любовь к русской песне.

  1. Режиссерский анализ:

Ведущее предлагаемое обстоятельство – канун праздника, посвященного «Дню матери» и подтверждение звания «Народный» ансамблю песни и танца «Ноляночка»

Сквозное действие – раскрыть красоту русской народной песни

Контрсквозное действие – непонимание и отрицание молодежью русской народной песни.

Атмосфера и способы ее создания – атмосфера концертная, спокойная, доброжелательная, отзывчивая, дружелюбная. Красивое народное пение, традиционные русские костюмы, сменяемые на протяжении концерта 3 раза, подсветка, усиленное звучание, движение, танец, мизансценирование, театрализация.

Темпоритм концерта – при постепенном нарастании были спады и подъемы, заложенные в темпах песен.

Событийный ряд:

Исходное событие – приветствие ведущей.

Развивающее событие:

  • Неудачная встреча
  • Родная песня
  • Родные
  • Любовь
  • Открытие своей красоты
  • Лебединая песня

Информация о работе Теоретические основы формирования зрительской культуры посредством театрализованного концерта